Готовится к рассмотрению во втором чтении проект закона «Об изменении некоторых кодексов Республики Беларусь» |

Количество просмотров 842
Автор Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор" Ольга Седых, обозреватель журнала "Финансовый директор"
Автор проверки, проверки, уголовный кодекс уголовный кодекс
Готовится к рассмотрению во втором чтении проект закона «Об изменении некоторых кодексов Республики Беларусь»

На сайте Палаты представителей размещена информация о том, что готовится к рассмотрению во втором чтении проект закона «Об изменении некоторых кодексов Республики Беларусь», предусматривающий корректировку ряда статей гл. 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса.

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 32 плана подготовки законопроектов на 2017 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2016 г. № 520, и пункта 39 плана подготовки законопроектов на 2018 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2018 г. № 9.

Принятый в первом чтении законопроект направлен на смягчение уголовной ответственности за нарушения, совершаемые в рамках легальной экономической деятельности, и декриминализацию деяний, не связанных с причинением реального вреда (ущерба).

При его подготовке рассмотрено более 100 предложений 14 государственных органов, сообщил депутатам на сессии директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов. Использованы также материалы рабочей группы по совершенствованию ответственности в сфере предпринимательства, которая была создана Минэкономики по поручению Совмина.

В примечании к гл. 25 УК закрепляется положение о том, что лицу, впервые осуждаемому за совершение экономического преступления, не представляющего большой общественной опасности, или менее тяжкого преступления, при отсутствии отягчающих обстоятельств наказание в виде лишения свободы не назначается. Данный подход не распространяется на контрабанду, незаконный экспорт или передачу в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализацию («отмывание») средств, полученных преступным путем.

Предлагается увеличить размер ущерба, влекущего более строгую ответственность.

Так, в настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности крупный либо особо крупный размер ущерба может быть достигнут в рамках одной, не самой значительной для организации, сделки.

Согласно проекту крупным признается ущерб, в 1000 раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (сегодня – 250 и более БВ), а особо крупным – превышающий ее в 2000 раз (сейчас – 1000 БВ). С 2000 до 3000 БВ предполагается повысить размер таможенных платежей, неуплата которых влечет уголовную ответственность (ст. 231 УК), с 2000 до 4000 БВ – сумму валюты, невозвращение которой из-за границы преследуется согласно уголовному закону.

Важной новеллой является существенное сокращение сферы применения конфискации имущества. Так, предлагается исключить из УК наказание в виде общей конфискации.

Сегодня конфискация имущества в УК применяется в качестве дополнительного наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

Лишение законно приобретенного имущества, не связанного с совершением преступления, не в полной мере согласуется с принципом неприкосновенности права собственности, считают юристы. Кроме того, институт общей конфискации вступает в противоречие с принципом личной виновной ответственности, т.к. в итоге значительно ухудшается материальное положение близких осужденного.

Вместе с тем сохраняется специальная конфискация, действие которой распространяется на имущество, добытое преступным путем, доходы, полученные от использования этого имущества, предметы, орудия и средства совершения преступления, вещи, изъятые из оборота. То есть имущество, полученное в результате преступной деятельности, будет изыматься в полном объеме.

Важным недостатком проекта является то, что он не предусматривает никаких корректировок ст. 234 «Лжепредпринимательство». Напомним, что бизнес сообщество давно настаивает на полной отмене ст. 234, стали поддерживать эту идею после издания Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» и многие чиновники.

Планируется частично смягчить ст. 233 «Незаконная предпринимательская деятельность», хотя на различных встречах с участием депутатов и бизнеса также неоднократно обсуждалась возможность ее отмены.

Не собираются пока ни исключать из УК, ни редактировать действующую ст. 242 «Уклонение от погашения кредиторской задолженности», хотя ранее ее также планировали декриминализировать. Специалисты Комитета госконтроля пришли к выводу, что отсутствие этой статьи в УК не ограничит право субъектов хозяйствования защищать свои экономические интересы, тем более что задача преследования лиц, уклоняющихся от погашения по вступившему в законную силу судебному постановлению кредиторской задолженности, может успешно выполняться с помощью ст. 11.18 КоАП.

Напомним, что согласно ст. 242 уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от погашения по вступившему в законную силу судебному постановлению кредиторской задолженности в крупном размере при наличии возможности выполнить обязанность наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Искючаются из УК ст. 244 «Нарушение антимонопольного законодательства» и ст. 249 «Дискредитация деловой репутации конкурента». Санкции ст. 252 «Коммерческий подкуп» останутся прежними, но статью дополняют примечанием, согласно которому лицо, предоставившее вознаграждение, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство такого вознаграждения либо если это лицо после предоставления вознаграждения добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

В ч. 1 ст. 240 «Преднамеренная экономическая несостоятельность (банкротство)», предусматривающей ограничение свободы до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, предлагается 3 года заменить на 2.

Из ст. 255 «Разглашение коммерческой тайны» предлагается исключить часть вторую, согласно которой умышленное разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее владельца лицом, которому такая коммерческая или банковская тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, да к тому же совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до 4 лет, или лишением свободы на срок до 5 лет.

ОТДЕЛЬНЫЕ поправки в УК направлены на совершенствование норм уголовной ответственности за должностные преступления. В связи с этим предлагается реализовать ряд положений международных конвенций, к которым присоединилась Беларусь.

В частности, распространить ответственность за взяточничество на случаи, когда взятка хотя и предназначена для должностного лица, но передается не ему лично, а в пользу любого третьего лица, физического или юридического. Это позволит исключить случаи ухода от ответственности лиц, оказывающих коррупционные услуги, в случаях передачи взяток не им самим, а лицам, напрямую с ними не связанными.

Кроме того, предлагается признать уголовно наказуемым подкуп работников государственного сектора, не являющихся должностными лицами (ст. 433 УК). В настоящее время предусмотрена ответственность за совершение таких действий лишь в отношении работников частных организаций (ст. 252 «Коммерческий подкуп»), в то время как указанное деяние распространено в основном в государственном секторе в сфере госзакупок.

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку


Материалы по теме:

Свежие статьи на портале

1. О порядке исправления ранее выставленных ЭСЧФ, содержащих недостоверные сведения |

Анализ ЭСЧФ, загруженных субъектами хозяйствования в АИС «Учет счетов-фактур» показывает, что некоторые субъекты хозяйствования неправильно заполняют реквизиты строки 30 ЭСЧФ: накладным, оформляемым на бумажном носителе, присваивается вид документа «электронная ТТН-1» и заполняются реквизиты граф «код формы» и «серия».

2. Схема расчетов Uber c белорусскими перевозчиками грозит последним штрафами |

Схема расчетов сервиса Uber с белорусскими транспортными компаниями противоречит белорусскому законодательству. Об этом говорится в письме Национального банка в адрес Ассоциации белорусских банков в ответ на просьбу банков оценить схему расчетов сервиса такси.

3. Март разъяснило вопрос применения единых торговых надбавок на алкогольные напитки крепостью свыше 28 % |

В связи с обращениями субъектов хозяйствования по вопросам применения постановления Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 октября 2018 г. № 80 «О внесении изменения в постановление Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 2 октября 2017 г. № 52», которое вступает в силу с 17 декабря 2018 г., Министерством антимонопольного регулирования и торговли подготовлено  разъяснение - письмо МАРТ от 11 декабря 2018 г. № 03-02-12/800 К.

5. Как принимать льготируемую выручку лесохозяйственному учреждению? |

Согласно бюджетному законодательству часть выручки государственного лесохозяйственного учреждения не подлежит налогообложению. Необходимо ли принимать указанную выручку с использованием кассового оборудования?

6. Порядок применения новой Конвенции с Великобританией об избежании двойного налогообложения |

В связи со вступлением в силу Конвенции между Правительством Республики Беларусь и Правительством Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии об устранении двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал и предотвращении уклонения от уплаты налогов, подписанной в Минске 26 сентября 2017 года (далее – Конвенция), МНС письмом от 11.10.2018 № 4-2-5/01910 разъяснило порядок применения Конвенции.

8. Уплата ИП подоходного налога при реализации овощей на рынке |

ИП с доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности, уплачивает подоходный налог. В III квартале 2018 г. реализовал томаты, выращенные на земельном участке,  предоставленном его жене для ведения личного подсобного хозяйства, что подтверждается справкой местного исполнительного и распорядительного органа, выданной жене в порядке, определенном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2010 г. № 1935. Необходимо ли ИП уплатить подоходный налог?


9. МНС вынесло на общественное обсуждение новые формы деклараций и инструкций |

Проект постановления "О некоторых вопросах, связанных с исчислением и уплатой налогов сборов (пошлин), иных платежей, контроль за исчислением и уплатой которых осуществляют налоговые органы" вынесен на общественное обсуждение и размещен на сайте МНС.

10. О подтверждении налогового резидентства российских индивидуальных предпринимателей |

МНС разъяснило порядок применения документов, подтверждающих статус налогового резидента Российской Федерации, для лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей Российской Федерации, доведя до сведения  позицию ФНС России (письмо от 14.11.2018 № ОА-4-17/22159).

13. В ЕАЭС усовершенствуют порядок налогообложения во взаимной торговле |

Вопросы совершенствования налогового администрирования в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), создания единого механизма взимания НДС при оказании услуг в электронной форме на пространстве ЕАЭС, достижения недискриминационных условий взимания НДС в свободных (специальных, особых) экономических зонах, совершенствования процедур возмещения НДС при осуществлении экспортных операций в государствах-членах обсуждались на заседании Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), которое прошло в Минске (Беларусь).

14. Почему государству невыгодно ловить «тунеядцев» |

В Беларуси создана база не участвующих в госрасходах граждан, которая помогает определить, кому начислять оплату некоторых коммунальных услуг по полным тарифам. Каждый месяц за коммунальные услуги так называемые тунеядцы будут платить примерно на 20-30 рублей больше, чем остальные граждане.
Окупятся ли усилия властей по поиску не участвующих в экономике, их систематизации, внесению в базу данных, налаживанию ее работы, приему тех, кто будет приносить доказательства того, что не входит в список «тунеядцев»?

15. Как с 1 декабря будет работать декрет о тунеядцах |

1 декабря заработает база незанятых в экономике граждан. А с начала следующего года те, кто попал в нее, будут оплачивать отдельные коммунальные услуги по стопроцентным тарифу.
Как будет работать на практике новый декрет о тунеядцах: раскладываем по полочкам Кого коснутся эти изменения и насколько «потяжелеют» жировки.

19. НДС при возмещении расходов арендатором |

Арендодатель в рамках договора аренды, выполняет собственными силами для арендатора работы по санитарному содержанию, обслуживанию, эксплуатации, ремонту мест общего пользования. Расходы по выполнению указанных работ, возмещаются арендатором.
Возникает ли у арендодателя в указанной ситуации объект для исчисления налога на добавленную стоимость (далее – НДС)?

20. Памятка по соблюдению Правил автомобильных перевозок пассажиров |

ПАМЯТКА
по соблюдению Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30.06.2008 № 972 (в редакции постановления №636) по представлению информации диспетчерами такси или автомобильными перевозчиками, самостоятельно выполняющими прием и передачу заказов на выполнение перевозок автомобилями-такси/

21. 2 ситуации исчисления НДС при лизинге |

Применяется ли пункт 11 Протокола о порядке взимания косвенных налогов, согласно которому налоговая база по НДС определяется на дату, предусмотренную договором (контрактом) лизинга для уплаты каждого лизингового платежа, в размере части первоначальной стоимости товаров (предметов лизинга), приходящейся на каждый лизинговый платеж?
В какой сумме лизингодателю следует определить налоговую базу НДС в части контрактной стоимости предмета лизинга: в сумме полученного платежа по предоплате или в сумме по курсу Нацбанка на дату передачи предмета лизинга?

22. Что является датой начала стоительства для целей НДС? |

Согласно п. 4 ст. 107 НК суммы НДС, приходящиеся на затраты, понесенные плательщиком до начала строительства создаваемых объектов основных средств и являющиеся вложениями в долгосрочные активы плательщика, могут приниматься к вычету в порядке, установленном для вычета НДС по приобретенным основным средствам, с даты начала строительства. Что является датой начала строительства для целей применения данной нормы НК? (Молочко И.С., г. Брест)

23. Товар ввезен и вывезен. Как вычесть НДС? |

Организация ввезла товар из РФ 09.09.18 - цена 10 000 руб. и 10.09.18 затаможила и отгрузила этот же товар в дальнее зарубежье с ценой 10 100 руб., наценка 10% (суммы указаны в эквиваленте в бел. руб.). За 9-й месяц организация отражает ввозной НДС из РФ на сумму 2 000 руб., который следует оплатить не позже 20.10.18, и по НДС = 0% отражает выручку 10 100 руб., а также заполняет Приложение № 2 на указанную сумму, т.к. есть наличие НДС=0%.
Имеет ли организация право принять к вычету НДС из РФ в сумме 2000 руб. за 9-й месяц, если декларация за 9-й месяц подана 17.10.18, и 17.10.18 подано заявление о ввозе товара из РФ, а также 17-го выставлены ЭСЧФ по ввезенному товару и вывезенному товару?