Белорусская научно-промышленная ассоциация о реформе налога на землю (аренды земли) |
РОО «БНПА» поддерживает предложение Министерства финансов при условии учета интересов плательщиков арендной платы за землю.
Подавляющая часть предприятий малого и среднего бизнеса являются плательщиками арендной платы за землю, а не земельного налога.
В случае внесения изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь с 1 января 2019 г. по любым вопросам, связанным с уплатой земельного налога, необходимо произвести корректировку законодательства, регулирующего вопросы уплаты за право аренды и арендной платы (оба этих платежа, как и земельный налог, рассчитываются от кадастровой стоимости земельного участка).
В связи с этим предлагаем применять к ставкам арендной платы за землю в течение 5 лет с даты ввода объекта в эксплуатацию аналогичные понижающие коэффициенты. Плату за право аренды земельных участков в первые 5 лет после ввода объекта в эксплуатацию не взимать. Размер платы за право аренды в последующие годы снизить в среднем в 10 раз, при этом сделать шкалу платежей плоской.
РОО «БНПА» неоднократно обращало внимание, что принятое в предыдущие годы без согласования с бизнес-союзами земельное законодательство содержит явно несоразмерную плату за надуманные и не востребованные на практике 3 правомочия арендатора. При этом существенно искажается конкурентная среда в отрасли, где функционируют субъекты, как уплачивающие, так и не уплачивающие плату за право аренды.
РОО «БНПА» не поддерживает предложение Министерства финансов о распространении предложенной льготы только на производственные объекты по следующим основаниям:
а) большинство строящихся предприятиями МСБ объектов являются многофункциональными. Зачастую на земельном участке строятся как объекты сугубо производственного назначения, так и административные, вспомогательные.
Отнесение объектов к производственным (оптовая торговля) и непроизводственным (розничная торговля) является не всегда логичным и обоснованным. На практике возникают споры, каким образом для целей уплаты платежей за землю, выделить площади, на которых осуществляются хранение, реализация товаров как для перепродажи (опт), так и конечного потребления (розница). Или к какому назначению отнести помещение столовой, в которой осуществляется питание производственных рабочих, а также обслуживание иных лиц «с улицы»;
б) в настоящее время главной проблемой экономики страны является не производство, а реализация произведенной продукции. Стимулирование сферы обращения товара позволит опосредованно улучшить сбыт продукции отечественными производственными предприятиями;
в) соразмерное предоставление льгот организациям, реализующим отечественные товары, а также работы и услуги позволит повысить их конкурентоспособность по отношению к импортируемым аналогам.
РОО «БНПА» предлагает предоставить льготу по земельному налогу (арендной плате, плате за право аренды) и налогу на недвижимость не только производственным предприятиям, но и иным организациям, реализующим товары, соразмерно доле выручки от реализации товаров отечественного производства, а также всем организациям - налоговым резидентам, выполняющим работы, оказывающим услуги.
Льготы предлагаем применять и для организаций, сдавших объекты в эксплуатацию до 1 января 2019 г.
<...>