Статьи журнала "Налоговый вестник"

Что следует учитывать согласно новой редакции Закона «Об аудиторской деятельности»

Что следует учитывать согласно новой редакции Закона «Об аудиторской деятельности» |

Количество просмотров: 6
Автор закон, закон, аудиторская деятельность, аудиторская деятельность, изменения изменения
Что следует учитывать согласно новой редакции Закона «Об аудиторской деятельности»

Законом Республики Беларусь от 18.07.2019 № 229-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» принята новая редакция Закона от 12.07.2013 № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 229-З, Закон в новой редакции, Закон № 56-З соответственно). Данное событие было ожидаемым, поскольку ему предшествовал ряд мероприятий и документов в рамках действия Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) по гармонизации законодательства государств — членов ЕАЭС.

Итак, на что следует обратить особое внимание? В соответствии с планом мероприятий («дорожная карта») по созданию единого рынка аудиторских услуг на территории государств — членов ЕАЭС определены этапы и сроки разработки нормативных правовых актов в целях создания основ единого рынка аудиторских услуг, гармонизации законодательства государств-членов в сфере аудиторской деятельности, в том числе формирование единой системы регистрации аудиторов и аудиторских организаций, включая разработку единых требований регистрации, обмен информацией о регистрации и формирование сводного реестра регистрации аудиторов и аудиторских организаций на территории таможенного союза и Евразийской экономической комиссии. Единый рынок аудиторских услуг начнет функционировать с 01.01.2022, а услуг в области составления отчетности и бухгалтерского учета — в 2021 году1, и предусматривается применение Международных стандартов аудита (далее — МСА) в качестве единых стандартов аудита на территории государств — членов ЕАЭС.

Закон в новой редакции дополнен некоторыми новыми терминами (см. материал на с. 63).

При этом п. 6 Плана либерализации по формированию единого рынка услуг в области аудита, утвержденного Решением Высшего Евразийского экономического совета от 26.12.2016 № 22 (далее — План), предусмотрено формирование реестров аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей и аудиторов в 2018–2019 гг.

Обращаем внимание, что в настоящее время на сайте Министерства финансов Республики Беларусь размещаются сведения об аудиторах, аудиторских организациях и аудиторах — индивидуальных предпринимателях (далее — ИП), в том числе:

·             информация о физических лицах, имеющих квалификационный аттестат аудитора;

·             сведения об аудиторских организациях, предоставивших информацию об осуществлении аудиторской деятельности;

·             сведения об аудиторах — ИП, предоставивших информацию об осуществлении аудиторской деятельности;

·             перечень аудиторских организаций и аудиторов — ИП, оказывающих услуги по независимой оценке деятельности юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) при их ликвидации (прекращении деятельности).

Однако такая информация не позволяет в настоящее время пользователю аудиторских услуг составить мнение о потенциальном партнере-исполнителе.

Создание реестра позволяет расширить возможности пользователей и получить информацию, предусмотренную в ст. 6 Закона в новой редакции.

Требования к содержанию аудиторского реестра содержались в ст. 9–12 проекта Соглашения об осуществлении аудиторской деятельности в рамках Евразийского экономического союза (распоряжение Коллегии ЕЭК от 29.01.2019 № 22) (далее — Соглашение № 22).

Аудиторский реестр в Беларуси соответствует требованиям Соглашения № 22 и будет состоять из следующих разделов:

·             реестр аудиторов;

·             реестр аудиторов — индивидуальных предпринимателей;

·             реестр аудиторских организаций (п. 1 ст. 6 Закона в новой редакции).

Основаниями для исключения сведений об аудиторе, аудиторе — ИП, аудиторской организации из аудиторского реестра являются:

·             письменное заявление аудитора — индивидуального предпринимателя, аудиторской организации об исключении из аудиторского реестра в случае неосуществления аудиторской деятельности;

·             аннулирование квалификационного аттестата аудитора (для аудитора и аудитора — ИП);

·             решение правления Аудиторской палаты об исключении аудитора — индивидуального предпринимателя, аудиторской организации из членов Аудиторской палаты (п. 11 ст. 6 Закона в новой редакции).

Оценка качества работы аудитора. В ст. 2 Закона в новой редакции введен термин «оценка качества работы аудитора, аудитора — индивидуального предпринимателя, аудиторской организации» взамен термина «контроль качества работы аудиторской организации, аудитора — индивидуального предпринимателя, аудитора» в Законе № 56-З: система мер, методик и процедур по анализу соблюдения аудитором, аудитором — ИП, аудиторской организацией правил аудиторской деятельности, международных стандартов аудиторской деятельности, принимаемых Международной федерацией бухгалтеров (далее — международные стандарты аудиторской деятельности), Кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров (далее — Кодекс этики), основных принципов аудиторской деятельности, а также обоснованности сформированных ими выводов и выраженного в установленной форме аудиторского мнения.

Следует отметить, что в Российской Федерации в ст. 10 Закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 307-ФЗ) используется термин «контроль качества работы аудиторских организаций, аудиторов» так же, как и в МСА 220 «Контроль качества при проведении аудита финансовой отчетности». Основные принципы внешнего контроля качества отражены также в Концепции качества аудита Совета по международным стандартам аудита и заданий, обеспечивающих уверенность, Международной федерации бухгалтеров, а также в Директиве 2006/43/ЕК и Регламенте (ЕС) № 537/2014 Европейского парламента и Совета. В России в ст. 10.1 Закона № 307-ФЗ дополнительно уточняется осуществление внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, осуществляемого уполномоченным федеральным органом по контролю и надзору.

Что же касается Беларуси, то внешняя оценка качества работы аудиторских организаций, аудиторов — ИП осуществляется Аудиторской палатой в отношении ее членов — аудиторских организаций, аудиторов — ИП в соответствии с правилами Аудиторской палаты по внешней оценке качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, которые основываются на принципах осуществления Аудиторской палатой внешней оценки качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, утвержденных Министерством финансов (п. 3 ст. 29 Закона в новой редакции). В свою очередь Аудиторская палата для обеспечения своей деятельности создает специализированные органы, действующие на основании принятых Аудиторской палатой положений о таких органах и осуществляющие внешнюю оценку качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей (п. 4 ст. 11 Закона в новой редакции).

Отметим, в Закон в новой редакции введена ст. 29 «Оценка качества работы аудиторских организаций, аудиторов — индивидуальных предпринимателей, аудиторов».

Регулирование отношений в области аудиторской деятельности. Изменено название ст. 4 комментируемого закона и ее содержание. Теперь правовое регулирование отношений в области аудиторской деятельности основывается на Конституции Республики Беларусь и осуществляется в соответствии с настоящим Законом, иными законами, актами Президента Республики Беларусь и принятыми в соответствии с ними иными актами законодательства (далее — законодательство об аудиторской деятельности), а также международными договорами Республики Беларусь и международно-правовыми актами, составляющими право ЕАЭС.

Что же касается государственного регулирования аудиторской деятельности, то оно по-прежнему осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Национальным банком, Министерством финансов (п. 1 ст. 5 Закона в новой редакции).

Приобрести доступ к полной статье

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку





Свежие статьи на портале

1. Что изменилось в страховании? |

С 1 сентября 2019 г. изменен порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. ЭСЧФ по экспортируемым транспортным услугам |

МНС напоминает субъектам хозяйствования, оказывающим экспортируемые транспортные услуги и (или) услуги транспортной экспедиции, что при выставлении электронных счетов-фактур особое внимание следует обратить на указание в ЭСЧФ следующих сведений.

3. В положение о командировках внесены изменения |

С 7 сентября вступают в силу изменения в в Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176. Данные изменения внесены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 595, опубликованным на Национальном правовом Интернет-портал Республики Беларусь 6 сентября. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

4. За нарушения порядка внешнеторговой деятельности привлечены к административной ответственности 34 юридических и 33 физических лица |

Комитетом государственного контроля за первое полугодие 2019 года привлечено к административной ответственности за нарушения порядка осуществления внешнеторговой деятельности 34 субъекта хозяйствования и 33 физических лица. Сумма штрафов составила почти 174 тыс. рублей.

5. ФСЗН разъяснил вопросы применения мер административной ответственности |

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь разъяснил вопросы применения мер административной ответственности в соответствии со статьей 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  к плательщикам обязательных страховых взносов (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), нарушившим законодательство о государственном социальном страховании.

6. МНС предупреждает о вирусном ПО! |

Министерство по налогам и сборам проинформировало, что в настоящее время на электронные адреса плательщиков поступают сообщения с электронного адреса nalog.gov@tut.by,  якобы от имени Министерства по налогам сборам, которые содержат вредоносное программное обеспечение.

7. Вносятся изменения в порядок приватизации государственной собственности |

3 сентября 2019 г. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Декрет № 5, которым вносятся изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

9. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на сентябрь 2019 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на сентябрь 2019 года

11. О резервах по сомнительным долгам при поступлении оплаты по долгу |

В случае поступления оплаты от должника в счет погашения дебиторской задолженности, по которой ранее были сформированы и учтены при налогообложении прибыли, а также при переносе сроков оплаты, в результате чего задолженность перестает быть сомнительной, резервы по сомнительным долгам, суммы такой оплаты подлежат включению в состав внереализационных доходов.

12. Со 2 сентября изменились цены на бланки накладных |

Со 2 сентября 2019 года вводятся в действие новые единые отпускные цены за 1 номер (без НДС) на бланки документов с определенной степенью защиты, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

13. МНС, ДФР и Верховный суд ответили на вопросы по применению налогового законодательства |

Министерство по налогам и сборам, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля и Верховный суд ответили на вопросы по применению налогового законодательства, поступившие во время подготовки к круглому столу "Отдельные вопросы применения законодательства при проверке законности действий контролирующих органов", передает БЕЛТА.

14. Отменены некоторые лицензии |

2 сентября Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 326 «О совершенствовании лицензирования», направленный на устранение избыточного регулирования в сфере лицензирования и упрощение требований, предъявляемых к лицензиатам.

15. Как прекратить деятельность агроэкотуризма? |

У физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкоткризма, есть обязанности направлять письменное уведомление в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма не только о начале осуществления деятельности, но и о ее прекращении.

16. Сроки подключения к СККО, используемого ИП будут перенесены |

С учетом предложений Совета по развитию предпринимательства и Бизнес союза предпринимателей и юридических лиц «Конструктивный диалог» готовится проект постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь по переносу сроков подключения к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) кассового оборудования, используемого  индивидуальными предпринимателями. При этом предполагается увеличение сроков возможности использования кассового оборудования без установки СКНО

17. Вниманию инвесторов: изменения в Декрет № 10 |

С 15 августа 2019 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 538 внесены изменения в Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционными договорами, заключенными в соответствии с Декретом № 10.

18. Установлены нормы расхода топлива в области транспортной деятельности |

31 августа на сайте национального правового портала опубликовано Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 августа 2019 г. № 44 "Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности" (Регистрационный номер Национального реестра 8/34507, дата включения в Национальный реестр 28.08.2019).<br>

19. Налогообложение логистических услуг на территории СЭЗ |

Учитывая концептуальный  принцип  функционирования СЭЗ, особенности налогообложения в СЭЗ, установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь, распространяются на деятельность резидентов СЭЗ, осуществляемую в пределах этих территориальных образований.

20. Как оформить перемещение КСА на новый объект? |

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий розничную торговлю в торговом объекте с использованием кассового суммирующего аппарата без установленного средства контроля налоговых органов, планирует переезжать в новый торговый объект, расположенный по другому адресу. Как правильно оформить перемещение кассового аппарата на новый торговый объект?

22. О льготе для учебных заведений |

В связи с началом нового учебного года напоминаем, что изменился Перечень видов деятельности, при осуществлении которых обороты по реализации на территории Республики Беларусь учебными заведениями товаров (работ, услуг) освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии с подп. 1.31 п. 1 ст. 118 Налогового кодекса Республики Беларусь (п. 9 приложения 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2019 № 515 "Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения").

23. НДС при ввозе технологического оборудования |

16 июля 2019 года Главой государства подписан Декрет № 4 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь». Положения данного нормативного правового акта  направлены на упрощение и совершенствование порядка уплаты таможенных платежей, в частности, налога на добавленную стоимость, в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.