Registr.by: мониторинг аналитики за 17 - 23 июня |
Способы определения ориентировочной стоимости предмета госзакупки: новации законодательства
Постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 35 установлены способы определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки.
Приоритетным способом является изучение конъюнктуры рынка. Например, для определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки данным способом могут использоваться сведения, содержащиеся в реестре договоров государственных закупок, размещенном в государственной информационно-аналитической системе управления государственными закупками.
Проектно-сметный способ применяется, когда приобретаются товары (работы, услуги), необходимые для строительства объектов при строительной деятельности.
Что касается затратного способа, то он применяется, когда невозможно использовать перечисленные выше способы или в дополнение к ним.
В соответствии со ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» ориентировочная стоимость предмета государственной закупки — это его общая стоимость, включающая предполагаемую общую сумму выплат заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) за поставку или приобретение иным способом товаров (выполнение работ, оказание услуг), налог на добавленную стоимость и другие налоги, сборы (пошлины), иные обязательные платежи, уплачиваемые заказчиком в связи с осуществлением государственной закупки, определенная с учетом конъюнктуры рынка либо на основании проектной документации или иными способами в случае их установления законодательством Республики Беларусь.
Порядок (способы) этого определения установлены постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 12 апреля 2019 г. № 35 «О способах определения ориентировочной стоимости предмета государственной закупки» (далее — постановление № 35) и вступят в силу, как и сами изменения в Закон, с 1 июля 2019 г.
Установлено, что определение ориентировочной стоимости предмета государственной закупки осуществляется с применением следующих трех способов:
1) изучения конъюнктуры рынка;
2) проектно-сметного;
3) затратного.
Главным из них назван способ изучения конъюнктуры рынка. Остальные разрешено использовать только в установленных постановлением № 35 случаях.
<...>
Ольга СЕДЫХ,
обозреватель журнала «Финансовый директор»
Обеспечение пожарной безопасности в организации: налогообложение и бухгалтерский учет в 2019 году
Пришла весна, а вместе с ней проводятся мероприятия по уборке прилегающих территорий. Одними из таких мероприятий являются профилактические работы по пожарной безопасности: проверка наличия и исправного оборудования, пожарного инвентаря, своевременная заправка огнетушителей и прочее. Ряд таких операций отражается непосредственно в бухгалтерском учете и может влиять на налогообложение. Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Республики Беларусь требований может привести к ответственности.
Рассмотрим наиболее типичные ситуации, связанные с обеспечением пожарной безопасности.
Нормативное правовое регулирование
Основополагающим документом в области пожарной безопасности является Закон Республики Беларусь от 15 июня 1993 г. № 2403-XII «О пожарной безопасности» (далее — Закон о пожарной безопасности), который определяет правовую основу и принципы организации системы пожарной безопасности и государственного пожарного надзора в Республике Беларусь, действующих в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния, всех видов собственности и экономики Республики Беларусь. По общему правилу руководители и другие должностные лица организаций содержат в исправном состоянии пожарную технику, оборудование и инвентарь, не допускают их использования не по прямому назначению (п. 7 ст. 17 Закона о пожарной безопасности).
В соответствии с Законом о пожарной безопасности разработаны Правила пожарной безопасности Республики Беларусь, утвержденные постановлением Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 14 марта 2014 г. № 3 (далее — Правила пожарной безопасности), которые устанавливают общие требования пожарной безопасности на территории Республики Беларусь в целях защиты от пожаров жизни и здоровья людей, национального достояния, всех видов собственности и экономики Республики Беларусь. К наиболее распространенным техническим средствам и пожарному инвентарю относятся пожарные щиты, пожарная сигнализация, огнетушители, пожарный гидрант и т.п.
<...>
Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук, доцент
Ответы на вопросы по бухгалтерскому учету топлива в 2019 году
В связи с изменениями законодательства Республики Беларусь по бухгалтерскому учету для целей налогообложения прибыли затрат на оплату топливно-энергетических ресурсов у организаций возникает немало вопросов. В данном материале будут даны ответы на некоторые их них.
Вопрос. Транспортная организация имеет на балансе автомобили, для которых нормы расходы топлива не установлены законодательством Республики Беларусь.
Каким образом в 2019 году следует учитывать при налогообложении прибыли расход топлива по таким автомобилям?
Ответ. В пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых — в пределах норм, установленных руководителем организации.
С 2019 года согласно п. 1 ст. 169 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено НК и (или) законодательством Республики Беларусь.
К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:
•затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;
•нормируемые затраты.
К нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
<...>
Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»
Особенности получения субъектами хозяйствования займов от нерезидента
В связи со вступлением в силу с 1 марта 2019 г. постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее — постановление № 612) некоторым образом изменился порядок получения субъектами хозяйствования займов от нерезидентов. В сущности, последние изменения валютного законодательства Республики Беларусь упростили проведение данной валютной операции.
Согласно Закону Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 226-З) валютные операции по получению займов относятся к валютным операциям, связанным с движением капитала. Тем не менее получение займов от нерезидентов не такая уж редкая валютная операция, хотя до вступления в силу постановления № 612 на ее проведение требовалось разрешение Национального банка Республики Беларусь.
С 1 марта текущего года с учетом изменений, внесенных постановлением № 612 в Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (далее — Правила), субъекты валютных операций (кроме банков) осуществляют валютные операции, связанные с движением капитала:
•в регистрационном порядке — валютные операции, указанные в п. 18 Правил;
•без разрешения Национального банка Республики Беларусь, соблюдения регистрационного или уведомительного порядка —валютные операции, указанные в ст. 10 Закона № 226-З;
•в уведомительном порядке — валютные операции, не указанные в п. 18 Правил и в ст. Закона № 226-З.
Таким образом, предоставление займов нерезидентам и получение займов от нерезидентов являются валютными операциями, осуществляемыми в регистрационном порядке независимо от валюты платежа. Резиденты имеют право получать от нерезидентов займы в любой валюте, официальный курс белорусского рубля к которой установлен Национальным банком Республики Беларусь.
<...>
Нонна РАБЕЦ,
юрист
Использование иностранной валюты в рамках факторинга: вопросы к регулятору
Постановление № 612 сузило возможности использования иностранной валюты в рамках факторинга, в то время как данная банковская операция является широко распространенной среди системообразующих банков и довольно востребована крупными поставщиками и производителями, которые продают товар с отсрочкой платежа. В целях расширения возможностей банков по предоставлению клиентам широкого перечня банковских продуктов, финансирования субъектов внешнеэкономической деятельности и в развитие Указа Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2015 г. № 471 «О вопросах финансирования под уступку денежного требования (факторинга)» регулятору необходимо разъяснить нормы законодательства Республики Беларусь, касающиеся проведения финансирования под уступку денежного требования (факторинга).
Согласно ст. 14 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее — БК) финансирование под уступку денежного требования (факторинг) является пока еще банковской операцией. Данная банковская операция широко распространена среди системообразующих банков и довольно востребована крупными поставщиками и производителями, которые продают товар с отсрочкой платежа. Однако вступившее в силу с 1 марта 2019 г. постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее — постановление № 612) существенно сократило случаи расчетов в иностранной валюте между юридическими лицами — резидентами, в том числе с участием банков. Можно бесконечно долго спорить, насколько оправданно и необходимо было принятие столь жестких мер. Ясно одно: широкий спектр затронутых вопросов и уровень проработки постановления № 612 вызывают и сейчас множество вопросов как со стороны банков, так и со стороны их клиентов.
Итак, что же изменилось в сфере финансирования под уступку денежного требования (факторинга) в связи с принятием постановления № 612? На какие вопросы ждем ответов от регулятора?
<...>
Мария БУРНОС
Расчеты в иностранной валюте в сфере страхования
Формулировки некоторых пунктов постановления № 612 вызывают на практике многочисленные вопросы, которые требуют незамедлительных разъяснений со стороны регулятора.
Еще 1 марта 2019 г. вступило в силу постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 19 декабря 2018 г. № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» (далее — постановление № 612), которым были внесены многочисленные изменения в акты валютного законодательства Республики Беларусь, в том числе и в Правила проведения валютных операций, утвержденные постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. № 72 (далее — Правила № 72). Однако и сейчас возникают многочисленные вопросы о применении норм постановления № 612.
Предметом нашего внимания стали изменения в Правилах № 72, которые касаются регламентации использования иностранной валюты в сфере страхования.
Сокращение возможных случаев использования иностранной валюты
В соответствии со ст. 11 Закона Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании) запрещается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте и (или) платежных документов в иностранной валюте при проведении валютных операций между резидентами, за исключением случаев, установленных Законом о валютном регулировании и иными актами валютного законодательства Республики Беларусь.
Таким образом, использование иностранной валюты между резидентами должно быть прямо разрешено Законом о валютном регулировании либо иными актами валютного законодательства Республики Беларусь. Все, что прямо не разрешено, запрещено. Основным актом валютного законодательства Республики Беларусь являются Правила № 72.
<...>
Денис САФАРЕВИЧ,
юрист
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 166-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам питьевого водоснабжения»
Законом Республики Беларусь от 9 января 2019 г. № 166-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам питьевого водоснабжения» (далее — Закон № 166-З) осуществлена корректировка Закона Республики Беларусь от 24 июня 1999 г. № 271-З «О питьевом водоснабжении» (далее — Закон № 271-З), которая вызвана необходимостью совершенствования законодательства Республики Беларусь в области питьевого водоснабжения. При этом принимая во внимание множественность вносимых изменений и дополнений, которые составляют более половины текста нормативного правового акта, Закон № 271-З изложен в новой редакции.
Корректировка Закона № 271-З направлена на приведение его в соответствие с принятыми в последние годы законодательными актами Республики Беларусь (например, Водным кодексом Республики Беларусь от 30 апреля 2014 г. № 149-З, Законом Республики Беларусь от 7 января 2012 г. № 340-З «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения») (далее — Закон № 340-З) и совершенствование его норм с учетом практики их применения.
Данный Закон № 271-З направлен на установление в республике правовых, организационных и экономических положений по обеспечению населения питьевой водой в целях удовлетворения жизненных потребностей, на регулирование взаимоотношений организаций водопроводно-канализационного хозяйства, эксплуатирующих системы питьевого водоснабжения, абонентов, потребителей питьевой воды.
<...>
Николай ЛИМОЖ,
юрист
Комментарий к Закону Республики Беларусь от 15 ноября 2018 г. № 150-З «Об особо охраняемых природных территориях»
С 1 января 2016 г. официально вступили в силу 17 Целей устойчивого развития, изложенные в Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (Повестка-2030), которая была принята мировыми лидерами, в том числе Президентом Республики Беларусь А. Г. Лукашенко, на саммите Организации Объединенных Наций в сентябре 2015 года.
Одобрив указанный документ, государства — члены Организации Объединенных Наций, включая Республику Беларусь, взяли на себя определенные обязательства в экономической, социальной и природоохранной сферах.
Одной из Целей устойчивого развития является Цель № 15: защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия.
Для достижения Цели № 15 странам — членам Организации Объединенных Наций, включая Республику Беларусь, необходимо незамедлительно принять значимые меры по сдерживанию деградации природных комплексов и объектов, остановить утрату биологического разнообразия и к 2020 году обеспечить сохранение и предотвращение исчезновения редких видов, а также обеспечить учет ценности экологических систем и биологического разнообразия при разработке стратегий, иных стратегических и программных документов по развитию страны и регионов на республиканском и местном уровнях.
<...>
Николай ЛИМОЖ,
юрист
Справочная информация
Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июль 2019 года
Календарь сроков представления государственной статистической отчетности, разрабатываемой в органах государственной статистики, на июль 2019 года
Актуализирована тематическая подборка
Налоги-2019
Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.