О применении ставки НДС 10% при отгрузке сельхозпродукции в страны ЕАЭС |

Количество просмотров: 289
Автор НДС, НДС, 10%, 10%, сельхозпродукция сельхозпродукция
О применении ставки НДС 10% при отгрузке сельхозпродукции в страны ЕАЭС
1.Согласно статье 72 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор о ЕАЭС) взимание косвенных налогов во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки НДС при экспорте товаров, а также их налогообложение НДС при импорте (пункт 1 статьи 72 Договора о ЕАЭС). 

При этом, косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства – члена  ЕАЭС товаров, которые ввозятся физическими лицами не в целях предпринимательской деятельности (пункт 6 статьи 72 Договора о ЕАЭС). 

Таким образом,  у белорусской организации отсутствуют основания для применения нулевой ставки НДС при реализации товаров физическим лицам – гражданам Российской Федерации, не являющимся индивидуальными предпринимателями, поскольку такие физические лица не являются участниками налоговых правоотношений во взаимной торговле товарами в ЕАЭС и белорусская организация не получит от них соответствующее документальное подтверждение факта вывоза товаров за пределы Республики Беларусь (в частности, заявление), требуемое законодательством для применения ею нулевой ставки НДС. 

В связи с чем:
  • реализация товаров указанным физическим лицам осуществляется белорусской организацией по цене, включающей сумму НДС;
  • у белорусской организации отсутствует необходимость в отсчете срока (180 дней с даты отгрузки товара), установленного законодательством для получения указанного подтверждения. 

Соответственно, оборот по реализации товаров подлежит отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС за тот отчетный период, на который приходится момент фактической реализации товаров, то есть без учета отсчета 180 дней с даты отгрузки товара.
 
При этом, налогообложение и включение суммы НДС в цену товара производится по ставке НДС, установленной статьей 102 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - Кодекс) в размере 20 или 10 процентов как при реализации товаров на территории Республики Беларусь. Поскольку товар в момент начала отгрузки или транспортировки покупателю – физическому лицу Российской Федерации находится на территории Республики Беларусь, то местом его реализации согласно статье 32 Кодекса признается территория Республики Беларусь. 

Если белорусской организацией реализуется физическому лицу Российской Федерации товар, поименованный в статье 94 Кодекса, то применяется освобождение от НДС и сумма НДС в цену не включается.    
 
2.Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Кодекса Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства. Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены  Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не определено нормами международного права.

В силу статьи  72 Договора о ЕАЭС взимание косвенных налогов  во взаимной торговле товарами осуществляется по принципу страны назначения, предусматривающему применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость при экспорте товаров, а также их налогообложение НДС при импорте.

При этом, как определено пунктом 13 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о ЕАЭС, обязанность уплаты «ввозного» НДС установлена для налогоплательщиков – собственников товаров, в том числе и налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.   

Таким образом, российские субъекты хозяйствования (российские организации и индивидуальные предприниматели), являющиеся участниками налоговых правоотношений во взаимной торговле товарами в ЕАЭС, обязаны представить белорусской организации заявление, требуемое законодательством для применения ею нулевой ставки НДС в качестве документального подтверждения факта вывоза товаров за пределы Республики Беларусь.   

В связи с чем:
  • отгрузка товаров на экспорт российским субъектам хозяйствования (российским организациям и индивидуальным предпринимателям) с выделением НДС по ставке 20 процентов (10 процентов) является нарушением международного договора;
  • у белорусской организации возникает обязанность отсчета срока (180 дней с даты отгрузки товара), установленного законодательством для получения указанного подтверждения. 

Соответственно, оборот по реализации товаров подлежит отражению в налоговой декларации (расчете) по НДС в порядке, установленном частями  восьмой – одиннадцатой пункта 2, пунктом 8 статьи 102  Кодекса.  При отсутствии у белорусской организации заявления налогообложение товаров, указанных  в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 102 Кодекса, производится по ставке в размере 10 процентов только по истечении  180 дней со дня их отгрузки.   

При  возникновении сомнений в части представления российскими покупателями (организациями и индивидуальными предпринимателями) заявления рекомендуется белорусским субъектам хозяйствования предусматривать в договорах обязанность российского покупателя представить ему заявление, а также устанавливать меры ответственности при несоблюдении этой обязанности (например, санкцию в размере 20 (10) процентов от стоимости товара, что в эквиваленте составит сумму НДС, подлежащую исчислению белорусским экспортером при неполучении заявления). 

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала PROnalogi .by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. В ЕАЭС уравняют акцизы на сигареты |

До 1 февраля 2019 года государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) могут согласовать проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию, сообщает РБК. Беларусь была основным противником нового соглашения.

2. Увеличился состав плательщиков экологического налога |

В соответствии с подп. 2.1 п. 2 ст. 247 Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2019 г. объектами налогообложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (далее - разрешение), при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику три тонны в год и менее.

3. Внесены изменения в порядок заполнения форм ПУ |

С 18 января 2019 г. вступает в силу Постановлением Правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты от 10.01.2019 № 1, которым внесены изменения и дополнения в постановление Правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты от 19.06.2014 № 7 «О некоторых вопросах заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета».

4. Изменения порядка приостановления операций по счетам (электронным кошелькам) плательщика в банке в 2019 году |

С 1 января 2019 года действует новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, главная цель которого - совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки.

5. Коэффициенты к ставкам налога на недвижимость |

Решения местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок налога на недвижимость, принятые до 01.01.2019, применяются в 2019 году без учета норм  п. 2 ст. 230 НК. При подготовке таких решений на 2020 год они подлежат приведению в соответствие с данной нормой (п.16 ст. 4 Закона РБ от 30.12.2018 № 159-З).

6. О реструктуризации задолженности убыточных с/х предприятий |

С 7 января 2019 г. в полном объеме вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций». Письмом от 14.01.2019 № 2-2-10/00122 «О налогообложении» Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъяснило порядок применения норм указа.

7. Власти могут обязать предпринимателей и граждан благоустраивать прилегающие к их участкам территории |

Еще в ноябре прошлого года Палата представителей Национального собрания в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь „О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“». Но какие именно изменения ждут белорусов, до сих пор неясно. По мнению Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, в случае принятия закона органы власти смогут обязывать предпринимателей и простых граждан за собственный счет благоустраивать прилегающие к их участкам территории. Но что такое благоустройство и о каких территориях идет речь?

8. Вступил в силу Указ "О совершенствовании правового регулирования международного лизинга " |

16 января вступил в силу  Указ № 16 "О развитии международного лизинга" (далее – Указ № 16), подписанный Президент Республики Беларусь 14 января 2019 г., нормы которого направлены на совершенствование правового регулирования международного лизинга с учетом опыта осуществления данной деятельности и внешнеторговых операций.

9. Как ИП перейти на МФР "по отгрузке"? |

Новой редакцией Налогового кодекса Республики Беларусь для ИП предусмотрена возможность определять момент фактической реализации (МФР) объектов не только по дате их оплаты, но и по дате отгрузки без привязки к дате поступления оплаты. Как это сделать?

10. Изменен порядок обжалования решений налоговых органов |

С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, которой внесены
изменения, касающиеся порядка обжалования решений инспекций МНС по районам, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

11. Возможны отклонения по результатам предварительного контроля, проводимого плательщиками в АИС «Учет счетов-фактур» |

МНС проинформировал о том, что при наличии отклонения по результатам предварительного контроля, плательщикам - пользователям портала электронных счетов-фактур следует обратить внимание на данные, отраженные в протоколах контроля по графам «по данным декларации». При отражении в протоколах  данных из «неактуальных» налоговых деклараций (расчетов) по НДС (при наличии у плательщика подтверждения налогового органа о приеме «актуальной» декларации) отклонения считаются  необоснованными.

12. Обзор изменений законодательства с 1 января 2019 г. |

В наступившем году запланирован ряд изменений в действующее законодательство, которые могут изменить привычные правила ведения бизнеса, и, соответственно, их необходимо будет принять во внимание при осуществлении предпринимательской деятельности.

13. Увеличен инвестиционный вычет |

С 2019 года расширена возможность плательщиков налога на прибыль  применить инвестиционный вычет  за счет увеличения его размера в 1,5 раза по объектам, используемым в предпринимательской деятельности/

16. О копиях CMR-накладных при реализации экспортируемых транспортных услуг |

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и с учетом разъяснений Министерства транспорта и коммуникаций, Государственного таможенного комитета, ассоциации «БАМАП», ассоциации «БАМЭ» подготовило разъяснения по вопросу обоснованности применения нулевой ставки НДС по копиям CMR-накладных.

17. Новая льгота по подоходному |

С  1 января 2019 года от подоходного налога освобождены доходы, полученные физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь, а также гражданами Республики Беларусь, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от возмездного отчуждения в течение пяти лет (в том числе путем продажи, мены, ренты) одного не завершенного строительством капитального строения (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в виде служебного надела  (абзац второй части первой пункта 44 статьи 208 НК).

19. Вниманию плательщиков НДС |

Напоминаем плательщикам НДС, избравшим отчетным периодом в 2019 году календарный квартал, не забыть уведомить о принятом решении налоговый орган по месту постановки на учет. Уведомление осуществляется путем проставления соответствующей отметки в налоговой декларации (расчете), представляемой за 2018 год не позднее 20-го января 2019 года.

20. Изменения для ИП в порядке уплаты НДС |

Налоговым кодексом Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г.   № 159-З внесены изменения в порядок уплаты НДС индивидуальными предпринимателями

21. Изменен срок представления физическими лицами налоговой декларации |

В соответствии со статьей 222 новой редакции Налогового кодекса налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц граждане получившие доходы, налогообложение которых производится налоговым органом обязаны представлять не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ранее такую обязанность необходимо было исполнить не позднее 1 марта.

22. Санитарно-гигиеническая экспертиза перешла в разряд добровольной с 21 декабря 2018 года |

Из Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исключается государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства с выдачей санитарно-гигиенического заключения на продукцию, а также  его замена (переоформление, внесение изменений, выдача дубликата)

23. Новый порядок обоснования ставки НДС 0 % при реализации экспортируемых транспортных услуг экспортируемых |

С 2019 года, в связи с принятием НК-2019, поменялось основание для применения ставки НДС в размере ноль (0) процентов при реализации экспортируемых транспортных услуг. Новый порядок обоснования применения ставки НДС 0% при реализации экспортируемых транспортных услуг будет применяться к операциям момент фактической реализации которых наступит после 01.01.2019 г.