Статьи журнала "Налоговый вестник"

Получение иностранными компаниями доходов от операций с ценными бумагами

Получение иностранными компаниями доходов от операций с ценными бумагами |

Количество просмотров: 21
Автор налог на доходы, налог на доходы, ценные бумаги ценные бумаги
Получение иностранными компаниями доходов от операций с ценными бумагами

Как известно, фондовый рынок — это инструмент для инвестирования и создания источников дохода. В процессе деятельности у белорусских компаний часто возникает необходимость в привлечении дополнительных финансовых ресурсов, в частности, в заимствовании денежных средств у иностранных организаций, осуществлении операций с долговыми ценными бумагами на зарубежных финансовых рынках.

Держатель облигации по сути является кредитором компании, ее выпустившей. Существует два способа получения дохода по облигациям:

·             фиксированный процент, который компания обязуется выплачивать в течение всего срока действия облигации;

·             разница между рыночной и номинальной ценами облигации или ценами купли и продажи.

Получение доходов иностранными компаниями от операций с ценными бумагами влечет возникновение объекта для исчисления налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее — налог на доходы).

В ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) поименованы:

·             доходы по ценным бумагам, условиями эмиссии которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта) (п. 1.2.2 НК).

Дисконтом признается доход по облигации в виде разницы между ценой приобретения облигации и номинальной стоимостью облигации, выплачиваемой эмитентом при погашении этой облигации (абз. 12 ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг»);

·             доходы от отчуждения ценных бумаг на территории Республики Беларусь (кроме акций) и (или) их погашения (п. 1.11.3 ст. 189 НК).

С 2019 г. в НК внесено уточнение, что не являются объектом налогообложения доходы от отчуждения ценных бумаг по сделкам, совершаемым на фондовых биржах, признаваемых таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не входящих в перечень оффшорных зон (ч. 2 п. 1.11.3 ст. 189 НК).

При исчислении и перечислении налога с доходов по ценным бумагам налоговыми агентами выступают белорусские юридические лица и индивидуальные предприниматели (п. 3.1 и 3.2 ст. 189, ч. 1 п. 3 ст. 193 НК), при этом в случае выплаты иностранным компаниям дохода от отчуждения или погашения ценных бумаг налоговыми агентами могут являться и физические лица (п. 3.3 ст. 189, ч. 2 п. 3 ст. 193 НК).

При определении налоговой базы по рассматриваемым объектам необходимо учитывать отличия, предусмотренные НК.

Так, по доходам по ценным бумагам в виде процентов (дисконта) налоговая база определяется как их общая сумма (п. 1.3 ст. 190 НК).

В случае доходов от продажи или погашения ценных бумаг налоговая база рассчитывается с учетом затрат на их приобретение. Затраты на приобретение ценных бумаг (кроме акций), понесенные в иностранной валюте, пересчитываются в белорусские рубли по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте, установленному Национальным банком Республики Беларусь на дату возникновения обязательства по уплате налога на доходы (абз. 4 ч. 3 п. 1.1.4 ст. 190 НК).

Это положение особенно актуально при осуществлении сделок РЕПО. Таким образом нивелируется влияние колебаний курса белорусского рубля к иностранной валюте на определение налоговой базы налога по такому виду дохода.

Налоговая база определяется на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы.

Дата возникновения обязательств белорусской организации по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа) (п. 1 ст. 191 НК).

Следует учитывать, что с 2019 г. день начисления дохода по объектам, связанным с ценными бумагами, определяется тоже по-разному.

По общему правилу определяется день начисления дохода от операций по реализации (погашению) ценных бумаг (кроме акций), и это наиболее ранняя из дат:

·             дата отражения в бухгалтерском учете операций по реализации (погашению) ценных бумаг (кроме акций) (п. 2.2 ст. 191 НК);

·             дата отражения в бухгалтерском учете факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета) (п. 2.3 ст. 191 НК).

В отношении доходов от процентов (дисконта) по ценным бумагам с 1 января 2019 г. установлен особый порядок признания дня начисления дохода (платежа) иностранной организации.

Налоговым агентам предоставлено право самостоятельного выбора дня начисления доходов (п. 3 ст. 191 НК):

·             либо на дату отражения в бухгалтерском учете обязательств по выплате процентов (дисконта);

·             либо на дату отражения в бухгалтерском учете факта выплаты процентов (дисконта) иностранной организации.

Ранее по указанным доходам дата начисления дохода (платежа) определялась в общем порядке.

Как и при выплате процентов по кредитам, займам (этот вид доходов иностранной организации мы уже рассматривали в предыдущих выпусках журнала — см. «Налоговый вестник» № 12, с. 68), такой выбор совершается налоговым агентом на весь календарный год в отношении таких доходов всех иностранных организаций и остается до конца года неизменным. Если избрано исчисление налога на доходы по дате отражения в бухгалтерском учете факта выплаты дохода, то на титульном листе деклараций по налогу на доходы, в которых отражаются выплачиваемые доходы, обязательно проставление соответствующей отметки (ч. 2 п. 3.2 ст. 191 НК).

С 2019 г. принятые налоговым агентом решения о выборе дня начисления указанных видов доходов иностранной организации оформляются в письменной форме (ч. 4 п. 3.2 ст. 191 НК).

До 2019 г. НК было предусмотрено освобождение некоторых видов доходов по ценным бумагам от обложения налогом на доходы. Теперь по ним предусмотрена нулевая ставка налога на доходы. Это предусмотрено в отношении доходов:

·             от долговых обязательств по государственным ценным бумагам Республики Беларусь, ценным бумагам Национального банка Республики Беларусь, облигациям местных исполнительных и распорядительных органов (абз. 6 п. 1.1 ст. 192 НК);

·             от долговых обязательств по размещенным за пределами Республики Беларусь облигациям ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (абз. 5 п. 1.1 ст. 192 НК);

·             от долговых обязательств по облигациям белорусских организаций, эмитированным с 01.04.2008 по 01.01.2015 и с 01.07.2015 (абз. 4 п. 1.1 ст. 192 НК). Условием применения ставки 0% в этой ситуации является представление налоговым агентом в налоговый орган документов, сведений (информации), подтверждающих (п. 2 ст. 192 НК):

1) постоянное местонахождение иностранной организации, являющейся эмитентом облигаций или иностранной организации, уполномоченной на получение доходов, подлежащих выплате по облигациям, в государстве, с которым Республика Беларусь применяет международный договор, предусматривающий обмен информацией по налоговым вопросам, на календарный год или иной период, на который приходится день начисления налоговым агентом дохода (платежа);

2) прохождение облигацией процедуры листинга и (или) допуска к обращению на бирже, включенной в перечень бирж, обеспечивающих надлежащую идентификацию подлинных владельцев организаций — эмитентов ценных бумаг, определяемый Министерством финансов Республики Беларусь и Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь. Подтверждение указанных фактов осуществляется налоговым агентом на основании сведений, полученных от соответствующей биржи, и (или) иных документов, относящихся к выпуску облигаций, и (или) на основании сведений из общедоступных источников информации.

Кроме НК, ставка 0% предоставляется и отдельными актами Президента в отношении:

·             доходов по ценным бумагам, условиями эмиссии которых предусмотрено получение доходов в виде процентов (дисконта), получаемых иностранными организациями от резидента Парка высоких технологий (абз. 9 ч. 1, ч. 2 п. 33 Положения о Парке высоких технологий);

·             доходов в виде процентов по размещенным за пределами Беларуси облигациям белорусских организаций и государственным долгосрочным облигациям Республики Беларусь, являющимся государственными долговыми обязательствами, формирующими внешний государственный долг (п. 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.07.2018 № 286 «О налогообложении отдельных доходов» (далее — Указ № 286)). Для целей Указа № 286 под иностранными организациями понимаются организации, имеющие на определяемый в соответствии с п. 2 ст. 191 НК день начисления налоговым агентом дохода (платежа) постоянное место нахождения в государстве, с которым Республика Беларусь применяет международное соглашение, предусматривающее обмен информацией по налоговым вопросам;

·             доходов, начисленных (выплаченных) по облигациям ОАО «Китайско-Белорусский инвестиционный фонд» (абз. 3 п. 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 08.05.2018 № 163 «О Китайско-Белорусском инвестиционном фонде»). Ставка 0% применяется также к доходам от отчуждения и (или) погашения этих облигаций.

Ставка 0% применяется в отношении доходов от отчуждения и (или) погашения всех вышеперечисленных облигаций (абз. 4–6 п. 1.1 ст. 192 НК), а также от выполнения работ (оказания услуг), связанных с (абз. 8–10 п. 1.1 ст. 192 НК):

Приобрести доступ к полной статье

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Библиотека агентства «Регистр»
Налоговый кодекс Республики Беларусь 2019


Свежие статьи на портале

1. Как, при выкупе арендуемого более 3-х лет госимущества определить его стоимость? |

Как и кем определяется стоимость арендуемого более 3-х лет государственного имущества при его выкупе в случае, если арендатор произвел за счет собственных средств его улучшения, неотделимые без вреда для такого имущества?

3. Деловое сообщество настаивает на пересмотре норм постановления КГК № 3 |

Деловое сообщество просит Комитет государственного контроля и Совет министров внести изменения и дополнения в  Инструкцию о порядке составления и направления заключений об установлении оснований, влекущих корректировку налоговой базы и (или) суммы налога (сбора), а также оформления и направления информации, чтобы исключить необоснованные требования к субъектам хозяйствования. Генеральной прокуратуре и Минюсту предложено провести экспертизу постановления № 3 и потребовать привести новую Инструкцию КГК в соответствие с нормами Налогового кодекса и Конституции Республики Беларусь.

5. Можно ли выплачивать премию если у фирмы убытки? |

Можно ли выплачивать премии руководителям организаций при росте убытков от реализации продукции, товаров (работ, услуг), наличии задолженности по выплате заработной платы и оплате энергоресурсов?

6. Уплата налога на доходы из средств организации без штрафа |

В связи со вступлением в силу новой редакции НК, поступающими вопросами по применению главы 17 НК и мер административной ответственности по статье 13.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, Министерство по налогам и сборам письмом 09.08.2019 № 4-2-15/01723 разъяснило порядок применения мер ответственности в случае уплаты налога на доходы за счет средств налогового агента. а также порядок зачета налога на доходы.

7. Порядок учета курсовых разниц при исчислении налога на прибыль резидентом "Великого камня" |

Организация - резидент Китайско-белорусского индустриального парка «Великий камень» (далее – индустриальный парк) осуществляет деятельность по производству товаров, как на территории индустриального парка, так и за пределами его территории. Какой порядок учета курсовых разниц для целей исчисления налога на прибыль?

8. Изменилась форма 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению» |

С 14 августа 2019 года вступили в силу изменения в постановление Белстата от 8 мая 2014 г. № 40 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 12-т (задолженность) «Отчет о просроченной задолженности по заработной плате» и указаний по ее заполнению».

9. Изменены формы контрольных списков вопросов (чек-листов) |

С 01.08.2019 формы контрольных списков вопросов (чек-листов) в соответствии с приказом МНС от 25.07.2019 № 79 «Об изменении приказа Министерства по налогам  и сборам Республики Беларусь от 15 апреля 2013 г. № 32» претерпели изменения и содержат перечень актуальных требований нормативных правовых актов, предъявляемых к субъектам хозяйствования.

12. Формируется план выборочных проверок на 2020 год |

В настоящее время налоговые органы приступили к формированию планов выборочных проверок на первое полугодие 2020 года. Отбор объектов для проведения выборочных проверок основан на всестороннем анализе информации, которой располагают налоговые органы, свидетельствующей о высокой степени риска нарушений законодательства.

13. Что изменяется в Трудовом кодексе? |

Начиная со следующего года, мы начнем работать по измененному трудовому законодательству. Правкам подверглись более 200 статей Трудового кодекса Республики Беларусь.

Министерство труда и социальной защиты подготовило подробные комментарии ожидаемых изменений. Что именно изменится?

14. Скорректирован перечень документов, предъявляемых ИП контролирующим органам |

С 10 августа 2019 г. постановлением Совета министров Республики Беларусь 5 августа 2019 г. № 515 внесены изменения в перечень документов, представляемых контролирующим (надзорным) органам индивидуальными предпринимателями, являющимися плательщиками единого налога, или привлекаемыми ими физическими лицами, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.04.2005 № 415.

15. В МНС разъяснили применение норм Налогового кодекса с учетом отмены указа о лжепредпринимательстве |

В Министерстве по налогам и сборам разъяснили применение норм Налогового кодекса с учетом отмены указа № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств».

16. С 7 августа изменения в форме статотчетности 1-т (кадры) |

С 7 августа 2019 года вступили в силу изменения в постановление Белстата от 13.06.2016 № 63 «Об утверждении формы государственной статистической отчетности 1-т (кадры) «Отчет о численности, составе и профессиональном обучении кадров» и указаний по ее заполнению».

17. Новое в арендных отношениях |

С 1 января 2020 г., в соответствии с изменениями внесенными в п. 2.13 Указа Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150,
ссудодатели будут  самостоятельно нести расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией недвижимого имущества, переданного ими в безвозмездное пользование, с включением сумм таких расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, или в состав внереализационных расходов в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь.

18. Сертификат соответствия при ввозе товара из Европы |

Если ввозить продукцию из Европы и на нее есть сертификат европейский EN, нужно ли тогда дополнительно подтверждать соответствие в Беларуси и проводить повторную сертификацию для дальнейшей продажи данной продукции. Или возможно у нас признаются европейские сертификаты?

19. Льгота по подоходному при продаже физлицом автомобиля |

Физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Республики Беларусь, продало в течение календарного года один легковой автомобиль. Ранее этот автомобиль использовался в предпринимательской деятельности (физическое лицо зарегистрировано в качестве ИП, топливо для автомобиля приобреталось за счет средств ИП и списывалось на затраты, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности). Облагается ли полученный доход подоходным налогом?

20. Ошибки, допускаемые при перечислении части прибыли по Указу № 637 |

Общества с долей государства более 50% в уставном фонде в соответствии с законодательством обязаны часть прибыли (дохода) перечислять в бюджет. Когда по окончании финансового года хозяйственные общества подводят итоги своей деятельности, особую актуальность приобретает вопрос распределения прибыли и выплаты дивидендов. Как показали контрольно-аналитические мероприятия, не все субъекты хозяйствования соблюдают эти требования.

21. Новый сервис: проверка белорусского сертификата резидентства/certificate of residence |

Белорусские организации и физические лица  имеют возможность в электронном виде обращаться в налоговый орган и получать (через АРМ «Плательщик») справки (сертификаты), подтверждающие их налоговое резидентство для целей применения международных договоров об избежании двойного налогообложения.
Как проверить электронный сертификат налогового резидентства, выданный в Республике Беларусь?

23. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на август 2019 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на август 2019 года