Иностранную компанию могут признать белорусской с серьезными финансовыми последствиями |

Автор Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор" Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор"
Автор иностранные организации, иностранные организации, регистрация, регистрация, Налоговый кодекс Налоговый кодекс
Иностранную компанию могут признать белорусской с серьезными финансовыми последствиями

Иностранную компанию могут признать белорусской с серьезными финансовыми последствиями: их заставят платить налоги со всех мировых доходов в бюджет страны. Такое положение прописано в новой редакции Налогового кодекса, который должен вступить в силу с 1 января 2019 года.

Что изменится в законодательстве и как это повлияет на белорусских собственников иностранных компаний, объяснили юристы компании REVERA Екатерина Попова и Валентин Аникин.

Как место регистрации влияет на платежи в белорусский бюджет?

 Налоговое законодательство разделяет организации на белорусские и иностранные — по месту регистрации.

Белорусские компании платят налоги в бюджет страны со всего мирового дохода: и внутри страны и за границей. Иностранные компании уплачивают в бюджет Беларуси только налоги по деятельности, доходам и имуществу на территории республики.

Могут ли сейчас иностранные компании признать белорусскими?

В действующей редакции Налогового кодекса (15-я статья) сказано, что при отсутствии (бездействии) места госрегистрации компании, оно определяется:

— по местонахождению высшего органа управления;

— по месту, где принимаются ключевые управленческие решения;

— по месту, в котором находятся основные бухгалтерские документы;

— по месту жительства руководителя или учредителя.

Сейчас нет активной практики применения этой статьи и переквалификации иностранных компаний в белорусские для последующих дополнительных взысканий налогов.

Как изменится подход?

На стадии общественного обсуждения и подготовки новой редакции Налогового кодекса в парламент статья 15 была несколько раз изменена. В последней редакции критерии для признания иностранной компании белорусской детализированы и расширены. Это может произойти в следующих случаях:

— в соответствии с международным договором Беларуси по налоговым вопросам, положения которого определяют резидентство организации;

— в случае бездействия иностранной организации в государстве, по законодательству которого она создана, и нахождения места ее фактического управления в Беларуси.

Иностранные компании рискуют стать налоговыми резидентами Беларуси прежде всего в том случае, если за границей у них не будет реально работающего исполнительного органа: директора, управляющего или акционеров — в зависимости от того, кто занимается текущим руководством деятельности организации, предупреждают специалисты.

Подобные нормы направлены на борьбу с фиктивными и действительно бездействующими на территории иностранных государств компаниями, которые реально управляются с территории Беларуси.

— Какой будет правоприменительная практика, пока неясно. Будет крайне печально, если она пойдет по формальному пути и налоги будут доначисляться, например, просто из-за того, что у руководителя иностранной организации белорусское гражданство или общее собрание акционеров будет проводиться на территории нашей страны, — говорят юристы.

Кто попадает в зону риска?

— Торговые компании, которые были созданы для удобства работы с нерезидентами.

Такие компании, например, часто создавались в РФ для оформления документов по импорту из Беларуси и уплаты ввозного НДС — с ним, как известно, российские компании самостоятельно никогда не хотели связываться.

— Транспортные и транспортно-экспедиционные компании, у которых основные заказчики — нерезиденты.

Руководство деятельностью таких компаний не всегда требует постоянного присутствия на территории иностранного государства: переговоры, переписка и другие процессы, как правило, ведутся через интернет, а проблемные вопросы, связанные с передвижением грузов можно решать из любой точки мира.

— IT-компании.

Специфика бизнеса позволяет зарегистрировать компанию в удобной юрисдикции, но управлять ей из Беларуси и здесь же иметь штат сотрудников.

— Иностранные компании, связанные с белорусским бизнесом.

Под это определение подходят компании, директора которых живут в Беларуси, отсюда осуществляют оперативное руководство, а ключевые решения ездят принимать по месту регистрации.

В чем опасность для белорусского бизнеса?

Пока открытым остается вопрос, не приведут ли такие изменения к наказанию добросовестных компаний, которые регистрировали бизнес за границей для своего удобства и не пытались получить налоговую выгоду или уклониться от уплаты налогов.

Также неясно, распространяется ли статья 15 Налогового кодекса на резидентов ПВТ, которым декрет № 8 разрешил управлять иностранными компаниями удаленно из Беларуси.

Из прописанных положений пока непонятно, будет ли считаться бездействием подобная ситуация: у иностранной компании за границей есть реально действующий офис с работниками и наемным директором. При этом он согласовывает свои действия с собственниками, которые находятся в Беларуси.

Также неясной остается методология доначисления налогов иностранной организации, а также то, будут ли учитываться при определении налоговой базы затраты зарубежного офиса на его содержание, себестоимость произведенной продукции и прочие расходы, говорят эксперты.

Более того, сейчас в законодательстве страны нет технической процедуры постановки на учет иностранной компании в качестве налогоплательщика Беларуси. То есть даже при наличии добровольного желания у зарубежной организации заплатить какие-то налоги в бюджет республики, сделать это будет крайне затруднительно.

Возврат к списку


Материалы по теме:

Свежие статьи на портале

1. Разъяснение Минфина о налоговом учете без налогового консультанта |

Организации и ИП при оказании услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности вправе осуществлять ведение налогового учета и составление налоговых деклараций (расчетов) без получения аттестата налогового консультанта. Такая позиция изложена в письме Минфина Беларуси от 27.09.2018 № 1-1-25/46/КЛ-292 за подписью замминистра Дмитрия Кийко в ответ на коллективное обращение, подготовленное экспертами Минского столичного союза предпринимателей и работодателей и директорами партнерских предприятий.

2. До 01.04.2019 можно не подавать информацию о расхождении данных Z-отчета с СККО |

В настоящее время РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» выполняются работы по модернизации инфраструктуры автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования (далее – АИС ККО), что в свою очередь неизбежно будет приводить к существенным задержкам в приеме, обработке и отображении данных, полученных от кассового оборудования с установленным СКНО  и передаваемых в АИС ККО. Также по причине необходимости выполнения оптимизации баз данных и других технических работ для субъектов хозяйствования, использующих кассовое оборудование с установленным СКНО, периодически будут недоступны сервисы построения отчетов. 

3. С 12 октября службы такси должны подавать информацию об автомобильных перевозках |

12 октября вступает в силу ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 сентября 2018 г. № 21 «О представлении информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси».

4. О применении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции |

Налоговым законодательством Республики Беларусь наряду с общим порядком налогообложения установлены особые режимы налогообложения. Их применение напрямую связано со спецификой деятельности, которую осуществляют плательщики, или же непосредственно с категорией плательщиков. Одним из таких режимов налогообложения является единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции 

5. Внесены изменения в процедуру приобретения трудовых книжек |

Постановлением Минтруда и соцзащиты от 05.10.2018 № 73 внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек, утвержденную постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках».

6. Иностранную компанию могут признать белорусской с серьезными финансовыми последствиями |

Иностранную компанию могут признать белорусской с серьезными финансовыми последствиями: их заставят платить налоги со всех мировых доходов в бюджет страны. Такое положение прописано в новой редакции Налогового кодекса, который должен вступить в силу с 1 января 2019 года. Что изменится в законодательстве и как это повлияет на белорусских собственников иностранных компаний

7. МАРТ предлагает запретить торговлю через интернет б/у одеждой и обувью |

Торговля бывшей  в употреблении одеждой и обувью через интернет может быть запрещена в Беларуси. Соответствующая норма содержится в проекте постановления Совета Министров Беларуси «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров от 15 января 2009 г. № 31», которое определяет Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, сообщается на сайте Министерство торговли и антимонопольного регулирования.

8. Надомникам предоставят допгарантии по охране труда |

Проект изменений в законодательство об охране труда направлен в том числе на закрепление гарантий для надомных работников. Об этом сообщил начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Иван Карчевский на онлайн-конференции «Практическое применение законодательства об охране труда» на сайтах Минтруда и Белта.

9. Комментарий МНС к Указу от 07.08.2018 № 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса» |

Президентом Республики Беларусь 7 августа 2018 г. издан Указ № 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса», направленный на регулирование порядка организации и (или) проведения онлайн азартных игр, а также дальнейшее совершенствование деятельности в сфере игорного бизнеса в целом.

10. С 2019 г. транспортный налог больше не будет привязан к техосмотру |

По новой схеме белорусские водители будут оплачивать транспортный налог через ЕРИП, причем сделать это можно будет в несколько этапов на срок от одного месяца, что существенно упростит жизнь тем, кто не ездит на авто круглый год.

11. За прицепы массой более 50 тонн вводится утилизационный сбор |

В Беларуси вводится механизм уплаты утилизационного сбора за ввозимые в страну прицепы и полуприцепы категории О4 (технически допустимая максимальная масса которых более 10 т). Соответствующий указ подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко.

15. С 29 декабря вводятся новые образцы акцизных марок |

С 29 декабря 2018 г. вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.2018 № 697 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2008 г. № 618». Постановлением № 697 к аналогичным образцам на бумажной основе добавлены 2 образца акцизной марки на самоклеящейся основе.

16. Заполнение ЭСЧФ при переработке давальческого сырья для нерезидентов |

Порядок заполнения ЭСЧФ при реализации для нерезидентов экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов) при отгрузке произведенных товаров,  в целях постоянного их размещения, в государства, являющиеся и не являющиеся членами ЕАЭС.

17. Налоги при реализации резидентом ПВТ имущества бывшего в употреблении |

Согласно части пятой пункта 28 Положения о ПВТ льгота по налогу на прибыль, предусмотренная абзацем вторым пункта 27 Положения о ПВТ, и освобождение от НДС, предусмотренное абзацем третьим пункта 27 Положения о ПВТ, не применяется резидентами ПВТ в отношении оборотов по реализации, прибыли от реализации имущества, указанного в абзаце восьмом пункта 19 Положения о ПВТ.

Соответственно, в случае отчуждения резидентом ПВТ бывшего в употреблении имущества (по истечении 12 месяцев с даты приобретения) в его стоимости покупателю должен быть выделен НДС, а доход обложен налогом на прибыль?

18. Налоги у резидента ПВТ при использовании ПО нерезидента |

Верно ли, что согласно пунктам 32 и 33 Положения освобождаются от НДС и налога на доходы платежи в виде вознаграждения за использование программного обеспечения (компьютерной программы) по неисключительной лицензии, производимые резидентами ПВТ в адрес нерезидентов Республики Беларусь (например, резидентов Российской Федерации)?

Рассматривается ли уплата вознаграждения за использование программного обеспечения (компьютерной программы) как роялти (для целей налога на доходы) и как реализация имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (для целей НДС)?

19. Налогообложение резидента ПВТ при заказе у нерезидента услуги по регистрации доменов |

Применяется ли освобождение от НДС согласно пункту 32 Положения о ПВТ и ставка налога на доходы иностранных организаций в размере 0% согласно пункту 33 Положения о ПВТ к оборотам (доходам) в связи с заказом резидентом ПВТ у нерезидента услуг по регистрации доменов и/или услуг по выпуску SSL-сертификатов?

20. Опубликовано постановление Минфина "О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций" |

На сайте НЦПИ сегодня опубликовано Постановление Министерства финансов от 10.08.2018 № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (рег. № 8/33510 от 03.10.2018).

21. Специальные валютные счета резидентов подлежат закрытию |

Нацбанк Беларуси принял очередное решение в сфере валютного регулирования. Поступающие в пользу юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся резидентами Республики Беларусь, денежные средства в иностранной валюте подлежат зачислению, минуя специальные транзитные валютные счета, на их текущие (расчетные) банковские счета либо иные счета в случаях, установленных законодательными актами.

22. В РБ запретили премии и бонусы за рекламу и продвижение алкоголя |

Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 28 сентября 2018 г. № 704, запретил юридическим лицам, осуществляющим производство и (или) оптовую торговлю алкогольными напитками, на которые установлены предельные минимальные отпускные цены государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), выплату любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей) за продвижение этих напитков.

23. Налоги у резидента ПВТ при приобретении техподдержки у нерезидента |

Попадает ли под регулирование пунктов 32 и 33 Положения о ПВТ приобретение технической поддержки программного обеспечения или обновления программного обеспечения у иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь?