Статьи журнала "Налоговый вестник"

Обзор основных изменений 2019 года |

Количество просмотров: 194
Автор законодательство, законодательство, изменения, изменения, 2019 2019
Обзор основных изменений 2019 года

Накануне Нового года были приняты поправки в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК). Итак, что меняется? На момент написания материала планируется отменить сбор за проезд автотранспортных средств иностранных государств по автодорогам общего пользования Беларуси; отменить ставку налога на недвижимость в отношении незавершенного строительства (2%); отменить права местных советов увеличивать до 10 раз ставку налога на недвижимость по неиспользуемым объектам. Более подробно об изменениях в НК мы расскажем в следующих номерах журнала.

Также предварительно в уточненный НК включен принцип презумпции невиновности плательщика. В частности, решено не блокировать счета при налоговых претензиях для ранее благополучных плательщиков — у них будет 10 дней для уплаты. Если были нарушения, но долги были погашены до 1-го числа следующего месяца, операции приостановят не ранее чем через 5 дней.

Если говорить о наиболее важных нововведениях 2019-го, то следует упомянуть и то, что с 1 января прекращено действие Указа Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Напомним, в конце 2017 года Совет по развитию предпринимательства подготовил для Администрации Президента Республики Беларусь записку с рекомендацией о необходимости корректировки этого документа в целях обеспечения защиты добросовестных субъектов хозяйствования.

После этого была подготовлена новая редакция документа, которую бизнес-сообщество подвергло резкой критике. Эксперты считали, что у государства и без того достаточно рычагов для борьбы с лжепредпринимательством и уклонением от уплаты налогов.

О том, что Глава государства готов отменить указ, в октябре сообщил Первый заместитель Премьер-министра, председатель Совета по развитию предпринимательства при Президенте Александр Турчин. Глава государства дал поручение рассмотреть возможность включения норм, которые поставят заслон лжепредпринимательским структурам, в иные нормативные правовые акты.

И вот — с 1 января будет прекращено обновление реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Вместо этого налоговики должны сосредоточиться на создании информационного ресурса, который бы давал субъектам информацию о добросовестности их контрагентов.

Кроме того, в 2019 году изменяются подходы к выдаче и оформлению листков нетрудоспособности. Совместным постановлением Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1 (далее — Постановление № 1/1) утверждена новая Инструкция о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности.

Документом утверждены новые формы листка нетрудоспособности и справки о временной нетрудоспособности.

Изменения внесены с учетом практики применения ранее действовавших актов в данной сфере и касаются как порядка выдачи указанных документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, так и порядка их оформления.

При этом предусмотрено, что бланки листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, которые были изготовлены до вступления в силу Постановления № 1/1, будут признаваться действительными до полного их использования. Так что в ближайшее время еще будут использоваться как старые, так и новые формы больничных. Постановление № 1/1 вступает в силу с 31 января 2019 г.

С той же даты будут признаны утратившими силу совместные постановления Министерства здравоохранения и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.07.2002 № 52/97 «Об утверждении Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности», от 30.10.2015 № 107/67 «О некоторых вопросах выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности» и некоторые другие.

Также обращаем внимание, что Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» были внесены некоторые изменения в Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Раньше законодательство предусматривало два типа проверок: плановые и внеплановые. Теперь плановые проверки назвали «выборочными». Теперь сотрудники контролирующих органов не могут поставить в план проверок любую организацию произвольно. В основе всей системы, которая вводится с 1 января 2019 г., находится риск-ориентированный подход при выборе субъектов для назначения проверки.

Организации и ИП для выборочных проверок определяются исключительно на основании критериев оценки степени риска. Такие критерии в своей сфере контроля были разработаны каждым контролирующим и надзорным органом в соответствии с методикой формирования системы оценки степени риска, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.01.2018 № 43, и согласованы с Межведомственным советом по контрольной (надзорной) деятельности Республики Беларусь (далее — Совет).

Какие это критерии? Например, наличие ранее совершенных нарушений по профилю конкретного ведомства. То есть если субъект хозяйствования не соответствует этим критериям, назначить на предприятии выборочную проверку произвольно нельзя. Также теперь степень риска для конкретной организации определяет централизованная автоматизированная система, то есть компьютерная программа.

Следует заметить, что в отборе субъектов для включения в план проверок участвовали 25 государственных органов, которые проанализировали деятельность почти 28 тысяч (а точнее — 27 717) организаций. По результатам этой работы было принято решение присвоить высокую степень риска 9 516 из них, что составляет около трети (34%) от общего числа. При этом в план проверок на 1-е полугодие попали 3 227 субъектов — те же 34% от числа «высокорисковых», или 12% от общего числа проанализированных.

Кстати, накануне Нового года на сайте Комитета госконтроля был размещен план выборочных проверок на 1-е полугодие 2019 г. (далее — план проверок). Теперь каждый субъект хозяйствования имеет возможность заранее узнать, кто и когда придет его проверять.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. О проезде машин по платным дорогам Беларуси во время II Европейских игр в 2019 году |

В целях комплексного урегулирования вопросов подготовки и проведения II Европейских игр 2019 года оператор системы BelToll принял решение, что в период с 10 июня по 10 июля 2019 г. освобождаются от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Беларуси пользователи платной автомобильной дороги.

2. О проверке бланков строгой отчетности |

Статьей 22 Налогового кодекса для субъектов хозяйствования предусмотрена обязанность осуществлять  проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя проверять - кому принадлежит бланк и действителен ли он.

3. Сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета |

Памятка об основных требованиях по заполнению документов персонифицированного учета и сроках их представления, которые определены в Правилах индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 8 июля 1997 г. № 837.

4. Ставки единого налога для ИП г. Минска, применяемые с февраля |

Применяемые (наименьшие) с февраля 2019 года ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, составленные на основе таблиц к решению Минского городского Совета депутатов от 30.03.2018 № 29 и приложения 24 к Налоговому кодексу.

5. О применяемых коэффициентах к ставкам земельных платежей и налога недвижимость |

В 2019 году к ставкам земельного налога и налога на недвижимость применяются коэффициенты установленные решением Мингорсовета от 21 декабря 2016 г. № 255, в которое в декабре 2018 г. были внесены изменения. В отношении арендной платы за землю применяются коэффициенты, которые действовали и в 2018 году.

6. Правительством определены основные направления упрощения налогового законодательства |

В Правительстве состоялось заседание рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь под председательством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Александра Турчина.

7. Населению будут доплачивать при скупке у них молока и мяса |

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси приняло постановление от 29 января 2019 г. № 11, в котором устанавливается размер надбавок при скупке у населения мяса крупного рогатого скота и коровьего молока, соответствующая информация размещена на Национальном правовом интернет-портале.

10. Применение льготных ставок по УСН при сдаче в аренду |

Имеет ли право вновь зарегистрированная организация  с местом регистрации в г. Орша на применение льготных ставок по УСН в случае, если ею по итогам за 2019 г. будет осуществлена только деятельность по сдаче в аренду имущества (в т. ч. не находящего в его собственности)?


12. О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления |

В целях повышения качества и прозрачности информации о финансовом положении и результатах деятельности организаций сектора государственного управления постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82 утверждена концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления и план основных мероприятий по реализации концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления.

13. Изменение порядка возврата государственной пошлины с 2019 года |

За возвратом государственной пошлины, независимо от того в какой бюджет она была уплачена, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обращаться с заявлением в налоговый орган по месту постановки на учет, а физические лица вправе обращаться  в любой налоговый орган районного уровня на территории  Республики Беларусь  независимо от того, где данный гражданин проживает и в каком налоговом органе стоит на учете.

14. Порядок определения налоговой базы земельного налога в 2019 году |

Налоговая база земельного налога определяется в порядке, предусмотренном главой 20 Налогового кодекса Республики Беларусь, в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

15. Новое в исчислении налоговой базы по налогу на доходы |

Как определяется налоговая база по доходам иностранных организаций, дата начисления которых согласно статье 191 Налогового кодекса Республики Беларусь приходится на период с 01.01.2019, от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление?

16. Налоговый период налога на доходы |

Налоговым периодом налога на доходы признается квартал, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы, если иное не установлено статьей 193 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).

По каким видам доходов иностранных организаций налоговый агент по налогу на доходы вправе выбрать на 2019 год дату начисления дохода (платежа) иностранной организации для целей исчисления налога на доходы?

17. С 1 апреля объекты налогообложения налогом на игорный бизнес будут учитывать в специальной компьютерной кассовой системе |

С 1 апреля 2019 г. объекты налогообложения налогом на игорный бизнес (игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор) будут ставиться на учет в специальной компьютерной кассовой системе (СККС), обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу».

18. Какой налог у ИП при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении? |

Индивидуальный предприниматель осуществляет автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении с использованием микроавтобусов. Является ли указанная деятельность объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц?

19. Аренда буровой установки у нерезидента. Какие налоги? |

Белорусская организация планирует взять в аренду буровую установку у резидента РФ. При оплате арендной платы за пользование буровой установки арендодателю (резиденту РФ) какие налоговые обязательства возникают у организации (резидента РБ)?

20. Подача декларации при получении дохода из-за границы |

Физическое лицо – налоговый резидент Республики Беларусь по договору с иностранной компанией в качестве независимого журналиста освещал выборы в Армении. Компания выплатила ему оговоренную сумму, удержав налоги, предусмотренные законодательством своего государства. Денежные средства расходовались им, в том числе, на оплату гостиницы, питание, проезд. Нужно ли физическому лицу подавать декларацию по подоходному налогу?

22. О налогообложении доходов нерезидентов при аренде, лизинге транспортных средств с 2019 года |

В связи с изменениями, внесенными в п. 1.3 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь, в частности в определение термина "роялти", МНС письмом от 23.01.2019 № 4-2-15/01091 разъяснило порядок применения  статьи «Роялти» («Доходы от авторских прав и лицензий») соглашений об избежании двойного налогообложения, применяемых Республикой Беларусь, к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, от аренды, лизинга транспортных средств, получаемым от источников в Республике Беларусь.

23. Срок представления декларация при прекращении деятельности представительства |

В какой срок должно с 01.01.2019 осуществляться представление налоговых деклараций (расчетов) и уплата налогов иностранными организациями при прекращении деятельности на территории Республики Беларусь?