Типичные нарушения, выявляемые в ходе проверок у плательщиков в ФСЗН во 2-м полугодии 2020 года |
1. Нарушения при определении объекта для начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование, своевременности и полноты их уплаты
1.1. Не начислены обязательные страховые взносы на суммы выплат, на которые в соответствие с законодательством должны начисляться обязательные страховые взносы.
Нарушена статья 2 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-ХIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — Закона об обязательных страховых взносах), что привело к неуплате в установленный срок доначисленных сумм обязательных страховых взносов:
· на суммы единовременных выплат (в том числе материальной помощи ко Дню 8 Марта, оказываемой работникам в связи с юбилейными датами, к праздничным дням, в связи с тяжелым материальным положением;
· на суммы оплаты проживания молодым специалистам за счет средств работодателя; на суммы материальной помощи, оказываемой работниками в связи с длительной болезнью, работникам, отправившим детей в детские оздоровительные лагеря;
· на суммы вознаграждений работнику предприятия — члену наблюдательного совета;
· на суммы материальной помощи, оказываемой работникам в связи с выходом на пенсию;
· на суммы выплаченной денежной помощи в размере месячной стипендии молодым специалистам, назначенной в последнем семестре их обучения, предоставляемым место работы путем распределения;
· на суммы выплаченной денежной помощи молодым рабочим (служащим), получившим профессионально-техническое образование из расчета тарифной ставки; на сумму ежемесячных доплат к заработной плате, производимых работникам общества занятым в особых условиях труда и подлежащим профессиональному страхованию в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения»;
· на сумму ежемесячной компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам учреждения образования.
1.2. Излишне начислены обязательные страховые взносы на суммы выплат, на которые в соответствии с законодательством не должны начисляться обязательные страховые взносы.
Нарушены статья 2, 4 Закона об обязательных страховых взносах, статья 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-ХII «Об основах государственного социального страхования» и пункты 2, 3, 7 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115:
· на суммы выплат в пользу граждан, не состоящих в трудовых отношениях с плательщиком, а также на суммы выплат после увольнения; на сумму выходного пособия в связи с прекращением трудового договора (контракта), выплаченную в соответствие с коллективным договором;
· на материальную помощь в связи со вступлением в брак, с рождением ребенка, со смертью близких родственников;
· на сумму материальной помощи, оказываемой работникам в соответствие с законодательными актами (при предоставлении трудового отпуска);
· на суммы выплат, начисленные в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами II группы работодателями на пенсионное страхование в размере 28 %.
1.3. По вопросу своевременности и полноты уплаты обязательных страховых взносов установлены следующие нарушения.
В нарушение пунктов 4, 12, 26 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (с изменениями и дополнениями), обязательные страховые взносы не уплачены (уплачены не в полном объеме в установленный срок:
· позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20-го числа месяца, следующего за истекшим;
· позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц;
обязательные страховые взносы в полном объеме не уплачены в день фактической выплаты заработной платы, следовательно неполная уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда является административным правонарушением, предусмотренным статьей 11.54 КоАП.
1.4. В нарушение пункта 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (с изменениями и дополнениями):
1.4.1. не начислены взносы на ППС на следующие выплаты, начисленные в пользу работников:
· на сумму, причитающуюся за дни трудового отпуска, следующего за днем непосредственной занятости полный рабочий день в особых условиях труда;
· на суммы выплат, начисленных за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю учета рабочего времени;
· на сумму материальной помощи, начисленной работникам согласно коллективному договору; так как страхователем не был предоставлен перечень рабочих мест с особыми условиями труда для целей ППС электрогазосварщику не начислены взносы на ППС на суммы выплат, начисленных за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю учета рабочего времени с 01.01.2019.
1.4.2. излишне начислены взносы на ППС на следующие выплаты, начисленные в пользу работников:
· на сумму материальной помощи на оздоровление, оказываемую работникам в связи с уходом в трудовой отпуск;
· на сумму отпускных, когда начало отпуска следует непосредственно за периодом, в котором работник не был занят в особых условиях труда и не подлежал профессиональному пенсионному страхованию;
· на сумму выплат за периоды, когда работник не подлежал профессиональному пенсионному страхованию, так как занят был на работах с особыми условиями труда, предусмотренных Списком № 2 не полный рабочий день (т.е. менее 80% от продолжительности ежедневной работы (смены) установленной законодательством);
· на суммы выплат за периоды, когда рабочее место не было аттестовано и работник не был занят на работах с особыми условиями труда.
2. Нарушения при проверке обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление
2.1. При проверке правильности назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности (далее — пособие по ВН) выявлены нарушения следующих пунктов Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (с изменениями и дополнениями):
· пункта 10 — пособие по ВН назначено по день установления инвалидности включительно, а следовало назначить до дня установления инвалидности;
· пункта 16 — неверно определен среднедневной размер временной нетрудоспособности, следует из установленного в размере 50 % БПМ, а был определен из среднедневного заработка;
· пункта 16 — пособие по ВН по нескольким ЛН было назначено как по отдельным случаям нетрудоспособности, а надо было как по одному случаю, поскольку временная нетрудоспособность длилась непрерывно и в указанный период не наступили обстоятельства, влияющие на размер пособия, или новый случай временной нетрудоспособности;
· пункта 17 — пособие по уходу за больным ребенком назначено в размере 80 % среднедневного заработка, а следовало назначить в размере 100 % среднедневного заработка;
· подпункта 18.5 пункта 18 — неверно определен размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным членом семьи (пособие назначено в размере 80 % среднедневного заработка за первых 12 календарных дней временной нетрудоспособности, а следовало назначить в размере 100% среднедневного заработка);
· подпункта 19.1 пункта 19 — неверно назначались пособия по ВН в связи с заболеванием (травмой), связанными с употреблением алкоголя, оплачивались первые 6 календарных дней нетрудоспособности, кроме того последующие дни оплачивались в общеустановленном размере, а следовало за первые 6 календарных дней нетрудоспособности пособие не назначать, а за последующие дни нетрудоспособности назначать в половинном размере от общеустановленного;
· подпункта 19.2 пункта 19 — неверно определен размер пособия по ВН за день, за который врач дал освобождение от работы, а затем за этот день зафиксировано нарушения режима, предписанного врачом (неявка на прием) (пособие назначено в общеустановленном размере, а следовало назначить в размере 50% общеустановленного);
· пункта 21 — при исчислении пособия по временной нетрудоспособности среднедневной заработок исчислен за период, в который включен месяц наступления нетрудоспособности;
· пункта 22 — при расчете среднедневного заработка неверно определено количество отработанных календарных дней расчетного периода, на которые делится заработок (в число календарных дней включены дни, когда работник не состоял в трудовых отношениях с плательщиком, дни трудового, социального отпуска, временной нетрудоспособности, не включены праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, дни прогулов);
· пункта 23 — неверно определен размер пособия — при отработке в расчетном периоде менее 30 календарных дней пособие исчислялось из среднего заработка в расчетном периоде, а необходимо было исчислить исходя из тарифной ставки (оклада), действующей на дату начала случая временной нетрудоспособности;
· пункта 24 — неверно определен размер заработка для исчисления среднедневного размера пособия (не включены доплаты по заработной плате, надбавки за расширение круга обязанностей, за работу, входящую в должностные обязанности, квартальные премии при отработке не всех рабочих дней по графику работы премии и иные выплаты включены пропорционально календарным дням месяца их выплаты, а следовало пропорционально отработанным рабочим дням, включены выплаты, носящие единовременный характер, материальная помощь, ежемесячная компенсация расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам);
· пункта 24 — пособие исчислено не за число календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности, а за большее число календарных дней;
· пункта 25 — при нарушении режима, предписанного врачом (неявка на прием, за дни которой отсутствует запись врача об освобождении от работы), неверно определено количество оплачиваемых календарных дней временной нетрудоспособности (пособие по ВН оплачено за дни, не удостоверенные листком нетрудоспособности, за которые отсутствует запись врача об освобождении от работы).
2.2. При проверке правильности назначения и исчисления пособий семьям, воспитывающим детей, выявлены нарушения следующих статей Закона Республики Беларусь от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (с изменениями и дополнениями) (далее — Закон № 7-З), пунктов Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (с изменениями и дополнениями) (далее — Положение о пособиях семьям), и Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, воспитывающих детей» (далее — Положение № 572):
· пункта 2 статьи 10 Закона 7-З — неверно определены размеры пособия женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка (размеры были определены от БПМ, действующего на дату выплаты, а необходимо было определять от БПМ, действующего на дату рождения ребенка);
· пункта 9 статьи 13 Закона 7-З — неверно определен период выплаты пособия на ребёнка до 3 лет (выплачено за полный месяц, в котором ребенку исполнилось 3 года, а следовало по день достижения ребенком возраста 3 лет включительно);
· статьи 22 Закона 7-З (неверно определен день возникновения права на пособие) матери, воспитывающей двоих детей, пособие семьям на детей старше 3 лет надо было назначить со дня, следующего за днем исполнения старшему ребенку возраста 3 лет, а было назначено со дня рождения младшего ребенка;
· статьи 22 Закона 7-З — при оплате двух листков нетрудоспособности в связи с беременностью и родами (основной на 126 календарных дней и дополнительный на 14 календарных дней) неверно определен период, с которого назначается пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (назначено со дня, следующего за днем окончания основного листка нетрудоспособности по беременности и родам, а следовало — со дня, следующего за днем окончания дополнительного листка нетрудоспособности);
· пункта 6 Положения № 572 — неверно определен период, с которого назначается ежемесячное пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет (далее — ежемесячное пособие семьям), так данные пособия назначались со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам, а следовало — со дня рождения младшего ребенка;
· пункта 7 Положения № 572 — неверно определен период выплаты ежемесячного пособия семьям (в месяце достижения младшим ребенком возраста 3 лет ежемесячное пособие семьям выплачено за полный месяц, а следовало по день достижения младшим ребенком возраста 3 лет);
· пункта 19 Положения о пособиях семьям — неверно определен размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в месяце, в котором работница сначала прервала отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, а затем в этом же месяце опять ушла в отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет (пособие было выплачено в размере 50% от установленного, а следовало — в полном размере, так как обстоятельства, влияющие на его размер, закончились в месяце их возникновения).
2.3. Расходы на оплату свободного от работы дня в месяц работнице, воспитывающей ребенка-инвалида, производились с нарушением норм пункта 10 Инструкции о порядке и условиях предоставления одного дополнительного свободного от работы дня в месяц с оплатой в размере среднего дневного заработка за счет средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 11 июня 2014 г. № 34 (свободный от работы день в месяц не предоставлялся (отработаны все дни по графику работы), а оплата свободного от работы дня в месяц производилась).
Кроме того, размер сохраняемого среднего дневного заработка за свободные от работы дни в месяц исчислялся с нарушением пункта 18 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (нужно было исчислять исходя из заработной платы, начисленной за два календарных месяца работы (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцам, в которых представлялись свободные от работы дни, а исчислялся из среднедневного заработка одного месяца).
2.4. При проверке правильности назначения и выплаты пособий на погребение выявлено нарушение статьи 32 Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. № 55-З «О погребении и похоронном деле» — неверно определен размер пособия (размер был определен относительно месяца выдачи справки о смерти, а следовало — относительно месяца наступления смерти).
2.5. При проверке правильности определения частичной платы за путевки установлены следующие нарушения пунктов Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечении и оздоровление, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 (далее — Положение № 542):
· пункт 8 Положения № 542 — при обращении за получением путевки в детские санатории, не всегда предоставлялись справки с места работы другого родителя о невыделении путевки на детей в текущем году;
· пункт 15 Положения № 542 — при определении размера платы за путевку в санаторий неправильно определен размер платы за путевку, а именно в размер денежного дохода не включены пенсия по возрасту.
3. Нарушения при проверке правильности заполнения и своевременность предоставления отчетности
При проверке правильности заполнения и своевременности представления ведомственной отчетности формы 4-фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — отчет формы 4-фонд) установлены следующие нарушения:
в отчете 4-фонд (раздел III, строка 08, графа 4,5) плательщиком допущено искажение отчетных данных. Так, сумма начисленных обязательных страховых взносов в отчете не соответствует данным первичных учетных документов бухгалтерского учета плательщика, обороты по кредиту счета 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» по Главной книге, а также данным сводной ведомости по заработной плате. Нарушены пункты 8, 12 указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.11.2018 № 83.
4. Нарушения при проверке правильности и своевременности представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета
При проверке правильности заполнения формы ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении», формы ПУ-3 «Индивидуальные сведения», раздел 1 «Сведения о сумме выплат (дохода), учитываемых при назначении пенсии, и страховых взносах» и раздел 2 «Дополнительные сведения о стаже», формы ПУ-6 «Индивидуальные сведения на ППС», раздел 1 «Сведения о начислениях и взносах на профессиональное пенсионное страхование» и раздел 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» установлены следующие нарушения Закона Республики Беларусь от 06.01.1999 № 230-З «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» (с изменениями и дополнениями), Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета (далее — Инструкция о заполнении ДПУ) и Инструкции о порядке передачи-приема форм документов персонифицированного учета, утвержденными постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 «О некоторых вопросах заполнения и приема-передачи форм документов 9 персонифицированного учета (с изменениями и дополнениями), Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (с изменениями и дополнениями), Инструкции по формату документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления ФСЗН от 29.06.2009 № 10 (с изменениями и дополнениями):
· пункт 10 Инструкции о порядке заполнения ДПУ — несоответствие данных, указанных в форме ПУ-2, сведениям, указанным в приказах о приеме на работу и (или) увольнении с работы;
· пункт 10 Инструкции о порядке заполнения ДПУ — на принятых (уволенных) работников, которые наряду с основным местом работы у плательщика приняты у него же по внутреннему совместительству не заполнен раздел 3 «Сведения о приеме на работу и увольнение с работы по внутреннему совместительству», не отражено в разделе 2 формы ПУ-2 изменение квалификационной категории;
· пункт 16 Инструкции о заполнении ДПУ — суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности отражались не по месяцам, за которые они начислены, суммы премий отражались не в месяце, в котором они были начислены, суммы заработной платы, отраженные на лицевых счетах застрахованных лиц, не соответствуют суммам, указанным в расчетных листках (ведомостях);
· пункт 19 Инструкции о заполнении ДПУ — в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3 неверно отражаются периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по коду вида деятельности «ДЕТИ», периоды выполнения работ по коду вида деятельности «ДОГОВОР», периоды по виду деятельности «ВЗНОСЫВРЕМ»;
· пункт 28 Инструкции о заполнении ДПУ – в форме ПУ-6 не отражены суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленные работникам в связи с их занятостью на рабочем месте, включенном в Перечень ППС, когда он выполнял в полном объеме критерии оценки условий труда, установленные постановлением № 1490, и подлежал ППС;
· пункт 28 Инструкции о заполнении ДПУ — в форме ПУ-6 включены суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование, начисленные за периоды, когда работником не вырабатывались в полном объеме критерии оценки условий труда, утвержденные постановлением № 1490, и не подлежали ППС;
· пункт 30 Инструкции о заполнении ДПУ — включены периоды, в течение которых застрахованное лицо не было занято на работах с 10 особыми условиями труда и не подлежало профессиональному пенсионному страхованию, включены дни трудового, социального отпуска, прогулы, выходные дни, следовавшие за днем работы в обычных условиях;
· пункт 30 Инструкции о заполнении ДПУ — не включены периоды, в течение которых застрахованное лицо было занято на работах с особыми условиями труда и подлежало профессиональному пенсионному страхованию.