Барьеры для предпринимателей сохраняются |

Количество просмотров: 75
Автор либерализация, либерализация, декрет, декрет, проверки проверки
Барьеры для предпринимателей сохраняются

Пакет документов по либерализации бизнес-среды частично снимает барьеры, которые препятствуют развитию малого и среднего бизнеса.

Это один из выводов экспертов Исследовательского центра ИПМ, которые сопоставили пакет документов по либерализации экономики с результатами ранее проведенных опросов малых и средних предприятий по условиям ведения бизнеса в Беларуси.

Документы по либерализации могут стимулировать рост самозанятости

«Принятые документы по либерализации улучшают бизнес-климат и могут сыграть положительную роль. Однако не стоит ожидать быстрого роста вклада малых и средних предприятий в ВВП. Вряд ли по итогам текущего года он заметно возрастет. Для того, чтобы увеличение этого вклада стало заметным, предприятия должны не просто начать работать, необходимо время, чтобы произошла раскрутка собственного дела. Более заметными могут быть изменения, связанные с упрощением процедуры открытия предприятий. Можно надеяться, что рост самозанятости и увеличение числа микропредприятий произойдет довольно быстро», - сказала научный директор Исследовательского центра ИПМ Ирина Точицкая.

В исследовании «Новый пакет по либерализации vs потребности белорусского бизнеса: результаты опросов малых и средних предприятий» говорится, что принимавшиеся ранее меры по улучшению бизнес-климата не дали ощутимых результатов с точки зрения роста вклада малых и средних предприятий в экономику. После того как в 2008-2009 годах был сделан акцент на развитии малого и среднего бизнеса, экономические власти не раз ставили задачи по увеличению его доли в ВВП. Изначально предполагалось довести ее до 30%, а в Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Беларуси до 2020 года поставлена задача увеличить долю малых и средних предприятий до 50%.

«Однако несмотря на проводимую работу и существенное улучшение позиции в рейтинге «Ведение бизнеса» за последние десять лет (38 место в ВБ 2018 по сравнению с 110 в ВБ 2008), Беларусь не смогла добиться ощутимых успехов ни с точки зрения вклада МСП в ВВП, ни в расширение занятости», - сказано в исследовании.

Частный бизнес по-прежнему ощущает высокую налоговую нагрузку и неравную конкуренцию
 

«Для того, чтобы вклад в экономику рос, нужно не только время, но и целый ряд факторов, причем не все из них связаны с улучшением бизнес-климата. Значительное влияние на возможности роста малых и средних предприятий оказывает макроэкономическая ситуация. Простой пример: для того, чтобы развивать компанию в сфере строительства, необходимо, чтобы у людей было достаточно денег, которые они готовы потратить на покупку или ремонт жилья. Это значит, что перспективы развития бизнеса зависят от покупательской способности населения», - подчеркнула Ирина Точицкая.

Помимо этого, несмотря на улучшения бизнес-среды в последние годы в ходе регулярных опросов предприниматели продолжают отмечать сохранение довольно серьезных барьеров. В частности, представители малого и среднего бизнеса постоянно заявляют о неравных условиях конкуренции государственных и частных компаний, которые сохраняются во многих сферах, включая участие в тендерах, Также предприниматели отмечают  еравные условия конкуренции при аренде помещений и в связи с доступом к финансовым ресурсам.

«Довольно сложная ситуация остается и с налогами. По рекомендациям Всемирного банка было сокращено количество налогов и упрощена процедура их администрирования. Однако налоговая нагрузка остается высокой, что с точки зрения предпринимателей является серьезным барьером. Одна из причин сохранения высокого уровня налоговой нагрузки – необходимость уплаты значительных взносов в ФСЗН. Ожидать снижения этих взносов не приходится, учитывая дефицит Фонда социальной защиты населения. Пенсионная реформа на повестке дня экономических властей не стоит: переговоры с МВФ, который настаивал на реформировании пенсионной системы, сегодня заморожены. Между тем, согласно оценкам Всемирного банка, налоги на зарплату в Беларуси одни из самых высоких в регионе. Это приводит к увеличению стоимости рабочей силы и в конечном итоге отражается на себестоимости продукции», - считает Ирина Точицкая.

Проблемы с имплементацией законодательства могут затормозить процесс улучшения бизнес-климата

Эксперт отметила, что согласно опросам малых и средних предприятий, серьезным барьером для развития бизнеса являются плохо функционирующие институты. Поэтому очень важно то, как на практике будут реализовываться положения Декрета №7 и других документов из пакета мер по либерализации бизнес-среды. Например, в заявленном властями моратории на увеличение налогов четко не оговорено, на что он распространяется и как он будет реализован. Это может позволить увеличивать налоговую нагрузку в обход моратория - к примеру, изменять налоговую базу при сохранении ставки налога. Болезненным вопросом для бизнеса также являются проверки. Поэтому очень важно, как государственными органами будут разработаны критерии оценки степени риска для отбора проверяемых предприятий при проведении выборочных проверок.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала PROnalogi .by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. В ЕАЭС уравняют акцизы на сигареты |

До 1 февраля 2019 года государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) могут согласовать проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию, сообщает РБК. Беларусь была основным противником нового соглашения.

2. Увеличился состав плательщиков экологического налога |

В соответствии с подп. 2.1 п. 2 ст. 247 Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2019 г. объектами налогообложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (далее - разрешение), при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику три тонны в год и менее.

3. Внесены изменения в порядок заполнения форм ПУ |

С 18 января 2019 г. вступает в силу Постановлением Правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты от 10.01.2019 № 1, которым внесены изменения и дополнения в постановление Правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты от 19.06.2014 № 7 «О некоторых вопросах заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета».

4. Изменения порядка приостановления операций по счетам (электронным кошелькам) плательщика в банке в 2019 году |

С 1 января 2019 года действует новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, главная цель которого - совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки.

5. Коэффициенты к ставкам налога на недвижимость |

Решения местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок налога на недвижимость, принятые до 01.01.2019, применяются в 2019 году без учета норм  п. 2 ст. 230 НК. При подготовке таких решений на 2020 год они подлежат приведению в соответствие с данной нормой (п.16 ст. 4 Закона РБ от 30.12.2018 № 159-З).

6. О реструктуризации задолженности убыточных с/х предприятий |

С 7 января 2019 г. в полном объеме вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций». Письмом от 14.01.2019 № 2-2-10/00122 «О налогообложении» Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъяснило порядок применения норм указа.

7. Власти могут обязать предпринимателей и граждан благоустраивать прилегающие к их участкам территории |

Еще в ноябре прошлого года Палата представителей Национального собрания в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь „О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“». Но какие именно изменения ждут белорусов, до сих пор неясно. По мнению Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, в случае принятия закона органы власти смогут обязывать предпринимателей и простых граждан за собственный счет благоустраивать прилегающие к их участкам территории. Но что такое благоустройство и о каких территориях идет речь?

8. Вступил в силу Указ "О совершенствовании правового регулирования международного лизинга " |

16 января вступил в силу  Указ № 16 "О развитии международного лизинга" (далее – Указ № 16), подписанный Президент Республики Беларусь 14 января 2019 г., нормы которого направлены на совершенствование правового регулирования международного лизинга с учетом опыта осуществления данной деятельности и внешнеторговых операций.

9. Как ИП перейти на МФР "по отгрузке"? |

Новой редакцией Налогового кодекса Республики Беларусь для ИП предусмотрена возможность определять момент фактической реализации (МФР) объектов не только по дате их оплаты, но и по дате отгрузки без привязки к дате поступления оплаты. Как это сделать?

10. Изменен порядок обжалования решений налоговых органов |

С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, которой внесены
изменения, касающиеся порядка обжалования решений инспекций МНС по районам, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

11. Возможны отклонения по результатам предварительного контроля, проводимого плательщиками в АИС «Учет счетов-фактур» |

МНС проинформировал о том, что при наличии отклонения по результатам предварительного контроля, плательщикам - пользователям портала электронных счетов-фактур следует обратить внимание на данные, отраженные в протоколах контроля по графам «по данным декларации». При отражении в протоколах  данных из «неактуальных» налоговых деклараций (расчетов) по НДС (при наличии у плательщика подтверждения налогового органа о приеме «актуальной» декларации) отклонения считаются  необоснованными.

12. Обзор изменений законодательства с 1 января 2019 г. |

В наступившем году запланирован ряд изменений в действующее законодательство, которые могут изменить привычные правила ведения бизнеса, и, соответственно, их необходимо будет принять во внимание при осуществлении предпринимательской деятельности.

13. Увеличен инвестиционный вычет |

С 2019 года расширена возможность плательщиков налога на прибыль  применить инвестиционный вычет  за счет увеличения его размера в 1,5 раза по объектам, используемым в предпринимательской деятельности/

16. О копиях CMR-накладных при реализации экспортируемых транспортных услуг |

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и с учетом разъяснений Министерства транспорта и коммуникаций, Государственного таможенного комитета, ассоциации «БАМАП», ассоциации «БАМЭ» подготовило разъяснения по вопросу обоснованности применения нулевой ставки НДС по копиям CMR-накладных.

17. Новая льгота по подоходному |

С  1 января 2019 года от подоходного налога освобождены доходы, полученные физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь, а также гражданами Республики Беларусь, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от возмездного отчуждения в течение пяти лет (в том числе путем продажи, мены, ренты) одного не завершенного строительством капитального строения (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в виде служебного надела  (абзац второй части первой пункта 44 статьи 208 НК).

19. Вниманию плательщиков НДС |

Напоминаем плательщикам НДС, избравшим отчетным периодом в 2019 году календарный квартал, не забыть уведомить о принятом решении налоговый орган по месту постановки на учет. Уведомление осуществляется путем проставления соответствующей отметки в налоговой декларации (расчете), представляемой за 2018 год не позднее 20-го января 2019 года.

20. Изменения для ИП в порядке уплаты НДС |

Налоговым кодексом Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г.   № 159-З внесены изменения в порядок уплаты НДС индивидуальными предпринимателями

21. Изменен срок представления физическими лицами налоговой декларации |

В соответствии со статьей 222 новой редакции Налогового кодекса налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц граждане получившие доходы, налогообложение которых производится налоговым органом обязаны представлять не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ранее такую обязанность необходимо было исполнить не позднее 1 марта.

22. Санитарно-гигиеническая экспертиза перешла в разряд добровольной с 21 декабря 2018 года |

Из Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исключается государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства с выдачей санитарно-гигиенического заключения на продукцию, а также  его замена (переоформление, внесение изменений, выдача дубликата)

23. Новый порядок обоснования ставки НДС 0 % при реализации экспортируемых транспортных услуг экспортируемых |

С 2019 года, в связи с принятием НК-2019, поменялось основание для применения ставки НДС в размере ноль (0) процентов при реализации экспортируемых транспортных услуг. Новый порядок обоснования применения ставки НДС 0% при реализации экспортируемых транспортных услуг будет применяться к операциям момент фактической реализации которых наступит после 01.01.2019 г.