Статьи журнала "Налоговый вестник"

Особенности оплаты труда руководителей

Особенности оплаты труда руководителей |

Количество просмотров: 48
Автор зарплата, зарплата, руководитель, руководитель, расчет расчет
Особенности оплаты труда руководителей

Частью 5 ст. 63 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) определено, что заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается. Несмотря на то что руководитель организации является не только уполномоченным должностным лицом нанимателя, но также и наемным работником (абз. 7, 8 ч. 1 ст. 1 ТК), в отношении оплаты его труда имеются определенные ограничения, установленные законодательством.

Так, Положением об условиях оплаты труда руководителей государственных организаций и организаций с долей собственности государства в их имуществе, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.2013 № 597 «О совершенствовании условий оплаты труда руководителей организаций в зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности» (далее — Положение № 597 и Постановление № 597 соответственно), определяются условия оплаты труда руководителей государственных организаций (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и организаций, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет более 50% (далее — государственные организации). Отдельного нормативного документа, определяющего порядок оплаты труда руководителей организаций частной формы собственности, нет, следовательно, согласно ч. 1 ст. 63ст. 64 ТК размеры оплаты труда руководителя частной организации, его заместителей определяются по соглашению сторон при заключении трудового договора.

Также в трудовых договорах (контрактах) руководителей могут быть предусмотрены персональные условия оплаты труда (ч. 2 п. 11 Рекомендаций по определению тарифных ставок (окладов) работников коммерческих организаций и о порядке их повышения, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11.07.2011 № 67 (далее — Рекомендации № 67)).

Расчет зарплаты руководителя в частных организациях

Пунктом 8 Рекомендаций № 67 определено, что руководителю могут устанавливаться тарифные ставки (оклады):

тарифные ставки.JPG

Также предусмотрено обязательное повышение тарифного оклада (ставки) для работников (в том числе руководителя), с которыми заключены контракты, — не более чем на 50% (если больший размер не предусмотрен законодательством) (абз. 3 п. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29)).

Также при формировании размеров тарифных ставок (окладов) на основе ЕТС к тарифному окладу (ставке) могут быть применены повышения, корректирующие коэффициенты, надбавки по различным основаниям, которые суммируются с ним и образуют окончательный размер тарифного оклада (ставки) — постоянную тарифную часть зарплаты (п. 9.6 Рекомендаций № 67). Например, это могут быть повышения за руководство, за интенсивность работы, за характер и специфику труда, за сложность и ответственность выполняемой работы до 300% включительно (п. 9.5 Рекомендаций № 67). При этом стимулирующие, поощрительные, компенсирующие выплаты, надбавки, доплаты, формирующие надтарифную часть зарплаты, устанавливаются руководителю организации по соглашению сторон (ч. 1 ст. 63 и ст. 64 ТК).

Отдельные ограничения законодательства в вопросах оплаты труда руководителей организаций

Запрещено повышать тарифный оклад (ставку):

·             при наличии задолженности по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные фонды организации независимо от формы собственности, кроме бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, — до полного погашения этой задолженности (п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 12.12.2001 № 1794 «О некоторых мерах по выплате заработной платы работникам отраслей экономики»).

Запрещено повышать тарифный оклад (ставку), действующие размеры премий, надбавок и доплат:

·             при наличии задолженности по заработной плате и (или) обязательным страховым взносам в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты субъектам хозяйствования всех форм собственности — до погашения этой задолженности (п. 3 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1998 № 1972 «О дополнительных мерах по совершенствованию оплаты труда работников отраслей экономики»).

Определено ограничение размера тарифной ставки первого разряда. Так, наниматели, за исключением организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, имеющие просроченную задолженность по заработной плате на конец отчетного периода, с 1-го числа месяца, следующего за отчетным, применяют тарифную ставку первого разряда для расчета должностных окладов руководителей, специалистов и других служащих в размере, не превышающем величины тарифной ставки первого разряда, установленной Правительством Республики Беларусь для оплаты труда работников организаций, финансируемых из бюджета и пользующихся государственными дотациями, до ликвидации этой просроченной задолженности (п. 1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 27.11.1995 № 483 «Об обеспечении своевременной выплаты заработной платы»).

Запрещены начисление и выплата всех видов премий в отдельных случаях. Так, запрещены начисление и выплаты всех видов премий руководителям юридических лиц, имеющих задолженность по платежам в бюджет, образовавшуюся с 1 января 1996 г., до полного погашения этими юридическими лицами задолженности перед бюджетом (п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 13.08.1996 № 292 «О предоставлении юридическим лицам отсрочки по уплате задолженности по налогам и пени»).

Запрещено руководителям организаций начислять и выплачивать все виды премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренные условиями контрактов, за месяц, в котором допущены:

·             рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) за отчетный период по сравнению с предыдущим периодом по организации в целом, если иное не установлено законодательством;

·             задолженность по выплате заработной платы;

·             задолженность по оплате потребленных с начала отчетного года природного газа, электрической и тепловой энергии, образовавшаяся в результате необеспечения их оплаты в сроки, установленные договорами или законодательными актами (ч. 1 п. 2.5 Постановления № 597).

Начисление руководителям организаций всех видов премий, бонусов и вознаграждений, предусмотренных условиями контрактов, за квартал, полугодие или иной период производится пропорционально месяцам, в которых отсутствовали рост убытка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) и виды задолженности, указанные в ч. 1 п. 2.5 Постановления № 597. Как мы уже отмечали, Положением № 597 определен порядок оплаты труда руководителей государственных организаций. Тем не менее письмом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 20.11.2015 № 1-2-12/2735 «О применении норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 октября 2015 г. № 848» определено, что нормы п. 2.5 Постановления № 597 являются обязательными для применения в отношении руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций).

Предельный уровень заработной платы ограничен. Так, п. 2.1 Постановления № 597 определено, что коэффициент соотношения средней заработной платы руководителей организаций независимо от формы собственности (за исключением бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций) и средней заработной платы по организации в целом (далее — коэффициент) не может превышать 8.

Рассмотрим нормы, которые нужно учитывать при расчете коэффициента.

1.        Расчет фактического значения коэффициента производится ежемесячно по организации в целом нарастающим итогом с начала отчетного года.

2.        Если назначение руководителя организации на должность либо принятие решения об уменьшении ему коэффициента происходит в течение отчетного года, расчет фактического значения данного коэффициента производится нарастающим итогом начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором заключен контракт либо принято указанное решение (изменен контракт).

3.        Если принято решение об увеличении руководителю организации коэффициента, расчет фактического значения такого коэффициента производится нарастающим итогом с начала отчетного года исходя из нового размера коэффициента.

4.        Для руководителя организации, к которой в результате реорганизации присоединена иная организация с созданием на базе имущества присоединенной организации филиала либо структурного подразделения, расчет фактического значения коэффициента может по решению органа, заключившего контракт, производиться в течение трех лет без учета фонда заработной платы и среднесписочной численности работников данного филиала либо структурного подразделения. После истечения данного трехлетнего периода расчет фактического значения коэффициента производится с месяца, следующего за месяцем окончания этого трехлетнего периода.

5.        При расчете фактического значения коэффициента заработная плата руководителя организации исключается из фонда заработной платы по организации в целом.

6.        По решению органа, заключившего контракт, фонд заработной платы и среднесписочная численность работников дочерних организаций могут учитываться при исчислении фактического значения коэффициента.

7.        В п. 2.2 Постановления № 597 перечислены выплаты, которые не учитываются в заработной плате руководителя при расчете коэффициента, а именно:

·             годовой бонус в размере не более 12 окладов включительно;

·             материальная помощь при предоставлении трудового отпуска и материальная помощь (единовременные выплаты) по основаниям, предусмотренным в коллективном договоре либо ином локальном нормативном правовом акте, принятом в порядке, установленном законодательством;

·             денежная компенсация за неиспользованный трудовой отпуск и др.

С учетом особенностей включения некоторых выплат в заработную плату руководителя при расчете коэффициента, определенных нормами п. 2.1 и 2.2 Постановления № 597, по мнению автора, показатели фонда зарплаты и среднесписочной численности работников, используемые в расчете средней зарплаты, необходимо определять в соответствии с Указаниями по заполнению в формах государственных статистических наблюдений статистических показателей по труду, утвержденными постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 29.07.2008 № 92 (далее — Указания № 92).

Порядок расчета зарплаты руководителя

Рассчитываем среднюю зарплату руководителя за определенный период:

Средняя зарплата руководителя за определенный период = = (Фонд зарплаты руководителя за соответствующий период (п. 61 Указаний № 92) – – Выплаты, исключаемые из расчета за такой же период) / / Кол-во месяцев этого периода.

Рассчитываем среднюю заработную плату по организации в целом за соответствующий период:

Средняя заработная плата по организации в целом за соответствующий период, за исключением зарплаты руководителя (п. 67–68 Указаний № 92) = = Фонд зарплаты работников (без зарплаты внешних совместителей, без вознаграждений лиц несписочного состава и без зарплаты руководителя) за соответствующий период (Указания № 92) / / Среднесписочная численность работников (без учета руководителя) за такой же период (п. 10 Указаний № 92) / / Кол-во месяцев этого периода.

Рассчитаем соотношение средней зарплаты руководителя и средней зарплаты по организации в целом за соответствующий период:

Средняя зарплата руководителя / /Средняя заработная плата по организации в целом ≤ 8.

Пример

Перед начислением заработной платы и премии за май руководителю организации необходимо произвести расчет соотношения средней заработной платы руководителя и средней заработной платы работников организации за период январь — май 2019 г.

Среднесписочная численность работников (не считая руководителя) = 24 чел. Фонд заработной платы работников без учета руководителя = 46 000 руб.

Начисления руководителю за январь — май 2019 г. представлены в таблице.

Приобрести доступ к полной статье

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку





Свежие статьи на портале

1. Как, при выкупе арендуемого более 3-х лет госимущества определить его стоимость? |

Как и кем определяется стоимость арендуемого более 3-х лет государственного имущества при его выкупе в случае, если арендатор произвел за счет собственных средств его улучшения, неотделимые без вреда для такого имущества?

3. Деловое сообщество настаивает на пересмотре норм постановления КГК № 3 |

Деловое сообщество просит Комитет государственного контроля и Совет министров внести изменения и дополнения в  Инструкцию о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации, чтобы исключить необоснованные требования к субъектам хозяйствования. Генеральной прокуратуре и Минюсту предложено провести экспертизу постановления № 3 и потребовать привести новую Инструкцию КГК в соответствие с нормами Налогового кодекса и Конституции Республики Беларусь.

5. Можно ли выплачивать премию если у фирмы убытки? |

Можно ли выплачивать премии руководителям организаций при росте убытков от реализации продукции, товаров (работ, услуг), наличии задолженности по выплате заработной платы и оплате энергоресурсов?

6. Уплата налога на доходы из средств организации без штрафа |

В связи со вступлением в силу новой редакции НК, поступающими вопросами по применению главы 17 НК и мер административной ответственности по статье 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Министерство по налогам и сборам письмом 09.08.2019 № 4-2-15/01723 разъяснило порядок применения мер ответственности в случае уплаты налога на доходы за счет средств налогового агента. а также порядок зачета налога на доходы.

7. Порядок учета курсовых разниц при исчислении налога на прибыль резидентом "Великого камня" |

Организация - резидент Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – индустриальный парк) осуществляет деятельность по производству товаров, как на территории индустриального парка, так и за пределами его территории. Какой порядок учета курсовых разниц для целей исчисления налога на прибыль?

8. Изменилась форма 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению» |

С 14 августа 2019 года вступили в силу изменения в постановление Белстата от 8 мая 2014 г. № 40 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению».

9. Изменены формы контрольных списков вопросов (чек-листов) |

С 01.08.2019 формы контрольных списков вопросов (чек-листов) в соответствии с приказом МНС от 25.07.2019 № 79 «Об изменении приказа Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 32» претерпели изменения и содержат перечень актуальных требований нормативных правовых актов, предъявляемых к субъектам хозяйствования.

12. Формируется план выборочных проверок на 2020 год |

В настоящее время налоговые органы приступили к формированию планов выборочных проверок на первое полугодие 2020 года. Отбор объектов для проведения выборочных проверок основан на всестороннем анализе информации, которой располагают налоговые органы, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства.

13. Что изменяется в Трудовом кодексе? |

Начиная со следующего года, мы начнем работать по измененному трудовому законодательству. Правкам подверглись более 200 статей Трудового кодекса Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной защиты подготовило подробные комментарии ожидаемых изменений. Что именно изменится?

14. Скорректирован перечень документов, предъявляемых ИП контролирующим органам |

С 10 августа 2019 г. постановлением Совета министров Республики Беларусь 5 августа 2019 г. № 515 внесены изменения в перечень документов, представляемых контролирующим (надзорным) органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2005 № 415.

15. В МНС разъяснили применение норм Налогового кодекса с учетом отмены указа о лжепредпринимательстве |

В Министерстве по налогам и сборам разъяснили применение норм Налогового кодекса с учетом отмены указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

16. С 7 августа изменения в форме статотчетности 1-т (кадры) |

С 7 августа 2019 года вступили в силу изменения в постановление Белстата от 13.06.2016 № 63 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров» и указаний по ее заполнению».

17. Новое в арендных отношениях |

С 1 января 2020 г., в соответствии с изменениями внесенными в п. 2.13 Указа Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150,
ссудодатели будут  самостоятельно нести расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества, переданного ими в безвозмездное пользование, с включением сумм таких расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, или в состав внереализационных расходов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь.

18. Сертификат соответствия при ввозе товара из Европы |

Если ввозить продукцию из Европы и на нее есть сертификат европейский EN, нужно ли тогда дополнительно подтверждать соответствие в Беларуси и проводить повторную сертификацию для дальнейшей продажи данной продукции. Или возможно у нас признаются европейские сертификаты?

19. Льгота по подоходному при продаже физлицом автомобиля |

Физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, продало в течение календарного года один легковой автомобиль. Ранее этот автомобиль использовался в предпринимательской деятельности (физическое лицо зарегистрировано в качестве ИП, топливо для автомобиля приобреталось за счет средств ИП и списывалось на затраты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности). Облагается ли полученный доход подоходным налогом?

20. Ошибки, допускаемые при перечислении части прибыли по Указу № 637 |

Общества с долей государства более 50% в уставном фонде в соответствии с законодательством обязаны часть прибыли (дохода) перечислять в бюджет. Когда по окончании финансового года хозяйственные общества подводят итоги своей деятельности, особую актуальность приобретает вопрос распределения прибыли и выплаты дивидендов. Как показали контрольно-аналитические мероприятия, не все субъекты хозяйствования соблюдают эти требования.

21. Новый сервис: проверка белорусского сертификата резидентства/certificate of residence |

Белорусские организации и физические лица  имеют возможность в электронном виде обращаться в налоговый орган и получать (через АРМ «Плательщик») справки (сертификаты), подтверждающие их налоговое резидентство для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения.
Как проверить электронный сертификат налогового резидентства, выданный в Республике Беларусь?

23. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на август 2019 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на август 2019 года