Разъяснение Минфина о налоговом учете без налогового консультанта |

Автор налоговые консультанты, налоговые консультанты, отчетность, отчетность, декларация декларация
Разъяснение Минфина о налоговом учете без налогового консультанта

Организации и ИП при оказании услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности вправе осуществлять ведение налогового учета и составление налоговых деклараций (расчетов) без получения аттестата налогового консультанта.

Такая позиция изложена в письме Минфина Беларуси от 27.09.2018 № 1-1-25/46/КЛ-292 за подписью замминистра Дмитрия Кийко в ответ на коллективное обращение, подготовленное экспертами Минского столичного союза предпринимателей и работодателей и директорами партнерских предприятий.

В обращении выражено аргументированное мнение о том, что институт налогового консультирования, введенный Указом Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338, способен усложнить работу частных предприятий, в том числе оказывающих аудиторские и бухгалтерские услуги, а также их клиентов.

По сути, в письме Минфина поддержана позиция авторов коллективного обращения:

"Министерство финансов Республики Беларусь рассмотрело коллективное обращение, направленное Аппаратом Совета Министров Республики Беларусь письмом от 12 сентября 2018 г. № 15/5-С-212 (далее – обращение), и в пределах своей компетенции по пункту 3.1 обращения сообщает.

Подпунктом 1.5 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 19.09.2017 № 338 "О налоговом консультировании" (далее – Указ) установлено, что его действие не распространяется на оказание услуг аудиторскими организациями и (или) аудиторами, осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей (далее – аудиторы – индивидуальные предприниматели), при оказании ими аудиторских и профессиональных услуг. В этой связи в рамках законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность, аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели вправе оказывать аудиторские услуги без получения статуса налогового консультанта.

Кроме того, аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели вправе оказывать профессиональные услуги, установленные Законом Республики Беларусь от 12.07.2013 "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон "Об аудиторской деятельности"), в части услуг по ведению бухгалтерского учета, составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, ведению, постановке и восстановлению налогового учета, составлению налоговых деклараций (расчетов), консультационных услуг по налоговым вопросам, отнесенных в соответствии с Указом к налоговому консультированию, без получения в соответствии с законодательством работниками аудиторской организации, аудиторами – индивидуальными предпринимателями статуса налогового консультанта.

Оказание иных услуг, отнесенных к налоговому консультированию и не включенных в перечень профессиональных услуг в соответствии с Законом "Об аудиторской деятельности", подлежит осуществлению при соблюдении условий и требований, определенных Указом, в частности, наличии аттестата налогового консультанта.

Согласно пункту 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон "О бухгалтерском учете и отчетности") руководитель организации вправе в зависимости от объема учетной работы создавать структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером, возлагать ведение бухгалтерского учета и составление отчетности на главного бухгалтера либо передавать по договору ведение бухгалтерского учета и составление отчетности организации или индивидуальному предпринимателю, оказывающим услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности (далее – бухгалтерские организации).

К бухгалтерским организациям предъявляются требования, установленные в пунктах 3 – 6 статьи 8 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности", аналогичные требованиям к главным бухгалтерам организаций (пункт 9 статьи 8 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности"). Обязанности главного бухгалтера организации и бухгалтерской организации совпадают (пункт 11 статьи 8 Закона "О бухгалтерском учете и отчетности").

Следует отметить, что законодательством не определено, в обязанности какого именно должностного лица организации входит ведение налогового учета и составление налоговых деклараций (расчетов). Указанные обязанности, как правило, вменены главному бухгалтеру (бухгалтеру) в соответствии с его должностной инструкцией, а при отсутствии в организации главного бухгалтера возлагаются на бухгалтерскую организацию согласно заключенному договору.

Подпунктом 1.5 пункта 1 Указа установлено, что его действие не распространяется, в частности, на оказание услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, осуществляемых организациями и (или) индивидуальными предпринимателями на основании договора.

Таким образом, по мнению Министерства финансов Республики Беларусь, бухгалтерская организация при оказании услуг по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности вправе осуществлять ведение налогового учета и составление налоговых деклараций (расчетов) без получения аттестата налогового консультанта.

Одновременно сообщаем, что разъяснение законодательства о налоговом консультировании согласно Указу входит в компетенцию Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь. Позиция Министерства финансов Республики Беларусь по вышеизложенным вопросам доведена до сведения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь."

Возврат к списку


Материалы по теме:

Свежие статьи на портале

3. Полезный прецедент |

Крупный российский ритейлер отсудил у налоговиков упущенную выгоду из-за незаконной блокировки счёта.

4. ИП сдает жилье юрлицу по доверенности от физлица. Кто платит налог? |

ИП, применяющий УСН, планирует сдавать собственное жилое помещение в аренду юридическому лицу
Поменяется ли в связи с этим система налогообложения?
Если ИП, применяющий УСН, планирует сдавать жилое помещение юридическому лицу по доверенности, выданной на его имя другим физическим лицом, кто будет являться плательщиком налогов?

5. Отражение выручки у ИП на УСН при удержании комиссии иностранным банком |

ИП применяет УСН без уплаты НДС и ведением учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
ИП 01.02.18 оказал услугу резиденту Украины на сумму 300 долларов США. Оплата за нее поступила 01.03.18 в размере 270 долларов США, т.к. при зачислении денежных средств, банк удержал 30 долларов США.
Как определить выручку от реализации оказанной услуги для целей исчисления налога при УСН?

6. Отражение выручки у ИП по предоплате от нерезидента |

Индивидуальный предприниматель применяет  УСН без уплаты  НДС и ведением учета в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН. ИП (резидент Республики Беларусь, исполнитель) заключил внешнеторговый договор с юридическим лицом – нерезидентом (заказчик) на оказание услуг. В 1 квартале 2018 года получена 100 % предоплата за услуги в иностранной валюте, фактически услуга была оказана в 3 квартале 2018 года. В каком квартале отражается выручка для исчисления налога при УСН и по какому курсу?

8. НДС и очередность погашения требований кредитора |

Организация выиграла дело в суде о нарушении заказчиком условий договоров, по решению суда должнику присудили погасить сумму долга и выплатить пеню и штраф. Должник оплатил частично.
Какова очередность погашения всей суммы для целей исчисления НДС?

9. Подтверждение покупки, произведенной работником |

Организация приобрела через интернет-магазин компьютер за который сотрудник рассчитался наличными денежными средствами. Интернет – магазин выдал кассовый чек, бланк-заказ и гарантийный паспорт.
Какие еще документы нужно приложить к авансовому отчету для возмещения сотруднику потраченных им денежных средств?

10. НДС при оказании инжиниринговых услуг резиденту ОАЭ |

Организация - резидент РБ заключила договор на оказание услуг с резидентом ОАЭ. Белорусской организацией выполняются инжиниринговые услуги. Работа будет производиться дистанционно, т.е сотрудники исполнителя оказывают услугу на удаленном доступе, не выезжая за пределы РБ. Кто является плательщиком НДС? 

11. О возмещении вреда ФСЗН с виновных лиц |

В соответствии с подпунктом 2.1 пункта 2 Указа Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», органы Фонда наделены правом обратного требования (регресса) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин.

12. Установлены скидки со страхового тарифа на 2019 год |

В соответствии с Правилами установления надбавок к страховым тарифам по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и скидок с этих тарифов, утвержденными Указом от 25.08.2006 № 531, распоряжением Белгосстраха от 29.10.2018 № 25  страхователям на 2019 год  установлены скидки со страхового тарифа по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и надбавки к ним. 

13. Налогообложение ИП при сдаче имущества в аренду |

ИП по основному виду деятельности применяет УСН. Планирует сдавать в аренду недвижимое имущество организации (нежилое помещение под офис), в которой он является учредителем.
Вправе ли ИП продолжить применять УСН или должен перейти на общую систему налогообложения с уплатой подоходного налога?

14. Налоги при приобретении права на использование изображения |

Между белорусской организацией и компанией – резидентом Российской Федерации заключен договор, согласно которому российская компания изготавливает изображение музейного предмета (цифровую съемку печатного издания), а также предоставляет права на использование этого изображения. Возникают ли в данной ситуации объекты для налогообложения?

15. Порядок расчета объемов образования коммунальных отходов у арендатора |

Каков порядок расчета объемов образования коммунальных отходов у арендатора? Возможно ли применение нормативов образования отходов, утвержденных местными исполнительными и распорядительными органами? Возможно ли применение рекомендуемых дифференцированных нормативов образования коммунальных отходов на расчетную единицу? 

16. Порядок расчета сумм возмещения за услуги теплоснабжения |

Методика определения возмещаемой арендатором (ссудополучателем) части расходов арендодателя (ссудодателя) за теплоснабжение подразумевает, что у арендодателя имеются точные данные о расходах по теплоснабжению каждого отдельного объекта недвижимого имущества. В организациях данная информация отсутствует, сдаваемые в аренду (безвозмездное пользование) капитальные строения в подавляющем большинстве не оборудованы приборами учета теплоэнергии. Как в такой ситуации произвести расчет?

17. Как будут оплачивать ЖКУ граждане, не занятые в экономике |

С 1 января 2019 г. граждане, включенные в списки не занятых в экономике, будут платить по экономически обоснованным тарифам за горячее водоснабжение (подогрев воды). С 1 октября 2019 г. — за теплоснабжение жилых помещений: как централизованное, так и осуществляемое посредством индивидуальных газовых отопительных приборов (котлов).

18. Принято постановление, определяющее порядок экспертизы продукции иностранных СМИ |

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 ноября 2018 г. № 805 «О распространении на территории Республики Беларусь продукции иностранного средства массовой информации и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь» утверждено Положение о порядке проведения экспертизы продукции иностранного средства массовой информации на предмет соответствия требованиям законодательства Республики Беларусь, Положение о комиссии по проведению экспертизы продукции иностранного средства массовой информации на предмет соответствия требованиям законодательства Республики Беларусь, а также состав комиссии по проведению экспертизы продукции иностранного средства массовой информации на предмет соответствия требованиям законодательства Республики Беларусь.

20. О возврате излишне уплаченной суммы НДС при экспорте товаров |

В связи с возникающими вопросами в ситуации, когда плательщик в  2017 году применял  общий режим налогообложения, отгрузил товары на экспорт в  государства-члены Евразийского экономического союза  и исчислил НДС по данным оборотам по ставке 20%  в связи с отсутствием заявления о ввозе и уплате косвенных налогов, а Заявление поступило плательщику в 2018 году, когда он   перешел на применение упрощенной системы налогообложения  без уплаты НДС, Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь  сообщило следующее.

22. Возмещение расходов арендатором в части потребленной на производственные нужды воды |

В случае отсутствия технической возможности установления фактического объема потребленной воды по конкретному объекту недвижимого имущества, можно ли выставлять арендатору расходы на водоснабжение (водоотведение) исходя из действующего норматива потребления воды в зависимости от вида деятельности арендатора?

23. Каким образом определить площадь земельного участка для каждого здания, в котором находятся арендаторы? |

Основная часть капитальных строений организаций, переданных в аренду (безвозмездное пользование), размещается на территории промышленных площадок, где огромное количество капитальных строений размещены на едином земельном участке и не выделена отдельная территория, предназначенная для обслуживания, эксплуатации и благоустройства конкретного капитального строения.
Как определять территорию, относящуюся к местам общего пользования в таком случае? Каким образом определить площадь земельного участка для каждого здания, в котором находятся арендаторы (ссудополучатели), для предъявления счета за уборку?