Статьи журнала "Налоговый вестник"

Учетная политика организации |

Количество просмотров: 581
Автор учетная политика, учетная политика, национальный стандарт национальный стандарт
Учетная политика организации

В 2017 году было принято немало новых нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, влияющих на формирование учетной политики организаций. Главным образом изменения касались порядка бухгалтерского учета курсовых разниц, начисления амортизации, отражения в бухгалтерском учете выбытия отдельных активов, которые влияют на формирование учетной политики организации в 2018 году.

Статьей 11 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон) предусмотрено, что в обязанности главного бухгалтера организации, руководителя организации в случае, предусмотренном п. 2 ст. 7 Закона, организации или индивидуального предпринимателя, оказывающих услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, входят в том числе и формирование учетной политики организации.

Как показывает практика, у многих организаций учетная политика не содержит всех предусмотренных законодательством разделов.

Согласно п. 4 ст. 9 Закона учетная политика организации включает:

·             применяемые организацией виды учетной оценки.

Учетная оценка — это стоимостная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в бухгалтерском учете и (или) отчетности (ст. 1 Закона).

Согласно ст. 12 Закона учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь.

Для учетной оценки активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации применяются:

·             первоначальная стоимость — стоимость, по которой актив или обязательство принимаются к бухгалтерскому учету;

·             приведенная (дисконтированная) стоимость — текущая стоимость будущих поступлений и выбытия денежных средств от использования актива или текущая стоимость будущего использования денежных средств на погашение обязательства;

·             переоцененная стоимость — стоимость актива или обязательства после их переоценки;

·             другие виды учетной оценки, установленные законодательством Республики Беларусь.

Порядок применения видов учетной оценки устанавливается законодательством Беларуси.

Необходимо отметить, что правила бухгалтерского учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов при изменениях учетной политики, изменениях в учетных оценках, исправлении ошибок и раскрытия информации о них в бухгалтерской отчетности организаций (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, банковских групп, банковских холдингов, бюджетных организаций) устанавливает Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденный постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80 (далее — Национальный стандарт № 80);

·             план счетов бухгалтерского учета организации.

На основе Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Постановление № 50, Инструкция № 50), руководителем организации утверждается план счетов бухгалтерского учета организации, содержащий полный перечень счетов, включая субсчета, и аналитических счетов, забалансовых счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета (далее — рабочий план счетов).

Для бухгалтерского учета хозяйственных операций организация по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь может при необходимости вводить в рабочий план счетов дополнительные счета, используя свободные номера счетов.

Организация может уточнять содержание отдельных субсчетов, приведенных в типовом плане счетов, исключая или объединяя их, а также вводить дополнительные субсчета.

Ведение аналитического учета активов, обязательств, собственного капитала, доходов и расходов в организации должно обеспечить получение данных об их наличии и движении, необходимых для составления бухгалтерской отчетности (п. 3 Инструкции № 50);

·             разработанные организацией для применения формы первичных учетных документов.

Оформление первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и составление отчетности осуществляются организацией на белорусском или русском языке.

Согласно ст. 10 Закона первичный учетный документ составляется при совершении хозяйственной операции, а если это не представляется возможным — непосредственно после ее совершения.

Каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом.

Формы первичных учетных документов, включенных в перечень, утвержденный Советом Министров Республики Беларусь, утверждаются уполномоченными государственными органами, указанными в этом перечне. Иные формы первичных учетных документов могут утверждаться республиканскими органами государственного управления по согласованию с Министерством финансов Республики Беларусь либо руководителем организации.

Организация вправе самостоятельно утверждать для применения формы первичных учетных документов независимо от наличия форм таких документов, утвержденных республиканскими органами государственного управления.

Перечень первичных учетных документов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.03.2011 № 360 «Об утверждении перечня первичных учетных документов» (далее — Перечень № 360);

·             применяемую организацией форму бухгалтерского учета.

Форма бухгалтерского учета может быть автоматизированной, журнально-ордерной учета, с ручной обработкой данных и др.

Согласно ст. 11 Закона учетная информация, содержащаяся в первичных учетных документах, подлежит своевременной регистрации в регистрах бухгалтерского учета.

Регистры бухгалтерского учета составляются в соответствии с применяемой организацией формой бухгалтерского учета с соблюдением требований, установленных ст. 11 Закона;

·             порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации.

Статьей 13 Закона предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.

Порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Министерством финансов Республики Беларусь.

На данный момент действует Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180 (далее — Инструкция № 180).

В случае уточнения порядка проведения инвентаризации Министерством финансов Республики Беларусь, возможно, потребуется внесение изменений и (или) дополнений в учетную политику.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:

Оцените платные материалы на сайте с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами сайта PROnalogi.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. Указ № 488 все-таки отменили и определились с вычетами по НДС |

В Беларуси совершенствуются правовые отношения в сфере налогового законодательства. Это предусмотрено указом № 151, который Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 18 апреля, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства.

2. Минфин утвердил порядок перечисления денег за субботник в 2019 году |

Уже стало традицией с наступлением весны проводить республиканский субботник. Все желающие потрудиться на благо общества могут выполнять работы как по месту своей основной деятельности, так и вне ее, а именно: работы по благоустройству дворов, улиц, парков и других территорий, требующих надлежащего состояния. Минфин утвердил порядок перечисления денежных средств заработанных на республикнском субботнике в 2019 году.

4. Что относится к общехозяйственным расходам для целей расходования иностранной помощи? |

При направлении организациями сумм ИБП на оплату общехозяйственных расходов в соответствии с планами целевого использования (распределения) помощи, согласованными с Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, следует исходить из того, что расходы относятся к общехозяйственным, если они связаны с управлением организацией и обеспечением ее деятельности.

5. С 1 июня меняются правила ведения кассовых операций |

Национальным банком Республики Беларусь в целях упрощения работы субъектов хозяйствования с наличными денежными средствами постановлением Правления от 19 марта 2019 г. № 117 утверждена Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами (далее - Инструкция). Постановление вступает в силу с 1 июня 2019 года.

6. О допускаемых нарушениях в части неуплаты акцизов при импорте масел моторных |

По результатам анализа и сопоставления сведений из налоговых деклараций по акцизам с иной информацией имеющейся в налоговых органах в отношении плательщиков, осуществляющих ввоз на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, на предмет соответствия объемов ввоза подакцизных товаров и полноты уплаты налогов устанавливаются несоответствия, выражающиеся в непредставлении налоговых деклараций по акцизам, занижении налоговой базы для исчисления акцизов, а также неуплата налога.

7. О налогообложении дополнительных отпусков |

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску на основании разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.04.2019 № 2-2-10/00861 «Об учете при налогообложении дополнительных отпусков» разъяснила отдельные моменты.

8. В Минске увеличили налог за владение собаками |

Решением Мингорсовета Совета депутатов от 20 марта 2019 года № 117с 12 апреля увеличены ставки для владельцев собак в Минске.
Ставка за налоговый период устанавливается в размере 1 базовой величины (1 БВ составляет Br25,5) за породы собак, включенные в перечень потенциально опасных, 0,3 БВ — в иных случаях. В предыдущем решении цифры составляли соответственно 0,75 БВ и от 0,2 БВ до 0,6 БВ (в зависимости от высоты в холке).

9. О прочих нормируемых затратах |

Письмом от 09.04.2019 г. № 2-2-10/00858 Министерство по налогам и сборам разъяснило  порядок налогообложения прочих нормируемых затрат.

10. Утвержден образец бланка на экспорт - импорт товаров |

Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 8 апреля 2019 г. № 223 (опубликовано на национальном правовом Интернет-портале 10.04.2019, 5/46333 1) утвержден образец бланка разрешения на экспорт и (или) импорт товаров включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и в отношении которых Евразийской экономической комиссией введено автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров.

11. Вниманию ИП - плательщиков налога при УСН |

МНС напоминает, что с 2019 года для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, нормами подпункта 1.2.3 пункта 1 статьи 326 Налогового кодекса Республики Беларусь введена обязанность по представлению в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления об использовании капитальных строений.   

12. Минтруд ответил на вопросы плательщиков по командировкам |

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь проведена онлайн-конференция по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках».

14. Выделение НДС из контрактной стоимости объекта лизинга |

Организация, применяющая УСН без исчисления и уплаты НДС приобрела в лизинг основное средство. В  первичном учетном документе, подтверждающем передачу предмета лизинга, лизингодателем предъявлена сумма НДС, приходящаяся на контрактную стоимость предмета лизинга. До истечения срока лизинга организация перешла на применение налога при УСН с уплатой НДС.
Имеет ли право организация выделить для вычета из контрактной стоимости основного средства сумму НДС, срок уплаты которой не наступил до момента перехода на уплату НДС?

15. О порядке возврата госпошлины физлицам в 2019 году |

Порядок возврата государственной пошлины регулируется статьей 292 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Излишне уплаченная государственная пошлина может быть возвращена полностью или частично, а так же зачтена  в счет предстоящих платежей и (или) исполнения налогового обязательства по уплате других налогов, сборов (пошлин), пеней.

16. С 4 апреля в Минске отменены повышенные налоги на неиспользуемые объекты недвижимости |

В Минске к неиспользуемым или неэффективно используемым объектам больше не применяются повышенные в десятикратном размере коэффициенты к ставкам налогов на землю и недвижимость. Об этом сообщила председатель комитета государственного имущества Мингорисполкома Галина Степуренко, комментируя решение Минского городского Совета депутатов от 20 марта 2019 года № 121

17. До 31 декабря можно не направлять информацию о расхождении между Z-отчетом и СККО |

В целях снятия напряженности в предпринимательской среде мораторий по исполнению субъектами хозяйствования пункта 8 Положения № 924/16 продлевается по 31 декабря 2019 г. Субъекты хозяйствования в период по 31 декабря 2019 г. могут не направлять в РУП ИИЦ информацию о несоответствии информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО.

20. Разъяснения Минтруда по применению новых норм в отношении командировок |

Минтруд в вопросах - ответах разъяснило порядок применения норм Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176.

21. Напоминаем о необходимости сдачи форм ДПУ плательщиком страховых взносов |

Напоминаем о необходимости сдачи форм ДПУ плательщиком страховых взносов в органы Фонда согласно постановлению Совмина от 09.08.2018 № 589 по застрахованным лицам, работавшим в первом квартале 2019 года.

22. ИПэшкам вернули право рассчитываться наличной валютой с нерезидентами |

29 марта 2019 г. постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 212/5 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» внесены новые изменения в порядок расчетов наличной иностранной валютой с нерезидентами. Согласно постановления белорусским ИП предоставлено право рассчитываться иностранной наличной валютой при импорте товаров.

23. Как подтвердить налоговое резидентство в Республике Беларусь |

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства. Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не установлено частью второй настоящего пункта. Для целей избежания двойного налогообложения как правило требуется подтверждение налогового резидентства. Как подтвердить свое резидентство в Республике Беларусь?