Статьи журнала "Налоговый вестник"

Почему выгодно создание резервов по сомнительным долгам |

Количество просмотров: 35
Автор сомнительный долг, сомнительный долг, резерв, резерв, налог на прибыль налог на прибыль
Почему выгодно создание резервов по сомнительным долгам

В связи со вступлением в силу с 1 января 2019 г. новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) и «в целях компенсации потерь бизнеса, связанных с тем, что им необходимо исполнить налоговое обязательство при отсутствии оплаты от покупателей-заказчиков» резерв по сомнительным долгам был возвращен в налоговый учет.

Обращаем внимание, что создание резервов по сомнительным долгам предусмотрено как в бухгалтерском учете, так и по налогу на прибыль организаций.

Напомним, что в налоговом учете резерв по сомнительным долгам не новое понятие: до 2014 года суммы такого резерва и его возобновление при восстановлении сомнительных долгов включались в состав внереализационных расходов (п. 3.20 и 3.21 ст. 129 НК-2013).

Начиная с 2014 года и вплоть до 1 января 2019 г. в связи с исключением из НК указанных пунктов формирование указанного резерва не подлежало отражению в составе внереализационных расходов и при налогообложении учитывались только убытки от списания дебиторской задолженности:

·             по которой истек срок исковой давности;

·             по которой истек срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества;

·             невозможной (нереальной) для взыскания (п. 3.22 и 3.23 ст. 129 НК).

Для чего нужно создавать резерв по сомнительным долгам? В бухгалтерском учете, для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением является как раз резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва. Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации.

В налоговом учете дела обстоят несколько по-иному. Учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, его создание в общем случае выгодно налогоплательщикам. Если у компании есть сомнительная дебиторская задолженность, то без резерва не обойтись.

Суть создания резерва в том, что в случае нарушения сроков оплаты реализованных товаров (работ, услуг) покупателями возникает так называемый сомнительный долг. На сумму сомнительного долга может создаваться резерв по сомнительным долгам.

Если резерв по сомнительным долгам не создается, то сумма долга будет признана в расходах либо на дату исключения должника из ЕГР, либо по истечении срока исковой давности такой задолженности (как правило — 3 года (ст. 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь)). В случае же создания резерва такая задолженность будет списана на расходы значительно быстрее.

Затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу. При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финансовом результате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

То есть создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете является одним из способов оптимизации налоговых платежей, так как сумма созданного резерва увеличивает расходы для целей налогообложения прибыли, тем самым уменьшая сумму налога на прибыль к уплате.

Что такое сомнительный долг? Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен — в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 42 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102)).

Таким образом, для признания дебиторской задолженности сомнительной должно одновременно выполняться 3 условия:

·             задолженность возникла в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;

·             задолженность не погашена в срок, установленный договором либо законодательством, или в течение 12 месяцев с даты ее возникновения — если срок не установлен;

·             задолженность не обеспечена соответствующими гарантиями.

Например, организация отгрузила покупателю продукцию. По договору покупатель обязан оплатить ее в течение 30 дней после передачи. Если покупатель нарушает срок оплаты, то эта дебиторская задолженность попадает в резерв.

В данном случае не имеет значения, подтверждена дебиторская задолженность контрагентом или нет. Иными словами, наличие акта сверки с дебитором на дату создания резерва для включения соответствующей задолженности в расчет резерва не обязательно.

Для целей налогообложения не являются сомнительными долги, которые не связаны с продажей. Например, долги по уплате санкций за нарушение договорных обязательств и оплате переданных имущественных прав (требований) или по кредитам и займам.

Обязательно ли создавать резерв? В бухгалтерском учете он создается в обязательном порядке. Особенность в том, что в случае признания дебиторской задолженности сомнительной организации обязаны создавать в бухгалтерском учете соответствующие резервы, это прямо предусмотрено п. 13, 42–48 Инструкции № 102. Это напрямую связано с необходимостью соблюдать один из основных принципов бухгалтерского учета — требование осмотрительности, которое предусматривает, что оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов — занижена (п. 1 и 8 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

Обращаем внимание на то, что в налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом налогоплательщика (п. 3.48 ст. 175 НК). При этом правом создания резерва сомнительных долгов обладают только предприятия, уплачивающие налог на прибыль. Для предприятий, работающих по упрощенной системе налогообложения, возможность создания резерва по сомнительным долгам законодательством не предусмотрена.

Если организация решит применять данный способ оптимизации налога на прибыль, то принятое решение о создании резерва рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика по налоговому учету в отношении резерва. Как следует из очень краткой формулировки в НК, правила формирования резерва по сомнительным долгам в налоговом учете и порядок работы с ним определены НК лишь небольшим количеством аспектов. Поэтому в учетную политику по налоговому учету придется внести совсем немного положений в части этого резерва.

Прежде всего нужно указать, будет ли образовываться такой резерв. Если решение о его создании принято, то в учетную политику по налоговому учету дополнительно включают:

·             решение о периодичности, с которой будет проводиться инвентаризация долгов;

·             образец налогового регистра, разработанный для ведения аналитики по резервам, образованным по сомнительным долгам.

Такой налоговый регистр не имеет установленной формы, разрабатывается самостоятельно, и, полагаем, помимо его названия и подписи ответственного лица он должен содержать следующую информацию:

·             о периоде, к которому он относится;

·             об имеющихся сомнительных долгах;

·             о размерах резерва по каждому долгу — максимальном для периода и образованном;

·             о суммах корректировок резервов за период в соотнесении их с внереализационными доходами или расходами;

·             об объемах резервов, использованных для списания безнадежных долгов.

Данный регистр можно не вести, если имеет место совпадение между данными бухгалтерского и налогового учета. Но в части резерва сомнительных долгов совпадение этих данных будет скорее исключением, чем правилом.

Периодичность создания резерва по сомнительным долгам зависит от выбранной периодичности инвентаризации дебиторской задолженности, которая для целей налогового учета проводится на последнее число отчетного или налогового периода.

Правила образования резерва для целей налогового учета. Как и любой резерв, образуемый для целей расчета налога на прибыль, резерв по сомнительным долгам в налоговом учете образуется на добровольных началах. Налогоплательщик вправе его не формировать, но, если решение об этом принято, ему придется:

·             проверить, допустимо ли для него создание резерва с учетом наличия ряда ограничивающих критериев;

·             строго соблюдать правила работы с резервом, изложенные в п. 3.48 ст. 175 НК.

Однако создать резерв можно:

·             исключительно в части долгов покупателей, осуществляющих приобретение у юридического лица товаров, работ, услуг;

·             только по тем долгам, которые уже просрочены, и длительность этой просрочки превышает 45 календарных дней.

Создание резерва по сомнительным долгам для целей налогового учета. Процедура создания резерва подразумевает:

·             обязательность проведения регулярной инвентаризации долгов с периодичностью, соответствующей отчетному или налоговому периоду, значимому для налогоплательщика (в соответствии со ст. 175 НК отчетным периодом по налогу на прибыль является квартал, налоговым периодом — год);

·             выявление долга, соответствующего признакам сомнительного по критериям п. 3.48 ст. 175 НК: долг покупателя, не оплаченный вовремя и не обеспеченный гарантиями;

·             определение длительности задержки платежа в сравнении со сроком, установленным договором, и распределение его по количеству календарных дней задержки: от 45 до 90 дней и более 90 дней;

·             расчет величины отчислений в резерв в зависимости от периода просрочки. Долг для целей расчета учитывают вместе с налогом на добавленную стоимость (далее — НДС). Например так, как показано в таблице:

 


Срок возникновения сомнительного долга

Процент отчислений в резерв от суммы сомнительного долга

Более 90 календарных дней

100

От 45 до 90 календарных дней (включительно)

50

Менее 45 календарных дней

0


 

·             Задолженность со сроком возникновения свыше 90 календарных дней в сумму создаваемого резерва включается полностью. Если срок возникновения такой задолженности — от 45 до 90 календарных дней, то в резерв относится 50% ее суммы. Сомнительная задолженность со сроком возникновения до 45 дней не увеличивает сумму создаваемого резерва;

·             сравнение величины созданного резерва с максимально допустимым его значением — не более 5% выручки от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, нематериальных активов с учетом НДС.

В отношении одного и того же долга, у которого в 2 соседних кварталах меняется срок неплатежа и, соответственно, величина образуемого по нему резерва, сравнение в каждом из кварталов будет проводиться с суммой выручки, соответствующей этому кварталу;

·             отражение созданного резерва во внереализационных расходах.

Расчет суммы резерва по сомнительным долгам. Поскольку резерв будет создаваться в первый раз, то определяем сумму резерва на последнее число отчетного (налогового) периода по формуле:

А = В × 50% + С,

где А — сумма резерва на последнее число отчетного (налогового) периода; B — сумма долгов, просрочка по оплате которых составляет от 45 до 90 дней включительно; C — сумма долгов, просрочка по оплате которых составляет более 90 дней.

С каждым последующим периодом учитываем списанные за счет резерва безнадежные долги, списанные в прошлый отчетный период и все-таки оплаченные долги, поэтому определяем сумму отчислений в резерв на последнее число каждого отчетного (налогового) периода по формуле:

D = А – К – F,

где D — сумма отчислений в резерв по итогам отчетного (налогового) периода; А — сумма резерва на последнее число отчетного (налогового) периода; К — сумма резерва на последнее число предыдущего отчетного (налогового) периода; F — счет резерва в текущем квартале.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. Подоходный налог при дарении доли в уставном фонде |

Физическое лицо - участник общества с дополнительной ответственностью передает по договору дарения свою долю в уставном фонде общества (которую он ранее получил также в результате дарения ему этой доли) второму участнику этого общества - своему близкому родственнику (отцу).
Возникает ли обязанность по уплате подоходного налога с физических лиц у одаряемого лица в данном случае?

2. О согласовании режима работы розничных торговых объектов и объектов общественного питания в ночное время |

Министерство антимонопольного регулирования и торговли разъяснило вопросы согласования режима работы розничных торговых объектов и объектов общественного питания с 23.00 и до 7.00.

6. О создании национальной системы маркировки товаров |

С 15 апреля 2019 года в Беларуси стартовал пилотный проект по маркировке обуви средствами идентификации. Это предусмотрено  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2019 года № 161. Документом  также утверждено Положение о порядке реализации пилотного проекта.

8. Корректировка вычетов при погашении кредита за счет средств бюджета |

Организация в 2010 – 2015 г.г. приобретала работы по строительству объекта за счет средств кредита банка. Суммы НДС, предъявленные при приобретении работ, приняты к вычету в 2010 – 2015 г.г. в 2019 году кредит погашен средствами из бюджета. Следует ли уменьшать суммы налоговых вычетов в 2019 году?

10. Напоминаем о сроке предоставления баланса |

Напоминаем, что в соответствии с подпунктом 1.4.2 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса  Республики Беларусь плательщики обязаны представить в  налоговый  орган  по месту постановки на учет годовую индивидуальную отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности за 2018 год не позднее 1 апреля 2019 года.

11. Как исправить ошибку за прошлые года по налогу на прибыль? |

Если ошибка найдена, например в 2017 году, то подавать уточненную декларацию за 2017 год по налогу на прибыль не нужно. Данные корректируются в налоговой декларации по налогу на прибыль за текущий год. Так ли это? Не верно.

12. Как изменят статьи по экономическим преступлениям? |

Генеральная прокуратура анонсировала изменения уголовной ответственности по экономическим статьям. Они вступят в силу с 19 июля этого года. Из главного — повышение денежных порогов, после которых предприниматель рискует сесть за решетку, отмена уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации и исключение из УК статьи «Лжепредпринимательство».

13. Валютная "катастрофа" для предпринимателей |

В Беларуси для юрлиц ввели изменения в расчетах с юрлицами-нерезидентами — с 1 марта для них сужена возможность использовать наличную валюту. В большинстве случаев они могут прибегать только к безналичным расчетам. Новшества затронут и индивидуальных предпринимателей, которые уже высказывают недовольство. Изменения предусмотрены постановлением Нацбанка от 19 декабря 2018 года № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций».

14. Что необходимо знать по определению страны происхождения товаров |

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с каждым годом приобретает всё более интенсивный и плодотворный характер. В этой связи на государственном уровне немаловажная роль отведена вопросам определения страны происхождения товара, так как от грамотного её контроля и определения зависит применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, разного рода запретов и ограничений, мер нетарифного регулирования, специальных, антидемпинговых, компенсационных мер защиты внутреннего рынка, позволяющих отстаивать экономические интересы производителей – резидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Евразийского экономического союза.

15. Уплата части прибыли по Указу Президента № 637 организациями, находящимися в процедуре защитного периода по Закону № 415-З |

Должно ли коммунальное унитарное предприятие, находящееся в процедуре защитного периода в связи с определением экономического суда Гомельской области по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), перечислять в бюджет часть прибыли (дохода) в соответствии с Указом № 637?

16. Налог на недвижимость при аренде жилых помещений |

В соответствии с абзацем третьим части первой пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З) по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель).

17. Применение льгот по имущественным налогам в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), их частей |

С 1 января 2019 года снято ограничение на применение льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством, в случае, когда такие капитальные строения (здания, сооружения) были возведены с превышением срока их строительства, установленных проектной документацией (подпункт 1.13 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З, далее – НК). Кроме того такая же льгота введена по земельному налогу. 

18. Чего ожидать от Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке товаров» |

Проект Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке товаров» (далее – проект Указа) будет разработан во исполнение пункта 5 статьи 5 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 117-З «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» (далее – Соглашение).

Соглашением предусмотрена маркировка товаров, перечень которых будет определяться Советом Евразийской экономической комиссии, унифицированными средствами идентификации.

19. Минфин: льготы по оплате госпошлины (помимо скидочных коэффициентов) нецелесообразны |

В начале января гражданам довели проект указа «О платежах за участие в дорожном движении». Вместо госпошлины за выдачу разрешения на допуск ТС к участию в движении с физлиц собираются взимать плату за участие ТС в дорожном движении. Для физлиц по сути ничего не поменяется — суммы фигурируют те же (исключение — скидки). Была составлена петиция с просьбой о льготах по оплате — в частности, предлагали освободить от «налога» многодетные семьи. Недавно пришел ответ из Минфина.

20. О времени поступления информации о зачислении уплаченных сумм таможенных платежей |

В соответствии с пунктом 2 статьи 100 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» для целей выпуска товаров подтверждением исполнения обязанности по уплате таможенного платежа является поступление в таможенный орган в электронном виде информации Минфина РБ о зачислении уплаченных плательщиком сумм таможенного платежа на соответствующий счет в зависимости от валюты, в которой вносится платеж, либо поступление в таможенный орган в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком таможенного платежа.

21. Утилизационный сбор в отношении приобретенных в РФ транспортных средств, ранее вывезенных из РБ |

В отношении транспортных средств ранее зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Беларусь до 1 марта 2014 года, а также выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу Указа № 64 ( 1 марта 2014 года), утилизационный сбор не подлежит уплате.

22. Правительство отыгралось на зарплатах белорусов |

За месяц до публикации последних данных по 2018 году было предсказано, что правительство выполнит задачу по достижению 500-долларовой зарплаты. На практике так и вышло по данным Белстата средняя начисленная зарплата в Беларуси в декабре составила 1 115 BYN. В пересчете на валюту это эквивалентно 523 USD.

23. Инвествычет у субъекта Оршанского района |

Каким образом возможно применить инвестиционный вычет по налогу на прибыль по объектам, принятым организацией – субъектом Оршанского района к бухгалтерскому учету в качестве основных средств в первом полугодии 2019 года (например, в июне), в случае, когда сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства (далее – сертификат) выдан организации в IV квартале 2019 года (например, в ноябре) и в качестве даты начала его действия в первом случае указано 1 января 2019 года, а во втором – 1 ноября 2019 года.