Статьи журнала "Налоговый вестник"

Особенности оплаты труда руководителей госорганизаций и организаций с долей собственности государства

Особенности оплаты труда руководителей госорганизаций и организаций с долей собственности государства |

Количество просмотров: 75
Автор государственная организация, государственная организация, оплата труда оплата труда
Особенности оплаты труда руководителей госорганизаций и организаций с долей собственности государства

Для руководителей государственных организаций и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50% (далее — госорганизации), законодательством установлены некоторые особенности условий оплаты труда. Рассмотрим их детально.

Так, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности, признании утратившими силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь и их отдельных структурных элементов» (далее — Постановление № 597) утверждено Положение об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе (далее — Положение).

Пунктом 1 Положения определены условия оплаты труда руководителей госорганизаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50% (далее — руководители), в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности возглавляемых ими организаций. Порядок формирования заработной платы руководителей госорганизаций также определен Положением.

Коэффициент соотношения. В соответствии с п. 2.1 Постановления № 597 коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней заработной платы по организации в целом (далее — коэффициент) не может превышать 8. Решение об установлении конкретного размера коэффициента принимается органом, заключившим контракт, если иное не установлено Президентом. При этом руководителям гос- организаций этот коэффициент согласовывается:

·             до 4 включительно — органом, осуществляющим владельческий надзор;

·             свыше 4 и до 6 включительно — органом, осуществляющим владельческий надзор, облисполкомом (Мингорисполкомом);

·             свыше 6 и до 8 включительно — органом, осуществляющим владельческий надзор, и Премьер-министром Республики Беларусь.

Порядок установления коэффициента рекомендован для применения собственникам имущества организаций, не относящихся к государственным.

При принятии решения об увеличении руководителю организации коэффициента расчет фактического значения данного коэффициента производится нарастающим итогом с начала отчетного года исходя из нового размера коэффициента (ч. 5 п. 2.1 Постановления № 597).

При назначении руководителя организации на должность, а также в случае принятия решения об уменьшении руководителю организации в течение отчетного года коэффициента расчет фактического значения данного коэффициента производится нарастающим итогом начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен контракт либо принято указанное решение (изменен контракт) (ч. 4 п. 2.1 Постановления № 597).

Персональная ответственность за обоснованность установления коэффициента возлагается на руководителей государственных органов и организаций, уполномоченных на заключение контрактов с руководителями государственных организаций.

При расчете коэффициента следует помнить, что некоторые выплаты при этом не учитываются (п. 2.2 Постановления № 597), к таковым, например, относятся:

·             годовой бонус в размере не более 12 окладов включительно;

·             выплаты за преподавательскую, научную или иную творческую деятельность, медицинскую практику, осуществляемую в соответствии с законодательством;

·             денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск и др.

Оклад руководителя. Оклад руководителя госорганизации формируется путем суммирования базового оклада, исчисленного в соответствии с действующим законодательством (далее — базовый оклад), и суммы его повышения (ч. 2 п. 2 Положения). При этом определено, что базовый оклад по решению органа, уполномоченного заключить контракт (далее — орган, заключивший контракт), может устанавливаться в соответствии с нормами п. 3 Положения:

·             в размере, не превышающем среднемесячной заработной платы, сложившейся по соответствующему виду экономической деятельности за период с начала года, предшествующий месяцу установления базового оклада;

·             на основе тарифных коэффициентов ЕТС согласно приложению к Положению и тарифной ставки первого разряда, действующей в организации либо установленной по решению органа, заключившего контракт;

·             на основе тарифных коэффициентов тарифной сетки, утвержденных соглашениями на отраслевом уровне (тарифным соглашением) либо местном уровне (местным соглашением), и тарифной ставки первого разряда, действующей в организации или установленной по решению органа, заключившего контракт.

При определении тарифного коэффициента ЕТС в списочную численность работающих по решению органа, заключившего контракт с руководителем, может быть включена списочная численность работников дочерних организаций, участников холдингов.

При заключении, изменении, продлении контракта либо заключении нового контракта по истечении максимального срока действия ранее заключенного контракта базовый оклад по решению органа, заключившего контракт, повышается не более чем на 50% в соответствии с абз. 3 п. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (п. 4 Положения).

По решению собственника имущества на период не более двух лет могут устанавливаться фиксированные оклады (без начисления на них надбавок, премий, бонусов и других выплат стимулирующего характера) руководителям (ч. 1 п. 5 Положения):

·             убыточных организаций, в которых проводятся мероприятия по финансовому оздоровлению и выводу организации из кризисного состояния;

·             организаций, в которых проводятся мероприятия по модернизации, включая мероприятия по внедрению новейших технологий, созданию новых и реконструкции действующих производств.

Приобрести доступ к полной статье

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью


Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку





Свежие статьи на портале

1. Определение оценки зданий и сооружений неустановленного назначения, принадлежащих физлицам |

Какой размер базовой расчетной стоимости одного квадратного метра следует применять в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2008 № 187 при определении налоговой базы налога на недвижимость в отношении зданий неустановленного назначения, расположенных на земельных участках, предназначенных для строительства и обслуживания жилого дома при отсутствии оценочной или иной стоимости?

2. Особенности удержания подоходного с ИП-нерезидентов |

При проведении проверок субъектов хозяйствования налоговыми органами устанавливаются случаи не удержания сумм подоходного налога при выплате вознаграждения индивидуальным предпринимателям – резидентам Российской Федерации по договорам на оказание различных видов услуг (перевозка грузов и пассажиров, услуги проживания, по ремонту транспорта и др.), оказанных ими на территории Российской Федерации, без предоставления справки установленной формы о резиденстве Российской Федерации.

3. Памятка о мерах государственного регулирования импорта (экспорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта |

Основным нормативным правовым актом, регулирующим производство и оборот (с том числе импорт, экспорт) алкогольной непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, является Закон Республики Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта».

4. Какая выручка включается в расчет нормируемых затрат? |

У организации кроме выручки от основного вида деятельности (реализации услуг), получена выручка от реализации основного средства, материалов и долгосрочных активов. Учитывается ли выручка от реализации указанных активов при расчете одного (1) процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) для прочих нормируемых затрат?

6. Сдача жилья молодому специалисту |

Согласно пункту 52 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь от подоходного налога освобождаются доходы, полученные физическими лицами от сдачи внаем (поднаем) жилых помещений молодым специалистам, молодым рабочим (служащим). Такие доходы освобождаются от подоходного налога в течение установленных законодательством сроков обязательной работы (службы) по распределению молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).

7. Утверждены новые ставки утилизационного сбора |

Новые ставки утилизационного сбора на транспортные средства утверждены в Беларуси. Соответствующее постановление Совета Министров от 1 июля 2019 года № 437 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале 5 июля. В среднем ставки увеличатся на 10%.

8. Вниманию перевозчиков! |

С 1 июля 2019 г. вступило в силу решение Коллегии ЕЭК от 17 апреля 2018 г. № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом». В соответствии с данным решением предварительная информация должна представляться таможенному органу не позднее чем за 2 часа до ввоза товаров на таможенную территорию Союза.

9. Учет при н/о компенсации за разъездной характер работы |

Работникам организации установлена выплата компенсации за подвижной и разъездной характер работы, работу вне места жительства (полевое довольствие). Каким образом учитывается данная выплата при исчислении налога на прибыль?

10. Может ли ИП использовать 1 кассовый аппарат в 2-х объектах |

ИП предполагает заниматься ремонтом автомобилей и их покраской в двух гаражах, расположенных в разных частях города. Деятельность будет осуществлять самостоятельно.
Вправе ли ИП при оказании данных услуг организовать прием наличных денежных средств с использованием одного КСА с установленным  СКНО в двух обслуживающих объектах?

14. Учет при н/о выплаты выходного пособия |

В коллективном договоре организации предусмотрена выплата работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка при прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока действия контракта. Относится ли данная выплата к нормируемым затратам и учитывается ли при налогообложении прибыли?

15. О доплате единого налога с ИП и иных физических лиц |

Согласно пункту 14 статьи 342 Налогового кодекса Республики Беларусь индивидуальные предприниматели, у которых сумма валовой выручки за соответствующий отчетный период превысила сорокакратную сумму единого налога без учета льгот за тот же период, должны исчислить и доплатить единый налог в размере 5 процентов с суммы такого превышения.

16. Особенности налогообложения ТС, ЖСК и потребительских кооперативов |

Товарищества собственников жилья и жилищно-строительные потребительские кооперативы являются некоммерческими организациями, созданными для строительства, а также для последующей эксплуатации многоквартирных жилых домов и управления ими. Данные организации являются плательщиками налогов, сборов (пошлин).

17. С 1 июля планируется ввести услугу по проверке благонадежности деловой репутации |

Республиканским унитарным предприятием «Национальный центр электронных услуг» с 1 июля 2019 года планируется оказание электронной услуги «Сведения для проверки благонадежности деловой репутации контрагентов»  посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы. Электронная услуга будет предоставляться юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в виде агрегированной информации на основе сведений государственных информационных ресурсов, интегрированных с общегосударственной автоматизированной информационной системой.

18. О налогообложении НДС и налогом на прибыль безвозмездной передачи по договорам спонсорской помощи |

В связи с поступающими вопросами по применению на практике в 2019 году нормы, установленной подпунктом 2.7.3 пункта 2 статьи 31 Налогового кодекса Республики Беларусь,  в ситуациях, когда безвозмездная передача имущества (работ, услуг) производится субъектами хозяйствования  в рамках Указа Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи», МНС разъяснило следующее.

20. Нужно ли включать кассовый аппарат с СКНО в дни отсутствия продаж? |

Организация за наличный и безналичный расчет реализует сельскохозяйственную продукцию субъектам хозяйствования через павильон. В отдельные дни с марта по май включительно продажи отсутствуют (сезонность продаж). В павильоне установлен кассовый суммирующий аппарат с установленным СКНО. Режим работы торгового объекта – с 8.00 до 17.00 (выходные дни – суббота, воскресенье). Может ли организация в дни отсутствия продаж не включать данный кассовый суммирующий аппарат?

22. Можно ли определить срок выплаты зарплаты как период? |

Можно ли при заключении с работниками трудовых договоров на неопределенный срок и контрактов определить срок выплаты заработной платы один раз в месяц с 10 по 25 число? Какая ответственность предусмотрена за нарушение сроков выплаты заработной платы?