Земельный налог |
Главой 20 НК-2019 регламентировано исчисление земельного налога.
Статья 237 «Особенности признания плательщиками отдельных организаций и физических лиц». В целях приведения терминологии НК-2019 в соответствие с терминологией п. 4 Перечня юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которым недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности, а также в собственности хозяйственных обществ, в уставных фондах которых более 50% акций (долей) находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, предоставляется в безвозмездное пользование, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.03.2012 № 150, внесены дополнения в НК в части непризнания бюджетных организаций плательщиками земельного налога в случае, если объекты недвижимости таких организаций, расположенные на их земельных участках, передаются в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование организациям и индивидуальным предпринимателям для организации питания курсантов в учреждениях образования.
Аналогичное дополнение установлено в отношении сохранения льгот по земельному налогу при передаче организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование объектов недвижимости, расположенных на земельных участках, освобожденных от земельного налога.
Согласно ст. 192 и 194 НК-2018 бюджетные организации и организации, имеющие право на льготу, признавались плательщиками земельного налога или утрачивали право на льготу в случае сдачи ими в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, в том числе независимо от того, что это имущество могло находиться в аренде несколько часов или дней в пределах одного календарного месяца.
При этом в один день могло быть заключено несколько договоров аренды (например, на час или два). Вместе с тем, независимо от того, сколько времени капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места находились в аренде, ином возмездном или безвозмездном пользовании, организации были обязаны в силу ранее действовавших положений НК исчислять и уплачивать земельный налог за целый месяц.
Такой порядок делал неоправданно дорогими для арендаторов (ссудополучателей) случаи разовой почасовой аренды (безвозмездного пользования) недвижимого имущества бюджетных организаций, что сводило к минимуму количество заключаемых договоров такой аренды имущества и, соответственно, лишало бюджетные организации дополнительных источников доходов.
В целях исключения таких случаев, а также снижения налоговой нагрузки на бюджетные организации внесены корректировки в НК, согласно которым они не признаются плательщиками земельного налога при сдаче имущества в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование в случае, когда период нахождения такого имущества в аренде, ином возмездном или безвозмездном пользовании начинается и заканчивается в пределах одного календарного месяца.
Статья 238 «Объекты налогообложения земельным налогом». В п. 1 ст. 238 НК-2019 предусмотрено, что объектом обложения земельным налогом признаются расположенные на территории Республики Беларусь земельные участки, в отношении которых в соответствии с законодательством плательщики имеют право осуществлять пользование.
Статья 239 «Льготы по земельному налогу». Все сооружения гидроэлектростанций являются единым энергетическим комплексом, участвующим в процессе производства электрической энергии, вырабатываемой ими, который невозможен без аккумулирования водных ресурсов в специально созданном для этих целей водохранилище, а его безопасная эксплуатация, в свою очередь, — без создания берегоукрепительных сооружений.
НК дополнен уточняющей нормой об освобождении от земельного налога земельных участков, занятых берегоукрепительными сооружениями.
Согласно п. 3 ст. 192 НК-2018 за земельные участки, предоставленные физическим лицам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ), плательщиком земельного налога признавались КФХ. В п. 2.1 ст. 194 НК было указано, что освобождение от земельного налога, предусмотренное в том числе п. 1.39 ст. 194 НК-2018, не распространяется на земельные участки, предоставленные физическим лицам, если эти участки используются для ведения КФХ.
Наличие в НК таких норм вызывало двоякое толкование вопроса о возможном применении КФХ, являющимися плательщиками налога при упрощенной системе налогообложения, освобождения сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, ранее предусмотренного п. 1.39 ст. 194 НК.
Так, с одной стороны, земельные участки выделяются физическим лицам для ведения КФХ, с другой — все льготы не действуют в отношении земельных участков физических лиц, используемых для ведения КФХ, тогда как это и есть их целевое назначение, и льгота, установленная п. 1.39 ст. 194 НК, предусмотрена для сельскохозяйственных производителей, к которым прежде всего и относятся КФХ.
Поэтому п. 1.28 ст. 239 НК-2019 прямо определяет возможность применения КФХ льготы по земельному налогу, в том числе независимо от положения п. 2 ст. 239 НК, что позволяет устранить описанную проблему.
Равно как и по налогу на недвижимость, из НК исключено ограничение права на использование льготы по земельному налогу инвалидами, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства.
С целью создания благоприятных условий для развития инновационной инфраструктуры НК-2018 были предусмотрены льготы по налогу на недвижимость и по земельному налогу для технопарков.
В соответствии со ст. 194 НК-2018 предусматривалось освобождение от земельного налога земельных участков технопарков.
Вместе с тем в случае, когда технопарки выполняли свою основную задачу по оказанию поддержки резидентам — предоставляли им недвижимое имущество, в том числе помещения различного функционального назначения, в аренду, льгота на такие площади не распространялась. В результате технопарк становился плательщиком земельного налога, что увеличивало размер арендной платы для резидентов, не имеющих достаточного количества ресурсов для создания малых инновационных предприятий без государственной поддержки на начальном этапе их деятельности.
Кроме того, технопарки лишались стимула к увеличению площадей для размещения на них резидентов, что препятствовало выполнению основного направления деятельности технопарка как субъекта инновационной инфраструктуры.
С учетом изложенного, по аналогии с положениями НК, регулирующими вопросы уплаты налога на недвижимость, ч. 2 п. 3 ст. 239 НК-2019 дополнена словами «научно-технологическими парками — их резидентам», что позволяет сохранить освобождение технопарков от земельного налога в случае сдачи ими в аренду недвижимого имущества своим резидентам.
<...>