Статьи журнала "Налоговый вестник"

Учетная политика организации |

Количество просмотров: 431
Автор учетная политика, учетная политика, национальный стандарт национальный стандарт
Учетная политика организации

В 2017 году было принято немало новых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, влияющих на формирование учетной политики организаций. Главным образом изменения касались порядка бухгалтерского учета курсовых разниц, начисления амортизации, отражения в бухгалтерском учете выбытия отдельных активов, которые влияют на формирование учетной политики организации в 2018 году.

Статьей 11 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон) предусмотрено, что в обязанности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, входят в том числе и формирование учетной политики организации.

Как показывает практика, у многих организаций учетная политика не содержит всех предусмотренных законодательством разделов.

Согласно п. 4 ст. 9 Закона учетная политика организации включает:

·             применяемые организацией виды учетной оценки.

Учетная оценка — это стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (ст. 1 Закона).

Согласно ст. 12 Закона учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь.

Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:

·             первоначальная стоимость — стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;

·             приведенная (дисконтированная) стоимость — текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;

·             переоцененная стоимость — стоимость актива или обязательства после их переоценки;

·             другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.

Порядок применения видов учетной оценки устанавливается законодательством Беларуси.

Необходимо отметить, что правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов при изменениях учетной политики, изменениях в учетных оценках, исправлении ошибок и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) устанавливает Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее — Национальный стандарт № 80);

·             план счетов бухгалтерского учета организации.

На основе Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Постановление № 50, Инструкция № 50), руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (далее — рабочий план счетов).

Для бухгалтерского учета хозяйственных операций организация по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов.

Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.

Ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (п. 3 Инструкции № 50);

·             разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов.

Оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляются организацией на белорусском или русском языке.

Согласно ст. 10 Закона первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее совершения.

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне. Иные формы первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.

Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.

Перечень первичных учетных документов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее — Перечень № 360);

·             применяемую организацией форму бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета может быть автоматизированной, журнально-ордерной учета, с ручной обработкой данных и др.

Согласно ст. 11 Закона учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных ст. 11 Закона;

·             порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

Статьей 13 Закона предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.

На данный момент действует Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180).

В случае уточнения порядка проведения инвентаризации Министерством финансов Республики Беларусь, возможно, потребуется внесение изменений и (или) дополнений в учетную политику.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. В ЕАЭС уравняют акцизы на сигареты |

До 1 февраля 2019 года государства — члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Россия, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан) могут согласовать проекты соглашений о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на алкогольную и табачную продукцию, сообщает РБК. Беларусь была основным противником нового соглашения.

2. Увеличился состав плательщиков экологического налога |

В соответствии с подп. 2.1 п. 2 ст. 247 Налогового кодекса Республики Беларусь с 1 января 2019 г. объектами налогообложения экологическим налогом не признаются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, указанные в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух или комплексных природоохранных разрешениях (далее - разрешение), при общих суммарных объемах выбросов в целом по плательщику три тонны в год и менее.

3. Внесены изменения в порядок заполнения форм ПУ |

С 18 января 2019 г. вступает в силу Постановлением Правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты от 10.01.2019 № 1, которым внесены изменения и дополнения в постановление Правления ФСЗН Минтруда и соцзащиты от 19.06.2014 № 7 «О некоторых вопросах заполнения и приема-передачи форм документов персонифицированного учета».

4. Изменения порядка приостановления операций по счетам (электронным кошелькам) плательщика в банке в 2019 году |

С 1 января 2019 года действует новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, главная цель которого - совершенствование администрирования налоговой системы, упрощение порядка исчисления и уплаты налогов, снижение налоговой нагрузки.

5. Коэффициенты к ставкам налога на недвижимость |

Решения местных Советов депутатов об увеличении (уменьшении) ставок налога на недвижимость, принятые до 01.01.2019, применяются в 2019 году без учета норм  п. 2 ст. 230 НК. При подготовке таких решений на 2020 год они подлежат приведению в соответствие с данной нормой (п.16 ст. 4 Закона РБ от 30.12.2018 № 159-З).

6. О реструктуризации задолженности убыточных с/х предприятий |

С 7 января 2019 г. в полном объеме вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 02.10.2018 № 399 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных организаций». Письмом от 14.01.2019 № 2-2-10/00122 «О налогообложении» Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъяснило порядок применения норм указа.

7. Власти могут обязать предпринимателей и граждан благоустраивать прилегающие к их участкам территории |

Еще в ноябре прошлого года Палата представителей Национального собрания в первом чтении приняла проект закона «О внесении изменений и дополнений в закон Республики Беларусь „О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь“». Но какие именно изменения ждут белорусов, до сих пор неясно. По мнению Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского, в случае принятия закона органы власти смогут обязывать предпринимателей и простых граждан за собственный счет благоустраивать прилегающие к их участкам территории. Но что такое благоустройство и о каких территориях идет речь?

8. Вступил в силу Указ "О совершенствовании правового регулирования международного лизинга " |

16 января вступил в силу  Указ № 16 "О развитии международного лизинга" (далее – Указ № 16), подписанный Президент Республики Беларусь 14 января 2019 г., нормы которого направлены на совершенствование правового регулирования международного лизинга с учетом опыта осуществления данной деятельности и внешнеторговых операций.

9. Как ИП перейти на МФР "по отгрузке"? |

Новой редакцией Налогового кодекса Республики Беларусь для ИП предусмотрена возможность определять момент фактической реализации (МФР) объектов не только по дате их оплаты, но и по дате отгрузки без привязки к дате поступления оплаты. Как это сделать?

10. Изменен порядок обжалования решений налоговых органов |

С 1 января 2019 года вступила в силу новая редакция Налогового кодекса Республики Беларусь, которой внесены
изменения, касающиеся порядка обжалования решений инспекций МНС по районам, а также действий (бездействия) их должностных лиц.

11. Возможны отклонения по результатам предварительного контроля, проводимого плательщиками в АИС «Учет счетов-фактур» |

МНС проинформировал о том, что при наличии отклонения по результатам предварительного контроля, плательщикам - пользователям портала электронных счетов-фактур следует обратить внимание на данные, отраженные в протоколах контроля по графам «по данным декларации». При отражении в протоколах  данных из «неактуальных» налоговых деклараций (расчетов) по НДС (при наличии у плательщика подтверждения налогового органа о приеме «актуальной» декларации) отклонения считаются  необоснованными.

12. Обзор изменений законодательства с 1 января 2019 г. |

В наступившем году запланирован ряд изменений в действующее законодательство, которые могут изменить привычные правила ведения бизнеса, и, соответственно, их необходимо будет принять во внимание при осуществлении предпринимательской деятельности.

13. Увеличен инвестиционный вычет |

С 2019 года расширена возможность плательщиков налога на прибыль  применить инвестиционный вычет  за счет увеличения его размера в 1,5 раза по объектам, используемым в предпринимательской деятельности/

16. О копиях CMR-накладных при реализации экспортируемых транспортных услуг |

Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и с учетом разъяснений Министерства транспорта и коммуникаций, Государственного таможенного комитета, ассоциации «БАМАП», ассоциации «БАМЭ» подготовило разъяснения по вопросу обоснованности применения нулевой ставки НДС по копиям CMR-накладных.

17. Новая льгота по подоходному |

С  1 января 2019 года от подоходного налога освобождены доходы, полученные физическими лицами - налоговыми резидентами Республики Беларусь, а также гражданами Республики Беларусь, не признаваемыми налоговыми резидентами Республики Беларусь, от возмездного отчуждения в течение пяти лет (в том числе путем продажи, мены, ренты) одного не завершенного строительством капитального строения (здания, сооружения), расположенного на земельном участке, предоставленном для строительства и обслуживания жилого дома, садоводства, дачного строительства, в виде служебного надела  (абзац второй части первой пункта 44 статьи 208 НК).

19. Вниманию плательщиков НДС |

Напоминаем плательщикам НДС, избравшим отчетным периодом в 2019 году календарный квартал, не забыть уведомить о принятом решении налоговый орган по месту постановки на учет. Уведомление осуществляется путем проставления соответствующей отметки в налоговой декларации (расчете), представляемой за 2018 год не позднее 20-го января 2019 года.

20. Изменения для ИП в порядке уплаты НДС |

Налоговым кодексом Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 30 декабря 2018 г.   № 159-З внесены изменения в порядок уплаты НДС индивидуальными предпринимателями

21. Изменен срок представления физическими лицами налоговой декларации |

В соответствии со статьей 222 новой редакции Налогового кодекса налоговую декларацию (расчет) по подоходному налогу с физических лиц граждане получившие доходы, налогообложение которых производится налоговым органом обязаны представлять не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Ранее такую обязанность необходимо было исполнить не позднее 1 марта.

22. Санитарно-гигиеническая экспертиза перешла в разряд добровольной с 21 декабря 2018 года |

Из Перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей исключается государственная санитарно-гигиеническая экспертиза продукции зарубежного производства с выдачей санитарно-гигиенического заключения на продукцию, а также  его замена (переоформление, внесение изменений, выдача дубликата)

23. Новый порядок обоснования ставки НДС 0 % при реализации экспортируемых транспортных услуг экспортируемых |

С 2019 года, в связи с принятием НК-2019, поменялось основание для применения ставки НДС в размере ноль (0) процентов при реализации экспортируемых транспортных услуг. Новый порядок обоснования применения ставки НДС 0% при реализации экспортируемых транспортных услуг будет применяться к операциям момент фактической реализации которых наступит после 01.01.2019 г.