О сфере контроля налоговых органов за деятельностью садоводческих товариществ |

Количество просмотров 109
Автор пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Автор садоводческие товарищества, садоводческие товарищества, налоги, налоги, проверки проверки
О сфере контроля налоговых органов за деятельностью садоводческих товариществ

Указом Президента Республики Беларусь от 28.01.2008 № 50 «О мерах по упорядочению деятельности садоводческих товариществ» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 20.01.2017, далее – Указ № 50) и Положением о садоводческом товариществе, утвержденным Указом № 50, определены условия создания, правовое положение и порядок осуществления деятельности садоводческих товариществ.

Садоводческое товарищество согласно части 1 пункта 2 Положения – это некоммерческая организация, осуществляющая свою деятельность на основе членства граждан, использования предоставленных для ведения коллективного садоводства земельных участков в целях выращивания плодовых, ягодных, овощных, декоративных и иных сельскохозяйственных культур, создания условий для отдыха и досуга, удовлетворения иных потребностей членов садоводческого товарищества. 

Управление в садоводческом товариществе осуществляется в соответствии с Положением и уставом. Органами управления садоводческого товарищества являются общее собрание (собрание уполномоченных) и правление (пункты 24, 25 Положения). В компетенцию общего собрания входит установление (изменение) размеров и сроков внесения членских, целевых и дополнительных взносов членами товарищества, а также порядок приема наличных денежных средств, вносимых в качестве этих взносов (абзац 12 части 1 пункта 28 Положения).

Внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью садоводческого товарищества, председателя правления, казначея и других членов правления осуществляет ревизионная комиссия, которая  избирается из числа его членов (пункт 51 Положения).
Ревизионная комиссия согласно пункту 53 Положения должна проверять финансово-хозяйственную деятельность товарищества не реже одного раза в год и представлять общему собранию (собранию уполномоченных) отчет.

Споры между садоводческим товариществом и его членами, а также споры между наследниками о преимущественном праве на вступление в члены, споры имущественного характера решаются судом (пункт 23 Положения).

В целом контроль за деятельностью садоводческих товариществ возложен, согласно пункту 25 Перечня контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376, далее – Указ № 510), на областные, городские (включая Минский городской), районные исполкомы, местные администрации.

Для осуществления уставных целей садоводческое товарищество может осуществлять предпринимательскую деятельность (п. 12 Положения) с уплатой налогов в установленном законодательством порядке.

Налоговые органы применительно к деятельности садоводческих товариществ осуществляют исчисление имущественных налогов (земельного налога и налога  на недвижимость) физическим лицам (членам СТ) и контроль за их уплатой в бюджет, а также - контроль за полнотой, своевременностью исчисления и уплатой в бюджет  налогов СТ (подоходного налога с доходов физических лиц, налога на добычу (изъятие) природных ресурсов, и, при условии осуществления предпринимательской деятельности, налога на добавленную стоимость, налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения).

Ежегодно не позднее 1 мая садоводческие товарищества представляют в налоговый орган по месту регистрации сведения о размерах земельных участков их членов и лицах, имеющих льготы по  их уплате земельного налога.

Члены садоводческого товарищества могут производить уплату земельного налога и налога на недвижимость как самостоятельно, так и путем внесения сумм в кассу садоводческого товарищества. Земельный налог и налог на недвижимость должен быть уплачен не позднее 15 ноября.

Суммы земельного налога, налога на недвижимость, принятые от  его членов, перечисляются садоводческими товариществами в бюджет с представлением в налоговый орган сведений о принятых суммах с приложением копий платежных инструкций об их перечислении. Срок представления указанных сведений - не позднее 16 ноября.

Наряду с контролем за соблюдением налогового законодательства налоговые органы осуществляют проверку иного законодательства.

С 1 января 2018 года полномочия налоговых органов по контролю иного законодательства сокращены. Так, контроль за соблюдением законодательства о книге замечаний и предложений, за ведением кассовых операций, валютный контроль исключены из сфер контроля налоговых органов.

Таким образом, в случае возникновения у членов садоводческих товариществ вопросов в части нарушений должностными лицами садоводческих товариществ законодательства о книге замечаний и предложений, порядка приема членских взносов и их расходования, порядка оплаты и возмещения расходов электроэнергии и водоснабжения, обращения с отходами, незаконности решений нелегитимного правления и др. они имеют право обратиться в соответствующие областные, городские (включая Минский городской), районные исполкомы, местные администрации.

Вместе с тем, если по нарушениям законодательства о книге замечаний и предложений, порядка ведения кассовых операций либо по фактам незаконного принятия иностранной валюты в качестве платежного средства членами садоводческих товариществ будут предоставлены в налоговые органы достоверные данные, не требующие назначения и проведения проверки, а именно: сведения о нарушителе, время, место и обстоятельства совершения правонарушения, Ф.И.О. и адреса свидетелей, если они имеются, и пр., которые указывают на признаки административного правонарушения, налоговым органом в соответствии с пунктом 26 статьи 3.30 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в отношении виновных лиц может быть начат административный  процесс.

Также налоговыми органами проводятся контрольные мероприятия по пресечению незарегистрированной предпринимательской деятельности (далее – НПД), осуществляемой физическими лицами, в том числе на территории садоводческих товариществ. 

При этом, необходимо учитывать, что согласно нормам Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 337 (с изменениями и дополнениями по состоянию на 25.01.2018) «О регулировании деятельности физических лиц» физические лица вправе осуществлять отдельные виды деятельности, не относящиеся к предпринимательской деятельности, без регистрации в качестве предпринимателя, но при условии уплаты единого налога, в т.ч.:

- предоставление принадлежащих на праве собственности физическому лицу иным физическим лицам жилых помещений, садовых домиков, дач для краткосрочного проживания;

- распиловка и колка дров, погрузка и разгрузка грузов;

- штукатурные, малярные, стекольные работы, работы по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеивание стен обоями, кладка (ремонт) печей и каминов и др.

В настоящее время контрольная работа налоговых органов ориентирована в первую очередь на предупредительно – профилактический характер. Назначение внеплановых проверок,  возможно только при наличии у налогового органа информации, свидетельствующей о совершаемом (совершенном) нарушении законодательства. При этом поручение на проведение проверки может быть дано, проверка может быть назначена Министром по налогам и сборам Республики Беларусь (его уполномоченным заместителем) при представлении заявителем документов, подтверждающих соответствующие нарушения. При отсутствии у заявителя документов, подтверждающих нарушения, он должен представить письменное согласие на дачу свидетельских показаний в отношении таких нарушений.

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку


Материалы по теме:

Свежие статьи на портале

1. О порядке исправления ранее выставленных ЭСЧФ, содержащих недостоверные сведения |

Анализ ЭСЧФ, загруженных субъектами хозяйствования в АИС «Учет счетов-фактур» показывает, что некоторые субъекты хозяйствования неправильно заполняют реквизиты строки 30 ЭСЧФ: накладным, оформляемым на бумажном носителе, присваивается вид документа «электронная ТТН-1» и заполняются реквизиты граф «код формы» и «серия».

2. Схема расчетов Uber c белорусскими перевозчиками грозит последним штрафами |

Схема расчетов сервиса Uber с белорусскими транспортными компаниями противоречит белорусскому законодательству. Об этом говорится в письме Национального банка в адрес Ассоциации белорусских банков в ответ на просьбу банков оценить схему расчетов сервиса такси.

3. Март разъяснило вопрос применения единых торговых надбавок на алкогольные напитки крепостью свыше 28 % |

В связи с обращениями субъектов хозяйствования по вопросам применения постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 октября 2018 г. № 80 «О внесении изменения в постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 2 октября 2017 г. № 52», которое вступает в силу с 17 декабря 2018 г., Министерством антимонопольного регулирования и торговли подготовлено  разъяснение - письмо МАРТ от 11 декабря 2018 г. № 03-02-12/800 К.

5. Как принимать льготируемую выручку лесохозяйственному учреждению? |

Согласно бюджетному законодательству часть выручки государственного лесохозяйственного учреждения не подлежит налогообложению. Необходимо ли принимать указанную выручку с использованием кассового оборудования?

6. Порядок применения новой Конвенции с Великобританией об избежании двойного налогообложения |

В связи со вступлением в силу Конвенции между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от уплаты налогов, подписанной в Минске 26 сентября 2017 года (далее – Конвенция), МНС письмом от 11.10.2018 № 4-2-5/01910 разъяснило порядок применения Конвенции.

8. Уплата ИП подоходного налога при реализации овощей на рынке |

ИП с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, уплачивает подоходный налог. В III квартале 2018 г. реализовал томаты, выращенные на земельном участке,  предоставленном его жене для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается справкой местного исполнительного и распорядительного органа, выданной жене в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1935. Необходимо ли ИП уплатить подоходный налог?


9. МНС вынесло на общественное обсуждение новые формы деклараций и инструкций |

Проект постановления "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы" вынесен на общественное обсуждение и размещен на сайте МНС.

10. О подтверждении налогового резидентства российских индивидуальных предпринимателей |

МНС разъяснило порядок применения документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей Российской Федерации, доведя до сведения  позицию ФНС России (письмо от 14.11.2018 № ОА-4-17/22159).

13. В ЕАЭС усовершенствуют порядок налогообложения во взаимной торговле |

Вопросы совершенствования налогового администрирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), создания единого механизма взимания НДС при оказании услуг в электронной форме на пространстве ЕАЭС, достижения недискриминационных условий взимания НДС в свободных (специальных, особых) экономических зонах, совершенствования процедур возмещения НДС при осуществлении экспортных операций в государствах-членах обсуждались на заседании Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которое прошло в Минске (Беларусь).

14. Почему государству невыгодно ловить «тунеядцев» |

В Беларуси создана база не участвующих в госрасходах граждан, которая помогает определить, кому начислять оплату некоторых коммунальных услуг по полным тарифам. Каждый месяц за коммунальные услуги так называемые тунеядцы будут платить примерно на 20-30 рублей больше, чем остальные граждане.
Окупятся ли усилия властей по поиску не участвующих в экономике, их систематизации, внесению в базу данных, налаживанию ее работы, приему тех, кто будет приносить доказательства того, что не входит в список «тунеядцев»?

15. Как с 1 декабря будет работать декрет о тунеядцах |

1 декабря заработает база незанятых в экономике граждан. А с начала следующего года те, кто попал в нее, будут оплачивать отдельные коммунальные услуги по стопроцентным тарифу.
Как будет работать на практике новый декрет о тунеядцах: раскладываем по полочкам Кого коснутся эти изменения и насколько «потяжелеют» жировки.

19. НДС при возмещении расходов арендатором |

Арендодатель в рамках договора аренды, выполняет собственными силами для арендатора работы по санитарному содержанию, обслуживанию, эксплуатации, ремонту мест общего пользования. Расходы по выполнению указанных работ, возмещаются арендатором.
Возникает ли у арендодателя в указанной ситуации объект для исчисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС)?

20. Памятка по соблюдению Правил автомобильных перевозок пассажиров |

ПАМЯТКА
по соблюдению Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.06.2008 № 972 (в редакции постановления №636) по представлению информации диспетчерами такси или автомобильными перевозчиками, самостоятельно выполняющими прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси/

21. 2 ситуации исчисления НДС при лизинге |

Применяется ли пункт 11 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, согласно которому налоговая база по НДС определяется на дату, предусмотренную договором (контрактом) лизинга для уплаты каждого лизингового платежа, в размере части первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга), приходящейся на каждый лизинговый платеж?
В какой сумме лизингодателю следует определить налоговую базу НДС в части контрактной стоимости предмета лизинга: в сумме полученного платежа по предоплате или в сумме по курсу Нацбанка на дату передачи предмета лизинга?

22. Что является датой начала стоительства для целей НДС? |

Согласно п. 4 ст. 107 НК суммы НДС, приходящиеся на затраты, понесенные плательщиком до начала строительства создаваемых объектов основных средств и являющиеся вложениями в долгосрочные активы плательщика, могут приниматься к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам, с даты начала строительства. Что является датой начала строительства для целей применения данной нормы НК? (Молочко И.С., г. Брест)

23. Товар ввезен и вывезен. Как вычесть НДС? |

Организация ввезла товар из РФ 09.09.18 - цена 10 000 руб. и 10.09.18 затаможила и отгрузила этот же товар в дальнее зарубежье с ценой 10 100 руб., наценка 10% (суммы указаны в эквиваленте в бел. руб.). За 9-й месяц организация отражает ввозной НДС из РФ на сумму 2 000 руб., который следует оплатить не позже 20.10.18, и по НДС = 0% отражает выручку 10 100 руб., а также заполняет Приложение № 2 на указанную сумму, т.к. есть наличие НДС=0%.
Имеет ли организация право принять к вычету НДС из РФ в сумме 2000 руб. за 9-й месяц, если декларация за 9-й месяц подана 17.10.18, и 17.10.18 подано заявление о ввозе товара из РФ, а также 17-го выставлены ЭСЧФ по ввезенному товару и вывезенному товару?