Статьи журнала "Налоговый вестник"

Получение средств из ФСЗН для компенсации алиментов |

Количество просмотров: 54
Автор алименты, алименты, компенсация, компенсация, ФСЗН ФСЗН
Получение средств из ФСЗН для компенсации алиментов

В соответствии со ст. 105 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье наниматель, выплачивающий заработную плату, организация, выплачивающая пенсии, пособия, стипендии и осуществляющая другие выплаты, обязаны на основании письменного заявления лица, уплачивающего алименты, или исполнительного листа ежемесячно удерживать из его заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и других выплат денежные суммы установленных размеров с учетом ограничений, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь, и выплачивать (перечислять на счет, переводить по почте за счет средств лица, уплачивающего алименты) не позднее чем в трехдневный срок со дня выплаты заработной платы, пенсии, пособия, стипендии и осуществления других выплат лицу, указанному в заявлении или исполнительном листе.

Согласно п. 214 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67 (далее — Инструкция № 67), удержания алиментов из заработной платы и приравненных к ней доходов производятся нанимателем на основании предписания судебного исполнителя согласно приложению 75 к Инструкции № 67. В этом же предписании судебный исполнитель предлагает ежемесячно производить удержания согласно исполнительному документу, а удержанные суммы перечислять взыскателю или на счет органа принудительного исполнения за счет должника. В предписании судебного исполнителя также должны быть указаны размер и периодичность удержания, размер задолженности (при наличии) (п. 82 Инструкции № 67).

Не считается задолженностью недоплата по алиментам, если она образовалась в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам.

При этом следует помнить, что в соответствии со ст. 71 Трудового кодека Республики Беларусь (далее — ТК) при невыполнении норм выработки, браке и простое не по вине работника заработная плата не может быть ниже двух третей установленной ему тарифной ставки (оклада).

В таких случаях удержание алиментов производится в следующих размерах:

·             на одного ребенка — 25%;

·             на двоих детей — 33%;

·             на троих и более детей — 50% фактического заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты, за проработанный при указанных обстоятельствах период (п. 211 Инструкции № 67).

Недополученная сумма алиментов должна компенсироваться взыскателю выплатами из Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь с последующим возмещением нанимателем данному Фонду выплаченных сумм.

Для компенсации взыскателям сумм недоплаченных алиментов организация представляет в отделы Фонда по месту постановки на учет заявку в трех экземплярах на получение средств согласно приложению 7 к Инструкции о порядке использования средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на выплату пенсий и пособий, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 15.07.2013 № 9 (далее — Инструкция № 9). В соответствии с п. 9 Инструкции № 9 к заявке на получение средств для компенсации взыскателям сумм алиментов прилагаются документы, подтверждающие задолженность нанимателя (плательщика) по компенсации недополученных взыскателями сумм алиментов. Отделы Фонда на основании представленных документов в течение 5 рабочих дней проверяют обоснованность представленной плательщиком заявки. После этого один экземпляр заявки возвращается плательщику, второй — направляется в управление Фонда для перечисления средств плательщику, третий остается в отделе Фонда.

Управление Фонда в течение 5 рабочих дней после получения заявки плательщика от отдела Фонда рассматривает и представляет в орган казначейства платежную инструкцию на перечисление сумм алиментов на текущий (расчетный) счет плательщика либо письменно сообщает плательщику о причинах отказа в перечислении средств Фонда.

Также обращаем внимание, что постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26.12.2018 № 85 утверждена Инструкция о порядке возмещения выплаченных сумм алиментов (далее — Инструкция № 85), которая вступила в силу с 01.02.2019. Так, согласно п. 2 Инструкции № 85 наниматель должника возмещает в бюджет Фонда компенсированные взыскателю суммы алиментов одновременно с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет Фонда в сроки, предусмотренные в п. 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40. При этом наниматель должника представляет в банк отдельное платежное поручение на перечисление возмещаемых сумм алиментов (п. 3 Инструкции № 85).

Кроме того, напомним, что до вступления в силу Инструкции № 85 действовал приказ Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 01.11.1999 № 97 «Об утверждении Порядка возмещения нанимателем Фонду социальной защиты населения Министерства социальной защиты выплаченных сумм алиментов, недополученных взыскателем в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам» (далее — Порядок № 97) , в соответствии с п. 2 которого наниматель возмещал Фонду сумму алиментов вместе с очередным перечислением сумм страховых взносов, делая в платежном поручении по строке «Назначение платежа» дополнительную запись: «в том числе возмещение суммы алиментов — ххххххх».

Также необходимо отметить, что ранее в п. 2 Порядка № 97 было определено, что наниматель должника возмещает Фонду сумму алиментов за счет собственных средств при очередном перечислении страховых взносов. В Инструкции № 85 такой нормы нет. Тем не менее на дату вступления ее в силу в иные законодательные документы, регулирующие порядок удержания и перечисления алиментов, изменения и дополнения, устанавливающие обратное, не вносились. То есть по-прежнему не считается задолженностью недоплата по алиментам, если она образовалась в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по не зависящим от должника причинам (п. 211  Инструкции № 67).

На этом основании можем сделать вывод, что поскольку недоплата алиментов в случае, например, простоя происходит не по вине самого работника, то организация за счет собственных средств возмещает Фонду компенсацию недоплаты по алиментам. Иными словами, и после вступления в силу Инструкции № 85 порядок возмещения нанимателем должника алиментов Фонду по сути остался прежним.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. Указ № 488 все-таки отменили и определились с вычетами по НДС |

В Беларуси совершенствуются правовые отношения в сфере налогового законодательства. Это предусмотрено указом № 151, который Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 18 апреля, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства.

2. Минфин утвердил порядок перечисления денег за субботник в 2019 году |

Уже стало традицией с наступлением весны проводить республиканский субботник. Все желающие потрудиться на благо общества могут выполнять работы как по месту своей основной деятельности, так и вне ее, а именно: работы по благоустройству дворов, улиц, парков и других территорий, требующих надлежащего состояния. Минфин утвердил порядок перечисления денежных средств заработанных на республикнском субботнике в 2019 году.

4. Что относится к общехозяйственным расходам для целей расходования иностранной помощи? |

При направлении организациями сумм ИБП на оплату общехозяйственных расходов в соответствии с планами целевого использования (распределения) помощи, согласованными с Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, следует исходить из того, что расходы относятся к общехозяйственным, если они связаны с управлением организацией и обеспечением ее деятельности.

5. С 1 июня меняются правила ведения кассовых операций |

Национальным банком Республики Беларусь в целях упрощения работы субъектов хозяйствования с наличными денежными средствами постановлением Правления от 19 марта 2019 г. № 117 утверждена Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами (далее - Инструкция). Постановление вступает в силу с 1 июня 2019 года.

6. О допускаемых нарушениях в части неуплаты акцизов при импорте масел моторных |

По результатам анализа и сопоставления сведений из налоговых деклараций по акцизам с иной информацией имеющейся в налоговых органах в отношении плательщиков, осуществляющих ввоз на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, на предмет соответствия объемов ввоза подакцизных товаров и полноты уплаты налогов устанавливаются несоответствия, выражающиеся в непредставлении налоговых деклараций по акцизам, занижении налоговой базы для исчисления акцизов, а также неуплата налога.

7. О налогообложении дополнительных отпусков |

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску на основании разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.04.2019 № 2-2-10/00861 «Об учете при налогообложении дополнительных отпусков» разъяснила отдельные моменты.

8. В Минске увеличили налог за владение собаками |

Решением Мингорсовета Совета депутатов от 20 марта 2019 года № 117с 12 апреля увеличены ставки для владельцев собак в Минске.
Ставка за налоговый период устанавливается в размере 1 базовой величины (1 БВ составляет Br25,5) за породы собак, включенные в перечень потенциально опасных, 0,3 БВ — в иных случаях. В предыдущем решении цифры составляли соответственно 0,75 БВ и от 0,2 БВ до 0,6 БВ (в зависимости от высоты в холке).

9. О прочих нормируемых затратах |

Письмом от 09.04.2019 г. № 2-2-10/00858 Министерство по налогам и сборам разъяснило  порядок налогообложения прочих нормируемых затрат.

10. Утвержден образец бланка на экспорт - импорт товаров |

Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 8 апреля 2019 г. № 223 (опубликовано на национальном правовом Интернет-портале 10.04.2019, 5/46333 1) утвержден образец бланка разрешения на экспорт и (или) импорт товаров включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и в отношении которых Евразийской экономической комиссией введено автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров.

11. Вниманию ИП - плательщиков налога при УСН |

МНС напоминает, что с 2019 года для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, нормами подпункта 1.2.3 пункта 1 статьи 326 Налогового кодекса Республики Беларусь введена обязанность по представлению в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления об использовании капитальных строений.   

12. Минтруд ответил на вопросы плательщиков по командировкам |

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь проведена онлайн-конференция по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках».

14. Выделение НДС из контрактной стоимости объекта лизинга |

Организация, применяющая УСН без исчисления и уплаты НДС приобрела в лизинг основное средство. В  первичном учетном документе, подтверждающем передачу предмета лизинга, лизингодателем предъявлена сумма НДС, приходящаяся на контрактную стоимость предмета лизинга. До истечения срока лизинга организация перешла на применение налога при УСН с уплатой НДС.
Имеет ли право организация выделить для вычета из контрактной стоимости основного средства сумму НДС, срок уплаты которой не наступил до момента перехода на уплату НДС?

15. О порядке возврата госпошлины физлицам в 2019 году |

Порядок возврата государственной пошлины регулируется статьей 292 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Излишне уплаченная государственная пошлина может быть возвращена полностью или частично, а так же зачтена  в счет предстоящих платежей и (или) исполнения налогового обязательства по уплате других налогов, сборов (пошлин), пеней.

16. С 4 апреля в Минске отменены повышенные налоги на неиспользуемые объекты недвижимости |

В Минске к неиспользуемым или неэффективно используемым объектам больше не применяются повышенные в десятикратном размере коэффициенты к ставкам налогов на землю и недвижимость. Об этом сообщила председатель комитета государственного имущества Мингорисполкома Галина Степуренко, комментируя решение Минского городского Совета депутатов от 20 марта 2019 года № 121

17. До 31 декабря можно не направлять информацию о расхождении между Z-отчетом и СККО |

В целях снятия напряженности в предпринимательской среде мораторий по исполнению субъектами хозяйствования пункта 8 Положения № 924/16 продлевается по 31 декабря 2019 г. Субъекты хозяйствования в период по 31 декабря 2019 г. могут не направлять в РУП ИИЦ информацию о несоответствии информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО.

20. Разъяснения Минтруда по применению новых норм в отношении командировок |

Минтруд в вопросах - ответах разъяснило порядок применения норм Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176.

21. Напоминаем о необходимости сдачи форм ДПУ плательщиком страховых взносов |

Напоминаем о необходимости сдачи форм ДПУ плательщиком страховых взносов в органы Фонда согласно постановлению Совмина от 09.08.2018 № 589 по застрахованным лицам, работавшим в первом квартале 2019 года.

22. ИПэшкам вернули право рассчитываться наличной валютой с нерезидентами |

29 марта 2019 г. постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 212/5 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» внесены новые изменения в порядок расчетов наличной иностранной валютой с нерезидентами. Согласно постановления белорусским ИП предоставлено право рассчитываться иностранной наличной валютой при импорте товаров.

23. Как подтвердить налоговое резидентство в Республике Беларусь |

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства. Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не установлено частью второй настоящего пункта. Для целей избежания двойного налогообложения как правило требуется подтверждение налогового резидентства. Как подтвердить свое резидентство в Республике Беларусь?