В недавнем постановлении властей от 6 июля 2021 г. № 260 "О лицах, осуществляющих финансовые операции" операторы сотовой связи попали под действие Закона от 30 июня 2014 г. № 165-З "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения".
Этот неприметный документ на самом деле касается почти всех граждан Беларуси, и не только, ведь почти у каждого есть мобильный телефон и почти каждый пользуется услугами сотовой связи.
Вышеупомянутый
Закон "О мерах по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения" предоставляет серьезные полномочия контролирующим органам.
До этого
постановления список организаций, попадающих под этот
Закон, был следующим:
Национальный банк Республики Беларусь;
банки и небанковские кредитно-финансовые организации;
открытое акционерное общество «Банк развития Республики Беларусь»;
профессиональные участники рынка ценных бумаг;
фондовые биржи;
товарные биржи;
лица, осуществляющие торговлю драгоценными металлами и драгоценными камнями;
ломбарды;
пункты скупки;
страховые организации и страховые брокеры;
организаторы лотерей и электронных интерактивных игр;
нотариусы;
организации, оказывающие риэлтерские услуги и принимающие участие в операциях, связанных с куплей-продажей недвижимого имущества для своего клиента;
аудиторские организации;
аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей;
оказывающие профессиональные услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, связанные с совершением от имени (или) по поручению клиента финансовых операций;
организации и индивидуальные предприниматели, адвокаты и адвокатские бюро, оказывающие юридические услуги (юридическую помощь), связанные с созданием организаций либо участием в управлении ими, приобретением или продажей предприятия как имущественного комплекса, совершением от имени (или) по поручению клиента финансовых операций, управлением денежными средствами или иным имуществом;
операторы почтовой связи;
организаторы азартных игр;
организации, осуществляющие государственную регистрацию недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним;
лизинговые организации;
иные организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги по получению, отчуждению, приобретению, выплате, передаче, перевозке, пересылке, перечислению, обмену и (или) хранению средств, а также лица, удостоверяющие или регистрирующие гражданско-правовые сделки.
Давайте теперь пройдемся по
Закону и покажем на примерах, какие полномочия он предоставляет.
Начнем с того, что изначально цель
Закона — предотвратить незаконные финансовые потоки: "Настоящий
Закон определяет правовые и организационные основы государственной политики в сфере предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения."
Во-первых, все ваши финансовые операции будут под пристальным контролем, будет идти идентификация, информация будет храниться не менее 5 лет, обрабатываться и передаваться" куда надо": "проводить идентификацию участников финансовой операции в соответствии со
статьей 8 настоящего Закона; принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению бенефициарных владельцев клиентов, достаточные для того, чтобы считать, что лицу, осуществляющему финансовые операции, известно, кто является бенефициарным владельцем клиента;..
Также любую вашу финансовую операцию могут приостановить: "приостанавливать финансовую операцию (за исключением поступления денежных (банковских, почтовых) переводов, отправка и выплата которых осуществляются на территории Республики Беларусь), если хотя бы одной из ее сторон является лицо, участвующее в террористической деятельности, финансирующее террористическую деятельность, распространяющее или финансирующее распространение оружия массового поражения, либо если участники финансовой операции находятся под контролем таких лиц..."
Сейчас почему-то количество "террористических" и "экстремистских" организаций, сайтов и телеграм-каналов в Беларуси растет как снежный ком. Полный список экстремистских материалов, каналов и организаций здесь.
И тут мы видим в
Законе информацию о финансовых операциях, подлежащих особому контролю: "... Финансовые операции подлежат особому контролю независимо от того, были они осуществлены или нет, при наличии хотя бы одного из следующих условий:
если у лица, осуществляющего финансовую операцию, возникли подозрения, что финансовая операция связана с получением (или) легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием террористической деятельности, распространением или финансированием распространения оружия массового поражения;
не соответствует целям деятельности клиента — некоммерческой организации, установленным учредительными документами, видами (или) характеру деятельности клиента;
осуществляется участником финансовой операции неоднократно в целях уклонения от регистрации в специальном формуляре;
если у лица, осуществляющего финансовую операцию, имеются сведения об участии участника финансовой операции в террористической деятельности..."
Вот, например, любое пополнение счета абонента сотовой связи, имеющего какое-либо отношение к лицам или организациям, признанным экстремистскими, может быть расценено как финансирование террористической деятельности. С соответствующими выводами и наказаниями.
Вот, например, такими:
"...
Статья 235. Легализация («отмывание») средств, полученных преступным путем
1. Совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств — наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности и или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок от двух до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2. Те же действия, совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере, — наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, — наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью..."
Застрахованные лица, занятые на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, формируют профессиональный стаж при условии уплаты их работодателями взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь.
В случае выбора ежемесячной доплаты к заработной плате работник получит дополнительный текущий доход вместо права на профессиональную пенсию в будущем. В целях повышения материального обеспечения работника по достижении общеустановленного пенсионного возраста часть полученных денежных средств в виде доплаты к заработной плате может быть направлена им для участия в новом виде страхования – добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии (вводится с 1 октября 2022 года).
За работников, занятых в особых условиях труда и подлежащих профессиональному пенсионному страхованию, работодатели уплачивают взносы на профессиональное пенсионное страхование, из сумм которых, а также доходов от их размещения формируются пенсионные сбережения. Законом о ППС предусмотрено 2 вида профессиональных пенсий: досрочная и дополнительная.
Правительство продлило срок действия документов об оценке соответствия техрегламентам на год. Это касается документов. срок действия которых истекает до 1 сентября 2022 года.
Форма расчета установлена постановлением Министерства по налогам и сборам от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (ред. от 19.04.2022 № 16).
Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 22 апреля 2022 г. № 25 установлен бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения и по основным социально-демографическим группам в ценах марта 2022 г. в расчете на один месяц.
В соответствии с нормами Налогового кодекса Республики Беларусь при выплате заработной платы работнику наниматель является налоговым агентом и обязан с суммы выплаченного дохода удержать и перечислить в бюджет подоходный налог в размере 13%.
В ходе проведения контрольных мероприятий налоговыми органами систематически выявляются случаи выплаты заработной платы «в конвертах».
Постановлением Государственного таможенного комитета от 13 апреля 2022 г. № 18 внесены изменения в постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 26 января 2012 г. № 2 «О статистическом декларировании товаров».
Трудовое законодательство Республики Беларусь допускает выполнение работниками компании работы дистанционно и не содержит ограничений на ее выполнение на территории иностранного государства. Иными словами, работник сам выбирает место работы, это его право. Вместе с тем, принимая такое решение надо быть внимательным к статусу налогового резидента и налогам. Что означает статус налоговый резидент, как работает законодательство и что важно знать, чтобы не стать нарушителем?
Резиденты «Парка высоких технологий» (ПВТ) заплатили за январь-март текущего года 230 миллионов рублей налогов. Это в 1,5 раза больше, чем за такой же период прошлого года.