Статьи журнала "Налоговый вестник"

Что следует помнить при банкротстве должника — иностранного резидента?

Что следует помнить при банкротстве должника — иностранного резидента? |

Количество просмотров: 62
Автор нерезидент, нерезидент, должник, должник, банкротство банкротство
Что следует помнить при банкротстве должника — иностранного резидента?

Белорусские производители товаров при осуществлении внешнеторговых операций с иностранными контрагентами все чаще сталкиваются с ситуацией, когда должники уходят в банкротство.

Во-первых, стоит учитывать, что национальным законодательством Республики Беларусь устанавливается льготная поддержка иностранных инвесторов в форме предоставления гарантий Правительства и доступа к централизованным инвестиционным ресурсам. Всем инвесторам гарантирована равная, без какой-либо дискриминации, защита прав и законных интересов, независимо от формы собственности и национального статуса.

Криминальное банкротство. Однако, проанализировав случаи расторжения инвестиционных договоров в Беларуси, можно прийти к выводу о том, что основными причинами прекращения инвестиционной деятельности и незавершения сделок были:

·             финансовая неспособность инвестора завершить проект, когда нерезидент с самого начала планировал выступить в роли посредника при получении инвестиционных льгот;

·             изменение финансового состояния инвестора.

Тем не менее количество дел об экономической несостоятельности (банкротстве) предприятий с участием иностранного капитала в судах растет. Среди них немало и тех, где банкротство было заранее спланировано как незаконный способ обогащения.

В соответствии со ст. 240 Уголовного кодекса Республики Беларусь умышленные создание или увеличение неплатежеспособности юридического лица, совершенные должностным лицом, учредителем (участником) либо собственником имущества этого юридического лица в личных интересах или в интересах иных лиц и повлекшие причинение ущерба в крупном размере, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц по предварительному сговору, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере,наказываются штрафом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок.

Одновременно с числом банкротов растет и количество неплатежей в бюджет, задолженностей по обязательствам перед кредиторами.

Все чаще ставится вопрос о том, как вернуть средства и имущество, предоставляемые государством по инвестиционным договорам с инвесторами, признанными в дальнейшем банкротами.

Нередко можно столкнуться с ситуацией, когда, как кажется, и следов движения денежных средств нельзя найти, если конечными бенефициарами оказываются физические лица — нерезиденты Республики Беларусь.

Конкурсная миграция. В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 13.07.2012 № 415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 415-З), если экономическая несостоятельность (банкротство) должника — юридического лица вызвана собственником его имущества, учредителями (участниками) или иными лицами, в том числе руководителем должника, имеющими право давать обязательные для должника указания либо имеющими возможность иным образом определять его действия, то такие лица при недостаточности имущества должника для расчета с кредиторами солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.

В соответствии со ст. 1 Закона № 415-З конкурсное производство — это процедура экономической несостоятельности (банкротства), осуществляемая в целях максимально возможного удовлетворения требований кредиторов в соответствии с установленной очередностью, защиты прав и законных интересов должника, а также кредиторов и иных лиц в процедуре санации, а при невозможности проведения санации или отсутствии оснований для ее проведения — в процедуре ликвидационного производства должника.

Если изучить законодательное регулирование в сфере банкротства, например, граждан стран Европейского союза, то можно сделать вывод о том, что там нормы права призваны достигнуть своего рода баланса между интересами кредиторов (взыскать все и сразу) и должников (платить по возможности).

Кроме этого, встречаются модели, в большей степени лояльные к должнику и допускающие не просто мораторий на исполнение требований кредиторов, но и полное списание долгов.

Данное обстоятельство создает предпосылки для появления конкурсной миграции. Это явление характеризуется тем, что граждане стран, в которых законодательство требует полного погашения обязательств должника перед кредиторами, оформляют свое постоянное место жительства в странах с более «гуманными» нормами в отношении обанкротившихся субъектов экономических правоотношений. Подсудная судебная инстанция для банкротства в этом случае выбирается исходя из принципа центра основных интересов должника.

Можно сказать о том, что в данном случае возникнет некоторое подобие «оффшорной юрисдикции» по освобождению от долговых обязательств. Безусловно, этим механизмом пользуются «нечистые на руку» бизнесмены.

Отечественным кредиторам при возникновении ситуации с конкурсной миграцией учредителей обанкротившихся субъектов хозяйствования следует использовать опыт доказывания фиктивности места проживания должников для защиты своих экономических интересов в судебных инстанциях.

Признать постоянную или временную регистрацию незаконной может только суд. Но, как показывает складывающаяся судебная практика, доказать факт фиктивной регистрации бывает очень непросто, однако вполне возможно. Для этого пригодятся свидетельские показания и документы, доказывающие тот факт, что должник не проживает на квадратных метрах и не оплачивает расходы по коммунальным платежам.

Необходимо также учитывать и то обстоятельство, что в ряде стран за фиктивную регистрацию физических лиц существует уголовная ответственность.

Кроме этого, хочется порекомендовать кредиторам не уходить от живого диалога (если, конечно, это возможно) непосредственно с должником, поскольку для выбора стратегии по возмещению убытков очень важно понять причины их возникновения.

Если дело рассматривается в иностранном суде. Рассмотрим пример. Предприятие — производитель оборудования, являющееся резидентом Республики Беларусь и поставщиком товара по внешнеторговому контракту на территорию Российской Федерации, обратилось с иском в территориальный арбитражный суд Российской Федерации о взыскании просроченной задолженности по отгруженной продукции с покупателя — резидента РФ. Арбитражным судом требования поставщика были удовлетворены в полном объеме. Однако покупатель оказался в тяжелом финансовом положении и был не в состоянии осуществить выплаты в пользу поставщика, основанные на решении арбитражного суда. В связи с этим поставщиком как конкурсным кредитором было реализовано право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника (покупателя) банкротом.

Определением суда заявление поставщика о признании банкротом покупателя было признано обоснованным, в отношении последнего введена процедура наблюдения, а также утвержден временный управляющий.

В дальнейшем решением арбитражного суда поставщик был признан банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, а временный управляющий был утвержден уже в качестве арбитражного управляющего.

Однако поставщика как конкурсного кредитора не удовлетворяло то, как действующим арбитражным управляющим выполнялись обязанности по розыску имущества должника, о чем поставщик неоднократно писал жалобы в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих, членом которой управляющий являлся, а также в суд и прокуратуру.

В результате назначенный судом арбитражный управляющий заявил о том, что готов сложить с себя полномочия. В связи с этим обстоятельством возникает вопрос: каким образом на практике происходит замена конкурсного управляющего в деле о банкротстве и какие существуют нюансы?

В соответствии со ст. 32 Федерального закона Российской Федерации от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон № 127-ФЗ) дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, с особенностями, установленными Законом № 127-ФЗ.

На основании п. 1 ст. 97 Закона № 127-ФЗ внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве:

·             по заявлению внешнего управляющего;

·             на основании ходатайства саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, в случае выхода арбитражного управляющего из саморегулируемой организации или ходатайства саморегулируемой организации арбитражных управляющих, принятого этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 20.5 Закона № 127-ФЗ;

·             в иных предусмотренных законом случаях.

С учетом того обстоятельства, что конкурсный управляющий самостоятельно заявил поставщику (конкурсному кредитору) о том, что готов сложить с себя полномочия, представляется логичным, если от его имени поступит соответствующее заявление в суд. На основании ст. 45 и 127, 144 Закона № 127-ФЗ арбитражный суд в случае освобождения конкурсного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей утверждает нового конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном ст. 45 Закона № 127-ФЗ, о чем выносит определение.

Требования к новой кандидатуре арбитражного управляющего установлены в ст. 20, 20.2 Закона № 127-ФЗ, в частности, арбитражный управляющий должен являться членом одной из саморегулируемых организаций.

Приобрести доступ к полной статье

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку


Статьи журнала Налоговый вестник



Свежие статьи на портале

1. Как, при выкупе арендуемого более 3-х лет госимущества определить его стоимость? |

Как и кем определяется стоимость арендуемого более 3-х лет государственного имущества при его выкупе в случае, если арендатор произвел за счет собственных средств его улучшения, неотделимые без вреда для такого имущества?

3. Деловое сообщество настаивает на пересмотре норм постановления КГК № 3 |

Деловое сообщество просит Комитет государственного контроля и Совет министров внести изменения и дополнения в  Инструкцию о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации, чтобы исключить необоснованные требования к субъектам хозяйствования. Генеральной прокуратуре и Минюсту предложено провести экспертизу постановления № 3 и потребовать привести новую Инструкцию КГК в соответствие с нормами Налогового кодекса и Конституции Республики Беларусь.

5. Можно ли выплачивать премию если у фирмы убытки? |

Можно ли выплачивать премии руководителям организаций при росте убытков от реализации продукции, товаров (работ, услуг), наличии задолженности по выплате заработной платы и оплате энергоресурсов?

6. Уплата налога на доходы из средств организации без штрафа |

В связи со вступлением в силу новой редакции НК, поступающими вопросами по применению главы 17 НК и мер административной ответственности по статье 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Министерство по налогам и сборам письмом 09.08.2019 № 4-2-15/01723 разъяснило порядок применения мер ответственности в случае уплаты налога на доходы за счет средств налогового агента. а также порядок зачета налога на доходы.

7. Порядок учета курсовых разниц при исчислении налога на прибыль резидентом "Великого камня" |

Организация - резидент Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – индустриальный парк) осуществляет деятельность по производству товаров, как на территории индустриального парка, так и за пределами его территории. Какой порядок учета курсовых разниц для целей исчисления налога на прибыль?

8. Изменилась форма 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению» |

С 14 августа 2019 года вступили в силу изменения в постановление Белстата от 8 мая 2014 г. № 40 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению».

9. Изменены формы контрольных списков вопросов (чек-листов) |

С 01.08.2019 формы контрольных списков вопросов (чек-листов) в соответствии с приказом МНС от 25.07.2019 № 79 «Об изменении приказа Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 32» претерпели изменения и содержат перечень актуальных требований нормативных правовых актов, предъявляемых к субъектам хозяйствования.

12. Формируется план выборочных проверок на 2020 год |

В настоящее время налоговые органы приступили к формированию планов выборочных проверок на первое полугодие 2020 года. Отбор объектов для проведения выборочных проверок основан на всестороннем анализе информации, которой располагают налоговые органы, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства.

13. Что изменяется в Трудовом кодексе? |

Начиная со следующего года, мы начнем работать по измененному трудовому законодательству. Правкам подверглись более 200 статей Трудового кодекса Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной защиты подготовило подробные комментарии ожидаемых изменений. Что именно изменится?

14. Скорректирован перечень документов, предъявляемых ИП контролирующим органам |

С 10 августа 2019 г. постановлением Совета министров Республики Беларусь 5 августа 2019 г. № 515 внесены изменения в перечень документов, представляемых контролирующим (надзорным) органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2005 № 415.

15. В МНС разъяснили применение норм Налогового кодекса с учетом отмены указа о лжепредпринимательстве |

В Министерстве по налогам и сборам разъяснили применение норм Налогового кодекса с учетом отмены указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

16. С 7 августа изменения в форме статотчетности 1-т (кадры) |

С 7 августа 2019 года вступили в силу изменения в постановление Белстата от 13.06.2016 № 63 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров» и указаний по ее заполнению».

17. Новое в арендных отношениях |

С 1 января 2020 г., в соответствии с изменениями внесенными в п. 2.13 Указа Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150,
ссудодатели будут  самостоятельно нести расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества, переданного ими в безвозмездное пользование, с включением сумм таких расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, или в состав внереализационных расходов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь.

18. Сертификат соответствия при ввозе товара из Европы |

Если ввозить продукцию из Европы и на нее есть сертификат европейский EN, нужно ли тогда дополнительно подтверждать соответствие в Беларуси и проводить повторную сертификацию для дальнейшей продажи данной продукции. Или возможно у нас признаются европейские сертификаты?

19. Льгота по подоходному при продаже физлицом автомобиля |

Физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, продало в течение календарного года один легковой автомобиль. Ранее этот автомобиль использовался в предпринимательской деятельности (физическое лицо зарегистрировано в качестве ИП, топливо для автомобиля приобреталось за счет средств ИП и списывалось на затраты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности). Облагается ли полученный доход подоходным налогом?

20. Ошибки, допускаемые при перечислении части прибыли по Указу № 637 |

Общества с долей государства более 50% в уставном фонде в соответствии с законодательством обязаны часть прибыли (дохода) перечислять в бюджет. Когда по окончании финансового года хозяйственные общества подводят итоги своей деятельности, особую актуальность приобретает вопрос распределения прибыли и выплаты дивидендов. Как показали контрольно-аналитические мероприятия, не все субъекты хозяйствования соблюдают эти требования.

21. Новый сервис: проверка белорусского сертификата резидентства/certificate of residence |

Белорусские организации и физические лица  имеют возможность в электронном виде обращаться в налоговый орган и получать (через АРМ «Плательщик») справки (сертификаты), подтверждающие их налоговое резидентство для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения.
Как проверить электронный сертификат налогового резидентства, выданный в Республике Беларусь?

23. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на август 2019 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на август 2019 года