Статьи журнала "Налоговый вестник"

Учет и налогообложение 13-й зарплаты |

Количество просмотров: 30
Автор зарплата, зарплата, премия, премия, бухгалтерский учёт бухгалтерский учёт
Учет и налогообложение 13-й зарплаты

Премия по итогам работы за год выплачивается после окончания календарного года, когда итоги финансовой деятельности организации подведены и появляется возможность оценить полученную прибыль за год, а значит — оценить внесенный вклад каждого работника и выплатить годовую премию, иначе говоря, 13-ю зарплату. Следует помнить, что выплата 13-й зарплаты не регламентируется трудовым законодательством, поэтому она не является обязательной. Каким будет расчет 13-й зарплаты — работодатель оговаривает в положении о премировании, коллективном договоре или в ином локальном нормативном акте (ч. 1 ст. 63, ч. 1 и 2 ст. 196 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК)).

Как правило, размер 13-й зарплаты устанавливается в зависимости от результатов трудовой деятельности работников в истекшем году. Привязка размера такой зарплаты может быть к любому показателю, например, к чистой прибыли организации, размеру прироста выручки в году по сравнению с предыдущим. Может быть установлена фиксированная сумма 13-й зарплаты для всех работников, также возможно установление процента от должностного оклада. В любом случае порядок расчета сумм 13-й зарплаты находится в компетенции нанимателя. Также наниматель самостоятельно принимает решение, будет ли выплачена 13-я зарплата всем работникам организации либо же только определенному кругу.

Пример 1

По результатам работы за 2018 год организация получила чистую прибыль в размере 30 000 руб. Количество работников предприятия — 10 человек, из них 2 человека проработали в 2018 году менее 6 месяцев. В положении о премировании определено, что при наличии чистой прибыли по результатам работы за год 10% суммы чистой прибыли распределяется равными частями между всеми работниками организации.

При этом, если сотрудник проработал в прошедшем году менее 6 месяцев, ему выплачивается только 50% от суммы, которую наниматель выплачивает работникам, проработавшим более 6 месяцев. Оставшаяся сумма чистой прибыли в размере 50% от невыплаченной распределяется равными долями между другими работниками, проработавшими в организации более 6 месяцев.

В данном случае следует выполнить несколько обязательных шагов.

Шаг 1. 30 000 руб. × 10% = 3 000 руб. — определяем часть чистой прибыли организации, которая будет выплачена работникам предприятия в виде 13-й зарплаты.

Шаг 2. 3 000 руб. / 10 чел. = 300 руб. — определяем 13-ю зарплату каждого из 10 работников, если все они проработали в организации более 6 месяцев.

Шаг 3. Поскольку 2 сотрудника проработали в организации менее 6 месяцев, им 13-я зарплата выплачивается в размере 50% от 300 руб.

При этом 300 руб. × 50% = 150 руб. — размер начисленной 13-й заработной платы каждому из 2 работников, проработавших в организации менее 6 месяцев.

Шаг 4. Определяем остаток чистой прибыли, который можно дораспределить между 8 работниками, проработавшими в организации более 6 месяцев: 300 руб. × 2 чел. – 150 руб. × 2 чел. = 300 руб.

Шаг 5. Определяем размер доначисленной 13-й зарплаты для 8 работников: 300 руб. / 8 чел. = 37,5 руб.

Шаг 6. Определяем размер начисленной 13-й зарплаты для каждого из работников организации.

Таким образом, у 8 работников начисленная зарплата составит 337,5 руб., у двух — 150 руб.

Во избежание трудовых споров проверим, всю ли выделенную под 13-ю зарплату чистую прибыль следует распределить: 337,5 руб. × 8 чел. + 150 руб. × 2 чел. = 3 000 руб.

В соответствии с п. 13 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, суммы вознаграждения по итогам работы за год отражаются в составе прочих доходов и расходов по текущей деятельности, учитываемых на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности», с использованием субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности». Согласно п. 55 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50), начисленные суммы годовой премии, подлежащие выплате работникам, отражаются по дебету сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» и кредиту сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».

Налогообложение. Подоходный налог. Согласно п. 1.1 ст. 196 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) объектом обложения подоходным налогом с физических лиц признаются, в частности, доходы, полученные плательщиками от источников в Республике Беларусь. Пунктом 1.6 ст. 197 НК определено, что к таким доходам относятся все виды вознаграждений за выполнение трудовых обязанностей. А поскольку годовая премия выплачивается работникам по результатам работы, соответственно, она является вознаграждением за выполнение трудовых обязанностей. Таким образом, согласно п. 1 ст. 214 НК суммы начисленной работникам 13-й зарплаты признаются объектом обложения подоходным налогом по ставке 13%.

В соответствии с п. 3 ст. 199 НК налоговая база подоходного налога с физических лиц определяется за каждый календарный месяц налогового периода как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, применяемых последовательно в соответствии со ст. 209–212 НК, а именно стандартных, социальных, имущественных и профессиональных.

Пунктом 4 ст. 216 НК определено, что организации, выплачивающие доход плательщику, как налоговые агенты обязаны удержать исчисленную сумму подоходного налога непосредственно из доходов плательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, предусмотренных п. 2 ст. 224 НК. Удержание у плательщика исчисленной суммы подоходного налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, фактически выплачиваемых плательщику. Иными словами, подоходный налог удерживают при фактической выплате 13-й зарплаты. В соответствии с п. 6 ст. 216 НК налоговые агенты суммы исчисленного и удержанного подоходного налога обязаны перечислять в бюджет:

·             не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату плательщику доходов или дня перечисления таких доходов со счетов налоговых агентов в банках на счета плательщика;

·             не позднее дня, следующего за днем фактической выплаты дохода плательщику из кассы налогового агента.

Подоходный налог исчисляется от итоговой суммы доходов работника за месяц (п. 3 ст. 199 НК). Таким образом, в случае, если после начисления и выплаты 13-й зарплаты за этот же месяц работнику будет начислен другой доход, например, зарплата, материальная помощь, то подоходный налог за этот месяц необходимо будет пересчитать.

При этом необходимо будет и пересмотреть соответственно право работника на отдельные налоговые вычеты (п. 3 ст. 199 НК). Так, согласно п. 1.1 ст. 209 НК при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 199 НК плательщик имеет право на получение стандартного налогового вычета в размере 110 бел. руб. в месяц при получении дохода, подлежащего налогообложению, в сумме, не превышающей 665 бел. руб. в месяц. При этом стандартные налоговые вычеты предоставляются плательщику налоговым агентом, являющимся для него местом основной работы (службы, учебы) (п. 2 ст. 209 НК).

Обращаем внимание, что стандартные вычеты могут предоставляться плательщикам и при отсутствии места основной работы. Эта норма касается доходов, выплачиваемых плательщикам по договорам подряда. Совместителям стандартные вычеты не предоставляются.

В случае если в месяце начисления и выплаты 13-й зарплаты, размер которой составлял менее 665 руб., при расчете подоходного налога от суммы начисленной 13-й зарплаты был применен стандартный налоговый вычет в размере 110 руб., и в этом же месяце далее была начислена заработная плата, и совокупный размер дохода работника за этот месяц составил более 665 руб., стандартный налоговый вычет в размере 110 руб. в этом месяце уже не может быть предоставлен. В такой ситуации необходимо будет произвести перерасчет подоходного налога.

Причитающиеся к уплате в бюджет суммы подоходного налога отражаются по дебету сч. 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту субсч. 68-4 «Расчеты по подоходному налогу».

Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах. Согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», а также п. 2 Положения о порядке уплаты страховщику страховых взносов по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.10.2003 № 1297 (далее — Постановление № 1297), объектом для начисления обязательных страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах являются для работодателей и работающих граждан выплаты всех видов в денежном и (или) натуральном выражении, начисленные в пользу работающих граждан по всем основаниям независимо от источников финансирования, включая вознаграждения по гражданско-правовым договорам, кроме предусмотренных Перечнем выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское респуб- ликанское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее — Перечень № 115).

В Перечне № 115 не поименованы вознаграждения по итогам работы за год, поэтому на основании приведенных выше норм делаем вывод, что 13-я заработная плата признается объектом для начисления страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах.

Однако относительно уплаты данных взносов отметим следующее. В соответствии с п. 4 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты», плательщики, предоставляющие работу по трудовым договорам, уплачивают обязательные страховые взносы не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц. В случаях, когда день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, плательщики уплачивают обязательные страховые взносы не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим. Плательщики из числа коммерческих организаций со средней численностью работников за предыдущий календарный год до 100 человек включительно (на основании отчетности, представленной в орган Фонда за январь — декабрь предыдущего календарного года) могут уплачивать обязательные страховые взносы не реже одного раза в квартал в установленные дни выплаты заработной платы за последний месяц отчетного квартала, но не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В случае нарушения в текущем календарном году установленных сроков уплаты страховых взносов эта категория плательщиков начиная с 1-го числа, следующего за месяцем, в котором имелось нарушение, уплачивает их в этом году ежемесячно в сроки:

·             не позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц;

·             в случаях, когда день выплаты заработной платы за истекший месяц установлен позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, — не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим.

Уплата страховых взносов в Белгосстрах производится не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором начислены выплаты в пользу застрахованных лиц, на которые в соответствии с законодательством начисляются страховые взносы (п. 5 Положения № 1297).

На основании приведенных норм видим, что уплату страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах организация не обязана производить при каждой выплате работнику. На момент выплаты 13-й заработной платы указанные взносы можно не перечислять, если срок их уплаты в соответствии с законодательством на момент ее выплаты не наступил.

Начисление страховых взносов в ФСЗН и Белгосстрах отражается по дебету тех счетов, на которых отражено начисление выплат работникам, а именно — на сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» (субсч. 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности») в корреспонденции с кредитом сч. 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсч. 76-2 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» соответственно (ч. 2 п. 54, ч. 6 п. 59 Инструкции № 50).

Налог на прибыль. В соответствии с п. 1 ст. 169 НК затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета).

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. Подоходный налог при дарении доли в уставном фонде |

Физическое лицо - участник общества с дополнительной ответственностью передает по договору дарения свою долю в уставном фонде общества (которую он ранее получил также в результате дарения ему этой доли) второму участнику этого общества - своему близкому родственнику (отцу).
Возникает ли обязанность по уплате подоходного налога с физических лиц у одаряемого лица в данном случае?

2. О согласовании режима работы розничных торговых объектов и объектов общественного питания в ночное время |

Министерство антимонопольного регулирования и торговли разъяснило вопросы согласования режима работы розничных торговых объектов и объектов общественного питания с 23.00 и до 7.00.

6. О создании национальной системы маркировки товаров |

С 15 апреля 2019 года в Беларуси стартовал пилотный проект по маркировке обуви средствами идентификации. Это предусмотрено  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2019 года № 161. Документом  также утверждено Положение о порядке реализации пилотного проекта.

8. Корректировка вычетов при погашении кредита за счет средств бюджета |

Организация в 2010 – 2015 г.г. приобретала работы по строительству объекта за счет средств кредита банка. Суммы НДС, предъявленные при приобретении работ, приняты к вычету в 2010 – 2015 г.г. в 2019 году кредит погашен средствами из бюджета. Следует ли уменьшать суммы налоговых вычетов в 2019 году?

10. Напоминаем о сроке предоставления баланса |

Напоминаем, что в соответствии с подпунктом 1.4.2 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса  Республики Беларусь плательщики обязаны представить в  налоговый  орган  по месту постановки на учет годовую индивидуальную отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности за 2018 год не позднее 1 апреля 2019 года.

11. Как исправить ошибку за прошлые года по налогу на прибыль? |

Если ошибка найдена, например в 2017 году, то подавать уточненную декларацию за 2017 год по налогу на прибыль не нужно. Данные корректируются в налоговой декларации по налогу на прибыль за текущий год. Так ли это? Не верно.

12. Как изменят статьи по экономическим преступлениям? |

Генеральная прокуратура анонсировала изменения уголовной ответственности по экономическим статьям. Они вступят в силу с 19 июля этого года. Из главного — повышение денежных порогов, после которых предприниматель рискует сесть за решетку, отмена уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации и исключение из УК статьи «Лжепредпринимательство».

13. Валютная "катастрофа" для предпринимателей |

В Беларуси для юрлиц ввели изменения в расчетах с юрлицами-нерезидентами — с 1 марта для них сужена возможность использовать наличную валюту. В большинстве случаев они могут прибегать только к безналичным расчетам. Новшества затронут и индивидуальных предпринимателей, которые уже высказывают недовольство. Изменения предусмотрены постановлением Нацбанка от 19 декабря 2018 года № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций».

14. Что необходимо знать по определению страны происхождения товаров |

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с каждым годом приобретает всё более интенсивный и плодотворный характер. В этой связи на государственном уровне немаловажная роль отведена вопросам определения страны происхождения товара, так как от грамотного её контроля и определения зависит применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, разного рода запретов и ограничений, мер нетарифного регулирования, специальных, антидемпинговых, компенсационных мер защиты внутреннего рынка, позволяющих отстаивать экономические интересы производителей – резидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Евразийского экономического союза.

15. Уплата части прибыли по Указу Президента № 637 организациями, находящимися в процедуре защитного периода по Закону № 415-З |

Должно ли коммунальное унитарное предприятие, находящееся в процедуре защитного периода в связи с определением экономического суда Гомельской области по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), перечислять в бюджет часть прибыли (дохода) в соответствии с Указом № 637?

16. Налог на недвижимость при аренде жилых помещений |

В соответствии с абзацем третьим части первой пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З) по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель).

17. Применение льгот по имущественным налогам в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), их частей |

С 1 января 2019 года снято ограничение на применение льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством, в случае, когда такие капитальные строения (здания, сооружения) были возведены с превышением срока их строительства, установленных проектной документацией (подпункт 1.13 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З, далее – НК). Кроме того такая же льгота введена по земельному налогу. 

18. Чего ожидать от Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке товаров» |

Проект Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке товаров» (далее – проект Указа) будет разработан во исполнение пункта 5 статьи 5 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 117-З «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» (далее – Соглашение).

Соглашением предусмотрена маркировка товаров, перечень которых будет определяться Советом Евразийской экономической комиссии, унифицированными средствами идентификации.

19. Минфин: льготы по оплате госпошлины (помимо скидочных коэффициентов) нецелесообразны |

В начале января гражданам довели проект указа «О платежах за участие в дорожном движении». Вместо госпошлины за выдачу разрешения на допуск ТС к участию в движении с физлиц собираются взимать плату за участие ТС в дорожном движении. Для физлиц по сути ничего не поменяется — суммы фигурируют те же (исключение — скидки). Была составлена петиция с просьбой о льготах по оплате — в частности, предлагали освободить от «налога» многодетные семьи. Недавно пришел ответ из Минфина.

20. О времени поступления информации о зачислении уплаченных сумм таможенных платежей |

В соответствии с пунктом 2 статьи 100 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» для целей выпуска товаров подтверждением исполнения обязанности по уплате таможенного платежа является поступление в таможенный орган в электронном виде информации Минфина РБ о зачислении уплаченных плательщиком сумм таможенного платежа на соответствующий счет в зависимости от валюты, в которой вносится платеж, либо поступление в таможенный орган в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком таможенного платежа.

21. Утилизационный сбор в отношении приобретенных в РФ транспортных средств, ранее вывезенных из РБ |

В отношении транспортных средств ранее зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Беларусь до 1 марта 2014 года, а также выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу Указа № 64 ( 1 марта 2014 года), утилизационный сбор не подлежит уплате.

22. Правительство отыгралось на зарплатах белорусов |

За месяц до публикации последних данных по 2018 году было предсказано, что правительство выполнит задачу по достижению 500-долларовой зарплаты. На практике так и вышло по данным Белстата средняя начисленная зарплата в Беларуси в декабре составила 1 115 BYN. В пересчете на валюту это эквивалентно 523 USD.

23. Инвествычет у субъекта Оршанского района |

Каким образом возможно применить инвестиционный вычет по налогу на прибыль по объектам, принятым организацией – субъектом Оршанского района к бухгалтерскому учету в качестве основных средств в первом полугодии 2019 года (например, в июне), в случае, когда сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства (далее – сертификат) выдан организации в IV квартале 2019 года (например, в ноябре) и в качестве даты начала его действия в первом случае указано 1 января 2019 года, а во втором – 1 ноября 2019 года.