С 19.05.2018 г. Инструкция по исполнительному производству в новой редакции |

Автор Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор" Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор"
Автор исполнительное производство, исполнительное производство, должник, должник, алименты алименты
С 19.05.2018 г. Инструкция по исполнительному производству в новой редакции

Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь 3 мая 2018 г. № 98 (далее – Постановление) внесены изменения и дополнения в Инструкцию по исполнительному производству, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 7 апреля 2017 г. № 67 (далее – Инструкция).

Возбуждение исполнительного производства 

1. К исполнению можно предъявить электронный исполнительный документ (ч. 5 п. 31 Инструкции). Его также можно приложить к электронному заявлению о возбуждении исполнительного производства (ч. 1 ст. 43 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З "Об исполнительном производстве" (далее – Закон)). В этом случае не требуется посылать по почте или относить лично бумажный исполнительный документ.

2. Для нескольких исполнительных документов необходимы отдельные заявления о возбуждении исполнительного производства (ч. 2 п. 36 Инструкции).

3. Заявление о возбуждении производства в отношении должника – ИП можно подать и после исключения его из ЕГР. Тогда исполнительное производство возбудят в отношении не ИП, а гражданина. Заменять сторону не нужно (ч. 7 п. 35 Инструкции).

4. В заявлении о возбуждении производства печать нужна, только если организация или ИП используют ее в своей деятельности (ч. 2 п. 35 Инструкции). Право субъектов хозяйствования не использовать печать, предоставленное Декретом № 7, учли и другие нормы. Например, не обязательна печать в доверенности представителя организации (ч. 2 п. 14 Инструкции).

5. Судебный исполнитель перенаправит документы о возбуждении производства в другой отдел принудительного исполнения, если узнает из базы данных, что там уже имеется производство в отношении того же должника. Взыскателя уведомят об этом (ч. 3 п. 43 Инструкции).

Обеспечительные меры

1. Ходатайствовать в заявлении о возбуждении производства об обеспечительных мерах нельзя. Для этого понадобится отдельный документ. Подать его можно только после возбуждения производства (ч. 2 п. 51 Инструкции). Раньше напрямую такое условие не предусматривалось, а следовало из системного толкования Закона.
На практике взыскатели иногда просили в заявлении о возбуждении производства применить обеспечительные меры под отлагательным условием. Например, принять их после возбуждения производства, если должник не выполнит требования добровольно в семидневный срок.

2. Судебный исполнитель вправе отказать в применении обеспечительной меры, если она существенно нарушает права и законные интересы иных лиц (абз. 2 ч. 2 ст. 61 Закона). Например, запрашиваемая взыскателем мера уже применяется к должнику в рамках других производств (ч. 4 п. 51 Инструкции).
  
Удержания из заработка

1. Если на одного работника поступило несколько исполнительных документов первой очереди (например, один – о взыскании алиментов, другой – о возмещении вреда здоровью), наниматель должен удерживать заработок пропорционально сумме по каждому (ч. 3 п. 84 Инструкции). Такое же правило закрепляет абз. 2 ч. 1 ст. 122 Закона.

2. Если на одного работника поступило несколько исполнительных документов одной очереди (со второй по четвертую), сначала погашаются долги по документу:
  • — поступившему нанимателю раньше;
  • — выданному раньше, если документы поступили в один день (ч. 3 п. 84 Инструкции).

Из буквального прочтения аналогичной нормы в прежней редакции следовало, что в пределах одной очереди сначала погашаются долги по первому поступившему исполнительному документу. Это противоречило абз. 2 ч. 1 ст. 122 Закона. Поэтому потребовалась корректировка нормы.

3. Наниматели обязаны не реже раза в месяц представлять судебному исполнителю информацию об удержаниях и сроках перечисления сумм по исполнительным документам о взыскании алиментов и расходов на содержание детей (ч. 2 п. 90 Инструкции). Раньше такую информацию следовало представлять раз в квартал (ч. 2 п. 90 Инструкции в предыдущей редакции). По другим исполнительным документам сохранился прежний ежеквартальный срок.

4. Судебный исполнитель систематически контролирует правильность удержаний из заработка. Причем даже если исполнительное производство не возбуждалось и взыскатель сам направил исполнительный документ на работу должника (ч. 1 п. 90 Инструкции).

Возврат документов

При увольнении должника или при полном исполнении в отдел принудительного исполнения нужно вернуть (ч. 3 п. 91 Инструкции):
— постановление об обращении взыскания на заработок, если удержания производил, например, наниматель по совместительству (ч. 4 п. 82 Инструкции);
— постановление о взыскании (удержании) расходов на исполнение исполнительного документа (приложение 44 к Инструкции);
— постановление о взыскании (удержании) с должника принудительного сбора (приложение 59 к Инструкции).

Напомним, что другие исполнительные документы, в том числе исполнительный лист, возвращаются (ч. 1,2 п. 91 Инструкции):
  • — если документ не исполнен – взыскателю. Это касается и случаев, когда исполнительный документ поступил от судебного исполнителя вместе с предписанием (приложение 75 к Инструкции);
  • — если документ исполнен полностью – выдавшему его органу (суду, нотариусу).

Принудительный сбор и распределение взысканного

1. Принудительный сбор по исполнительному документу о взыскании алиментов и других периодических платежей взыскивается (удерживается) с должника от суммы непогашенной задолженности по внесению периодических платежей за предыдущие периоды (ч. 2 п. 182 Инструкции).
2. Поступившие в орган принудительного исполнения деньги распределяются согласно очередности, в том числе по исполнительному производству, по которому не истек семидневный срок для добровольного исполнения (п. 188 Инструкции).

Возврат к списку


Материалы по теме:

Свежие статьи на портале

1. Разъяснение Минфина о налоговом учете без налогового консультанта |

Организации и ИП при оказании услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности вправе осуществлять ведение налогового учета и составление налоговых деклараций (расчетов) без получения аттестата налогового консультанта. Такая позиция изложена в письме Минфина Беларуси от 27.09.2018 № 1-1-25/46/КЛ-292 за подписью замминистра Дмитрия Кийко в ответ на коллективное обращение, подготовленное экспертами Минского столичного союза предпринимателей и работодателей и директорами партнерских предприятий.

2. До 01.04.2019 можно не подавать информацию о расхождении данных Z-отчета с СККО |

В настоящее время РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» выполняются работы по модернизации инфраструктуры автоматизированной информационной системы контроля кассового оборудования (далее – АИС ККО), что в свою очередь неизбежно будет приводить к существенным задержкам в приеме, обработке и отображении данных, полученных от кассового оборудования с установленным СКНО  и передаваемых в АИС ККО. Также по причине необходимости выполнения оптимизации баз данных и других технических работ для субъектов хозяйствования, использующих кассовое оборудование с установленным СКНО, периодически будут недоступны сервисы построения отчетов. 

3. С 12 октября службы такси должны подавать информацию об автомобильных перевозках |

12 октября вступает в силу ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 28 сентября 2018 г. № 21 «О представлении информации о выполненных автомобильных перевозках пассажиров автомобилями-такси».

4. О применении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции |

Налоговым законодательством Республики Беларусь наряду с общим порядком налогообложения установлены особые режимы налогообложения. Их применение напрямую связано со спецификой деятельности, которую осуществляют плательщики, или же непосредственно с категорией плательщиков. Одним из таких режимов налогообложения является единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции 

5. Внесены изменения в процедуру приобретения трудовых книжек |

Постановлением Минтруда и соцзащиты от 05.10.2018 № 73 внесены изменения и дополнения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек, утвержденную постановлением Минтруда и соцзащиты от 16.06.2014 № 40 «О трудовых книжках».

6. Иностранную компанию могут признать белорусской с серьезными финансовыми последствиями |

Иностранную компанию могут признать белорусской с серьезными финансовыми последствиями: их заставят платить налоги со всех мировых доходов в бюджет страны. Такое положение прописано в новой редакции Налогового кодекса, который должен вступить в силу с 1 января 2019 года. Что изменится в законодательстве и как это повлияет на белорусских собственников иностранных компаний

7. МАРТ предлагает запретить торговлю через интернет б/у одеждой и обувью |

Торговля бывшей  в употреблении одеждой и обувью через интернет может быть запрещена в Беларуси. Соответствующая норма содержится в проекте постановления Совета Министров Беларуси «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров от 15 января 2009 г. № 31», которое определяет Правила продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам, сообщается на сайте Министерство торговли и антимонопольного регулирования.

8. Надомникам предоставят допгарантии по охране труда |

Проект изменений в законодательство об охране труда направлен в том числе на закрепление гарантий для надомных работников. Об этом сообщил начальник управления охраны и государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социальной защиты Иван Карчевский на онлайн-конференции «Практическое применение законодательства об охране труда» на сайтах Минтруда и Белта.

9. Комментарий МНС к Указу от 07.08.2018 № 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса» |

Президентом Республики Беларусь 7 августа 2018 г. издан Указ № 305 «О совершенствовании правового регулирования игорного бизнеса», направленный на регулирование порядка организации и (или) проведения онлайн азартных игр, а также дальнейшее совершенствование деятельности в сфере игорного бизнеса в целом.

10. С 2019 г. транспортный налог больше не будет привязан к техосмотру |

По новой схеме белорусские водители будут оплачивать транспортный налог через ЕРИП, причем сделать это можно будет в несколько этапов на срок от одного месяца, что существенно упростит жизнь тем, кто не ездит на авто круглый год.

11. За прицепы массой более 50 тонн вводится утилизационный сбор |

В Беларуси вводится механизм уплаты утилизационного сбора за ввозимые в страну прицепы и полуприцепы категории О4 (технически допустимая максимальная масса которых более 10 т). Соответствующий указ подписал Президент Беларуси Александр Лукашенко.

15. С 29 декабря вводятся новые образцы акцизных марок |

С 29 декабря 2018 г. вступает в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25.09.2018 № 697 «О внесении дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 28 апреля 2008 г. № 618». Постановлением № 697 к аналогичным образцам на бумажной основе добавлены 2 образца акцизной марки на самоклеящейся основе.

16. Заполнение ЭСЧФ при переработке давальческого сырья для нерезидентов |

Порядок заполнения ЭСЧФ при реализации для нерезидентов экспортируемых работ по производству товаров из давальческого сырья (материалов) при отгрузке произведенных товаров,  в целях постоянного их размещения, в государства, являющиеся и не являющиеся членами ЕАЭС.

17. Налоги при реализации резидентом ПВТ имущества бывшего в употреблении |

Согласно части пятой пункта 28 Положения о ПВТ льгота по налогу на прибыль, предусмотренная абзацем вторым пункта 27 Положения о ПВТ, и освобождение от НДС, предусмотренное абзацем третьим пункта 27 Положения о ПВТ, не применяется резидентами ПВТ в отношении оборотов по реализации, прибыли от реализации имущества, указанного в абзаце восьмом пункта 19 Положения о ПВТ.

Соответственно, в случае отчуждения резидентом ПВТ бывшего в употреблении имущества (по истечении 12 месяцев с даты приобретения) в его стоимости покупателю должен быть выделен НДС, а доход обложен налогом на прибыль?

18. Налоги у резидента ПВТ при использовании ПО нерезидента |

Верно ли, что согласно пунктам 32 и 33 Положения освобождаются от НДС и налога на доходы платежи в виде вознаграждения за использование программного обеспечения (компьютерной программы) по неисключительной лицензии, производимые резидентами ПВТ в адрес нерезидентов Республики Беларусь (например, резидентов Российской Федерации)?

Рассматривается ли уплата вознаграждения за использование программного обеспечения (компьютерной программы) как роялти (для целей налога на доходы) и как реализация имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности (для целей НДС)?

19. Налогообложение резидента ПВТ при заказе у нерезидента услуги по регистрации доменов |

Применяется ли освобождение от НДС согласно пункту 32 Положения о ПВТ и ставка налога на доходы иностранных организаций в размере 0% согласно пункту 33 Положения о ПВТ к оборотам (доходам) в связи с заказом резидентом ПВТ у нерезидента услуг по регистрации доменов и/или услуг по выпуску SSL-сертификатов?

20. Опубликовано постановление Минфина "О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций" |

На сайте НЦПИ сегодня опубликовано Постановление Министерства финансов от 10.08.2018 № 58 «О некоторых вопросах документального оформления хозяйственных операций, внесении дополнений и изменений в отдельные постановления Министерства финансов Республики Беларусь» (рег. № 8/33510 от 03.10.2018).

21. Специальные валютные счета резидентов подлежат закрытию |

Нацбанк Беларуси принял очередное решение в сфере валютного регулирования. Поступающие в пользу юридического лица или индивидуального предпринимателя, являющихся резидентами Республики Беларусь, денежные средства в иностранной валюте подлежат зачислению, минуя специальные транзитные валютные счета, на их текущие (расчетные) банковские счета либо иные счета в случаях, установленных законодательными актами.

22. В РБ запретили премии и бонусы за рекламу и продвижение алкоголя |

Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 28 сентября 2018 г. № 704, запретил юридическим лицам, осуществляющим производство и (или) оптовую торговлю алкогольными напитками, на которые установлены предельные минимальные отпускные цены государственными органами, осуществляющими регулирование цен (тарифов), выплату любых вознаграждений (премий, бонусов и иных платежей) за продвижение этих напитков.

23. Налоги у резидента ПВТ при приобретении техподдержки у нерезидента |

Попадает ли под регулирование пунктов 32 и 33 Положения о ПВТ приобретение технической поддержки программного обеспечения или обновления программного обеспечения у иностранной организации, не осуществляющей деятельность на территории Республики Беларусь?