Статьи журнала "Налоговый вестник"

Новое в проведении проверок |

Количество просмотров: 79
Автор проверка, проверка, метод метод
Новое в проведении проверок

Наталья КОВАЛЁВА,

экономист

Постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 30.04.2019 № 24 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами и установлении форм документов» (далее — Постановление № 24), вступившим в силу 14 июня 2019 г., определены методы и способы проведения проверок налоговыми органами, которые должны применяться с указанной даты, а также утверждены новые формы документов, составляемых до и в ходе контрольных мероприятий и по их результатам.

Постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2009 № 88 «О методах и способах проведения проверок налоговыми органами» (далее — Постановление № 88), которым такие методы и способы были установлены ранее, признано утратившим силу с той же даты, равно как и постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2010 № 95 «Об установлении форм документов, применяемых налоговыми органами и их должностными лицами при осуще- ствлении контроля за соблюдением законодательства» (далее — Постановление № 95), которым были утверждены указанные формы «проверочных» документов. Эти формы теперь также не должны применяться налоговыми органами.

В первую очередь отметим, что в Постановлении № 24 предусмотрено право проверяющих самостоятельно выбирать методы и способы проведения проверки, естественно, в пределах компетенции и полномочий налоговых органов и с учетом характера деятельности проверяемого субъекта и перечня вопросов, подлежащих проверке. При этом под методами и способами проведения проверок понимаются контрольные (проверочные) действия, мероприятия, приемы, выполняемые (используемые) проверяющими в ходе проверки в целях изучения указанных вопросов.

Что касается других терминов, используемых в Постановлении № 24, то они применяются в значениях, установленных в Указе Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» и Налоговом кодексе Республики Беларусь.

Как и ранее, налоговики при проведении проверок будут использовать методы документальной, фактической, сплошной и (или) выборочной проверки, к которым по сравнению с Постановлением № 88 добавлены расчетный метод проверки и наблюдение хронометражным методом.

Метод документальной проверки

Наиболее серьезные изменения Постановлением № 24 внесены в описание метода документальной проверки. Этим методом теперь будут осуществляться:

1.        изучение действующей у проверяемого субъекта системы внутрихозяйственного учета и контроля (ранее здесь также говорилось об изучении действующей системы внутрихозяйственного экономического анализа);

2.        сопоставление данных бухгалтерского и (или) налогового учета с данными отчетности, налоговых деклараций (расчетов), данных учета, отчетности и налоговых деклараций (расчетов) с соответствующими плановыми данными (сметой, балансом доходов и расходов и др.). В аналогичной норме Постановления № 88 налоговые декларации (расчеты) не упоминались;

3.        исследование отдельных документов, включая:

·             изучение (было — анализ) первичных учетных и расчетных документов с целью определения их подлинности, соответствия установленным требованиям, достоверности отражения хозяйственных операций;

·             установление соответствия (было — оценка) заключенных сделок, отраженных в документах хозяйственных операций, требованиям законодательства по форме, содержанию и исполнению;

4.        исследование документов, отражающих одну хозяйственную операцию, включая:

·             соотнесение записей, документов и фактических данных по одним операциям с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям проверяемого субъекта (ранее здесь вместо субъекта упоминались плательщики или иные обязанные лица) и (или) с записями, документами и фактическими данными, полученными от его контрагентов или третьих лиц (было — от других организаций и физических лиц);

·             сличение данных имеющихся у проверяемого субъекта выписок банка по текущим (расчетным) и иным счетам с подлинными записями по этим счетам в банке, а также ознакомление с документами, послужившими основанием для производства таких записей.

Кроме того, при применении метода документальной проверки проверяющие теперь смогут дополнительно осуществлять следующие действия:

Приобрести доступ к полной статье

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью


Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку





Свежие статьи на портале

1. Определение оценки зданий и сооружений неустановленного назначения, принадлежащих физлицам |

Какой размер базовой расчетной стоимости одного квадратного метра следует применять в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2008 № 187 при определении налоговой базы налога на недвижимость в отношении зданий неустановленного назначения, расположенных на земельных участках, предназначенных для строительства и обслуживания жилого дома при отсутствии оценочной или иной стоимости?

2. Особенности удержания подоходного с ИП-нерезидентов |

При проведении проверок субъектов хозяйствования налоговыми органами устанавливаются случаи не удержания сумм подоходного налога при выплате вознаграждения индивидуальным предпринимателям – резидентам Российской Федерации по договорам на оказание различных видов услуг (перевозка грузов и пассажиров, услуги проживания, по ремонту транспорта и др.), оказанных ими на территории Российской Федерации, без предоставления справки установленной формы о резиденстве Российской Федерации.

3. Памятка о мерах государственного регулирования импорта (экспорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта |

Основным нормативным правовым актом, регулирующим производство и оборот (с том числе импорт, экспорт) алкогольной непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, является Закон Республики Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта».

4. Какая выручка включается в расчет нормируемых затрат? |

У организации кроме выручки от основного вида деятельности (реализации услуг), получена выручка от реализации основного средства, материалов и долгосрочных активов. Учитывается ли выручка от реализации указанных активов при расчете одного (1) процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) для прочих нормируемых затрат?

6. Сдача жилья молодому специалисту |

Согласно пункту 52 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь от подоходного налога освобождаются доходы, полученные физическими лицами от сдачи внаем (поднаем) жилых помещений молодым специалистам, молодым рабочим (служащим). Такие доходы освобождаются от подоходного налога в течение установленных законодательством сроков обязательной работы (службы) по распределению молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).

7. Утверждены новые ставки утилизационного сбора |

Новые ставки утилизационного сбора на транспортные средства утверждены в Беларуси. Соответствующее постановление Совета Министров от 1 июля 2019 года № 437 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале 5 июля. В среднем ставки увеличатся на 10%.

8. Вниманию перевозчиков! |

С 1 июля 2019 г. вступило в силу решение Коллегии ЕЭК от 17 апреля 2018 г. № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом». В соответствии с данным решением предварительная информация должна представляться таможенному органу не позднее чем за 2 часа до ввоза товаров на таможенную территорию Союза.

9. Учет при н/о компенсации за разъездной характер работы |

Работникам организации установлена выплата компенсации за подвижной и разъездной характер работы, работу вне места жительства (полевое довольствие). Каким образом учитывается данная выплата при исчислении налога на прибыль?

10. Может ли ИП использовать 1 кассовый аппарат в 2-х объектах |

ИП предполагает заниматься ремонтом автомобилей и их покраской в двух гаражах, расположенных в разных частях города. Деятельность будет осуществлять самостоятельно.
Вправе ли ИП при оказании данных услуг организовать прием наличных денежных средств с использованием одного КСА с установленным  СКНО в двух обслуживающих объектах?

14. Учет при н/о выплаты выходного пособия |

В коллективном договоре организации предусмотрена выплата работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка при прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока действия контракта. Относится ли данная выплата к нормируемым затратам и учитывается ли при налогообложении прибыли?

15. О доплате единого налога с ИП и иных физических лиц |

Согласно пункту 14 статьи 342 Налогового кодекса Республики Беларусь индивидуальные предприниматели, у которых сумма валовой выручки за соответствующий отчетный период превысила сорокакратную сумму единого налога без учета льгот за тот же период, должны исчислить и доплатить единый налог в размере 5 процентов с суммы такого превышения.

16. Особенности налогообложения ТС, ЖСК и потребительских кооперативов |

Товарищества собственников жилья и жилищно-строительные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, созданными для строительства, а также для последующей эксплуатации многоквартирных жилых домов и управления ими. Данные организации являются плательщиками налогов, сборов (пошлин).

17. С 1 июля планируется ввести услугу по проверке благонадежности деловой репутации |

Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» с 1 июля 2019 года планируется оказание электронной услуги «Сведения для проверки благонадежности деловой репутации контрагентов»  посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы. Электронная услуга будет предоставляться юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в виде агрегированной информации на основе сведений государственных информационных ресурсов, интегрированных с общегосударственной автоматизированной информационной системой.

18. О налогообложении НДС и налогом на прибыль безвозмездной передачи по договорам спонсорской помощи |

В связи с поступающими вопросами по применению на практике в 2019 году нормы, установленной подпунктом 2.7.3 пункта 2 статьи 31 Налогового кодекса Республики Беларусь,  в ситуациях, когда безвозмездная передача имущества (работ, услуг) производится субъектами хозяйствования  в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», МНС разъяснило следующее.

20. Нужно ли включать кассовый аппарат с СКНО в дни отсутствия продаж? |

Организация за наличный и безналичный расчет реализует сельскохозяйственную продукцию субъектам хозяйствования через павильон. В отдельные дни с марта по май включительно продажи отсутствуют (сезонность продаж). В павильоне установлен кассовый суммирующий аппарат с установленным СКНО. Режим работы торгового объекта – с 8.00 до 17.00 (выходные дни – суббота, воскресенье). Может ли организация в дни отсутствия продаж не включать данный кассовый суммирующий аппарат?

22. Можно ли определить срок выплаты зарплаты как период? |

Можно ли при заключении с работниками трудовых договоров на неопределенный срок и контрактов определить срок выплаты заработной платы один раз в месяц с 10 по 25 число? Какая ответственность предусмотрена за нарушение сроков выплаты заработной платы?