Что необходимо знать по определению страны происхождения товаров |

Количество просмотров: 44
Автор таможня, таможня, страна происхождения, страна происхождения, правила правила
Что необходимо знать по определению страны происхождения товаров

Что необходимо знать по определению страны происхождения товаров. Изменения в законодательстве.

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с каждым годом приобретает всё более интенсивный и плодотворный характер. В этой связи на государственном уровне немаловажная роль отведена вопросам определения страны происхождения товара, так как от грамотного её контроля и определения зависит применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, разного рода запретов и ограничений, мер нетарифного регулирования, специальных, антидемпинговых, компенсационных мер защиты внутреннего рынка, позволяющих отстаивать экономические интересы производителей – резидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Евразийского экономического союза. 

Что же необходимо знать при определении страны происхождения товаров? При определении страны происхождения важно знать, что условно Правила определения можно разделить на два блока: 
  •  «непреференциальные правила» 
  •  «преференциальные правила» 

Непреференциальные правила определения страны происхождения товаров применяются для целей осуществления мер таможенно-тарифного регулирования (за исключением целей предоставления тарифных преференций), применения мер нетарифного регулирования и за-щиты внутреннего рынка, установления требований к маркировке происхождения товаров, осуществления государственных (муниципальных) закупок, ведения статистики внешней торговли при ввозе товаров на таможенную территорию Евразийского экономического Союза (далее – Союз) из стран, которые не являются членами Союза. 

В частности, 12 января 2019 г. прекратило свое действие Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года и вступило в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии от 13 июля 2018 г. № 49 «Об утверждении Правил определения происхождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза» (непреференциальных правил определения происхождения товаров), (далее - непреференциальные правила). Приложением к непреференциальным правилам установлены требования, предъявляемые к сертификату о происхождении товара (далее-сертификат). Пунктом 5 требований определен перечень информации, которую должен со-держать сертификат. При этом пунктом 6 требований разъяснено, что указанные в пункте 5 требований сведения представляют собой минимальный набор информации, которая должна быть отражена в сертификате. Допускается указание дополнительной информации. 

Происхождение товара необходимо подтверждать сертификатом в следующих ситуациях: 
- в случае выявления недостоверных сведений в декларации о происхождении товара; 
- в случае применения мер защиты внутреннего рынка, обусловленных происхождением товара в отношении происхождения аналогичных товаров, ввозимых на территорию Союза в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному документу, общая таможенная стоимость которых превышает 150 долларов США. 

Происхождение товаров считается неподтвержденным в случае непредставления документов о происхождении товара. 
Причем обмануть таможенные органы недобропорядочным участникам внешнеэкономической деятельности становится все сложнее и сложнее, так как у таможенного органа страны ввоза есть право на проверку подлинности документов о происхождении товара, а также достоверности заявленных в них сведений (при этом при проверке могут использоваться электронные базы данных, создаваемые уполномоченными органами; направление документов о происхождении товара на верификацию в уполномоченные/компетентные органы страны происхождения). 

Преференциальные правила определения страны происхождения товаров применяются в случае ввоза товаров из стран, которым Союз предоставляет тарифные преференции и предусматривающие применение режима свободной торговли международными договорами Сою-за с третьей стороной. Cистема тарифных преференций, как правило, реализуется в рамках заключения преференциальных торговых режимов, соглашений о зоне свободной торговли. Предоставление тарифных преференций (режима свободной торговли) напрямую зависит от страны происхождения товара. 

Под тарифной преференцией понимают освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Союзом зону свободной торговли, либо снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза и (или) наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза. 

Исходя из определения «тарифная преференция» у хозяйствующих субъектов может возникнуть закономерный вопрос: «А вправе ли Республика Беларусь в одностороннем порядке предоставлять тарифные преференции в торговле с третьей стороной, то есть государством, не являющимся членом Союза? Да, вправе. 

Это предусмотрено ст. 102 Договора о Союзе от 29 мая 2014г., согласно которой государства - члены Союза вправе в одностороннем порядке предоставлять тарифные преференции в торговле с третьей стороной на основании заключённых до 1 января 2015 года международного договора этого государства-члена с такой третьей стороной или международного договора, участниками которого являются все государства-члены. 

Режим свободной торговли предоставляется: 
- в отношении товаров, происходящих из Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины, Республики Узбекистан на основании Договора о зоне свободной торговли от 18.10.2011 года;
- в отношении товаров, происходящих из Туркменистана, Азербайджанской Республики, Грузии основанием для предоставления режима свободной торговли является Соглашение о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994г. 

В целях подтверждения происхождения товара из Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Азербайджанской Республики, Республики Молдова, Украины, Республики Таджикистан применяется Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в СНГ от 20.11.2009г.; Из Республики Узбекистан, Туркменистана - Решение Совета глав правительств СНГ от 24.09.1993г. "О Правилах определения страны происхождения товаров"; Из Грузии - Решение Совета глав правительств СНГ от 30.11.2000г. "О Правилах определения страны происхождения товаров"; 
- в отношении товаров, происходящих из Республики Сербия на основании Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Сербия о свободной торговле между Республикой Беларусь и Республикой Сербия от 31.03.2009; 
- в отношении товаров, происходящих из Социалистической Республики Вьетнам на основании Cоглашения о свободной торговле между Союзом и его государствами - членами, с одной стороны, и Социалистической Республикой Вьетнам, с другой стороны, от 29 мая 2015г. 

Тарифные преференции предоставляются: 
- в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза или из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза на основании ст. 36 Договора о Союзе от 29 мая 2014г. В целях подтверждения происхождения товара применяются Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утверждённые Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018г. № 60. 


Указанные преференциальные правила особых изменений не претерпели, за исключением вступившего в силу 16 января 2019г. нового Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14.06.2018г. № 60 (далее – Решение 60), с этой даты перестало действовать Соглашение о правилах определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран от 12 декабря 2008 года. Список преференциальных товаров утверждён Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 13.01.2017г. № 8, перечень развивающихся и наименее развитых стран утверждён Решением Комиссии Таможенного Союза от 27 ноября 2009 г. N 130 «О Едином таможенно - тарифном регулировании Союза». 

Нововведениями Решения 60 стали: 
 - происхождение товара, происходящего из развивающихся или наименее развитых стран, подтверждается декларацией о происхождении товара, если таможенная стоимость партии товара не превышает 5000 Евро (ранее была сумма 5000 долларов США), свыше этой суммы происхождение товара подтверждается сертификатом о происхождении товара формы «А»; 
- декларация о происхождении товара должна содержать запись на английском или французском языке, которая удостоверяется путем проставления подписи уполномоченного лица изготовителя, продавца или отправителя с указанием его фамилии, а также даты ее удостоверения; 
- товар считается подвергшимся достаточной переработке в наименее раз-витой стране, если стоимость непроисходящих материалов, использованных при выполнении операций по переработке в такой стране, не превышает следующих значений (на дату выдачи сертификата о происхождении товара): 
* с даты вступления в силу настоящих Правил по 31 декабря 2019г. включительно – 50% стоимости товара, экспортируемого из наименее развитой страны; 
* с 1 января 2020г. по 31 декабря 2024г. включительно – 55 % стоимости товара, экспортируемого из наименее развитой страны; 
* с 1 января 2025г. – 60% стоимости товара, экспортируемого из наименее развитой страны. 

Вопросы происхождения приобрели особую значимость в связи с образованием новых зон свободной торговли. В настоящее время Республикой Беларусь в составе Союза заключено новое временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли между Союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Исламской Республикой Иран, с другой стороны, от 17 мая 2018г., а также подготавливаются новые проекты соглашений об образовании зоны свободной торговли с такими странами как Арабская Республика Египет, Республика Сингапур, Государство Израиль, Индия. 

Хочется отметить, что заключение Республикой Беларусь в составе Союза новых преференциальных соглашений создаст благоприятные условия для развития и углубления внешнеэкономических связей на основе принципов взаимной выгоды, доверия, добросовестного исполнения принятых на себя обязательств, мирного разрешения международных споров и будет способствовать созданию предпосылок для формирования экономического партнерства с широким интеграционным контуром на пространстве Евразии.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала PROnalogi .by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. Подоходный налог при дарении доли в уставном фонде |

Физическое лицо - участник общества с дополнительной ответственностью передает по договору дарения свою долю в уставном фонде общества (которую он ранее получил также в результате дарения ему этой доли) второму участнику этого общества - своему близкому родственнику (отцу).
Возникает ли обязанность по уплате подоходного налога с физических лиц у одаряемого лица в данном случае?

2. О согласовании режима работы розничных торговых объектов и объектов общественного питания в ночное время |

Министерство антимонопольного регулирования и торговли разъяснило вопросы согласования режима работы розничных торговых объектов и объектов общественного питания с 23.00 и до 7.00.

6. О создании национальной системы маркировки товаров |

С 15 апреля 2019 года в Беларуси стартовал пилотный проект по маркировке обуви средствами идентификации. Это предусмотрено  постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2019 года № 161. Документом  также утверждено Положение о порядке реализации пилотного проекта.

8. Корректировка вычетов при погашении кредита за счет средств бюджета |

Организация в 2010 – 2015 г.г. приобретала работы по строительству объекта за счет средств кредита банка. Суммы НДС, предъявленные при приобретении работ, приняты к вычету в 2010 – 2015 г.г. в 2019 году кредит погашен средствами из бюджета. Следует ли уменьшать суммы налоговых вычетов в 2019 году?

10. Напоминаем о сроке предоставления баланса |

Напоминаем, что в соответствии с подпунктом 1.4.2 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса  Республики Беларусь плательщики обязаны представить в  налоговый  орган  по месту постановки на учет годовую индивидуальную отчетность, составленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности за 2018 год не позднее 1 апреля 2019 года.

11. Как исправить ошибку за прошлые года по налогу на прибыль? |

Если ошибка найдена, например в 2017 году, то подавать уточненную декларацию за 2017 год по налогу на прибыль не нужно. Данные корректируются в налоговой декларации по налогу на прибыль за текущий год. Так ли это? Не верно.

12. Как изменят статьи по экономическим преступлениям? |

Генеральная прокуратура анонсировала изменения уголовной ответственности по экономическим статьям. Они вступят в силу с 19 июля этого года. Из главного — повышение денежных порогов, после которых предприниматель рискует сесть за решетку, отмена уголовной ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность без регистрации и исключение из УК статьи «Лжепредпринимательство».

13. Валютная "катастрофа" для предпринимателей |

В Беларуси для юрлиц ввели изменения в расчетах с юрлицами-нерезидентами — с 1 марта для них сужена возможность использовать наличную валюту. В большинстве случаев они могут прибегать только к безналичным расчетам. Новшества затронут и индивидуальных предпринимателей, которые уже высказывают недовольство. Изменения предусмотрены постановлением Нацбанка от 19 декабря 2018 года № 612 «О некоторых вопросах проведения валютных операций».

14. Что необходимо знать по определению страны происхождения товаров |

Торгово-экономическое сотрудничество Республики Беларусь с каждым годом приобретает всё более интенсивный и плодотворный характер. В этой связи на государственном уровне немаловажная роль отведена вопросам определения страны происхождения товара, так как от грамотного её контроля и определения зависит применение ставок ввозных таможенных пошлин, тарифных квот, тарифных преференций, разного рода запретов и ограничений, мер нетарифного регулирования, специальных, антидемпинговых, компенсационных мер защиты внутреннего рынка, позволяющих отстаивать экономические интересы производителей – резидентов, осуществляющих свою деятельность на территории Евразийского экономического союза.

15. Уплата части прибыли по Указу Президента № 637 организациями, находящимися в процедуре защитного периода по Закону № 415-З |

Должно ли коммунальное унитарное предприятие, находящееся в процедуре защитного периода в связи с определением экономического суда Гомельской области по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), перечислять в бюджет часть прибыли (дохода) в соответствии с Указом № 637?

16. Налог на недвижимость при аренде жилых помещений |

В соответствии с абзацем третьим части первой пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З) по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор (лизингополучатель, ссудополучатель).

17. Применение льгот по имущественным налогам в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), их частей |

С 1 января 2019 года снято ограничение на применение льготы по налогу на недвижимость в отношении впервые введенных в действие капитальных строений (зданий, сооружений), их частей в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством, в случае, когда такие капитальные строения (здания, сооружения) были возведены с превышением срока их строительства, установленных проектной документацией (подпункт 1.13 пункта 1 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З, далее – НК). Кроме того такая же льгота введена по земельному налогу. 

18. Чего ожидать от Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке товаров» |

Проект Указа Президента Республики Беларусь «О маркировке товаров» (далее – проект Указа) будет разработан во исполнение пункта 5 статьи 5 Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, ратифицированного Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 117-З «О ратификации Соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе» (далее – Соглашение).

Соглашением предусмотрена маркировка товаров, перечень которых будет определяться Советом Евразийской экономической комиссии, унифицированными средствами идентификации.

19. Минфин: льготы по оплате госпошлины (помимо скидочных коэффициентов) нецелесообразны |

В начале января гражданам довели проект указа «О платежах за участие в дорожном движении». Вместо госпошлины за выдачу разрешения на допуск ТС к участию в движении с физлиц собираются взимать плату за участие ТС в дорожном движении. Для физлиц по сути ничего не поменяется — суммы фигурируют те же (исключение — скидки). Была составлена петиция с просьбой о льготах по оплате — в частности, предлагали освободить от «налога» многодетные семьи. Недавно пришел ответ из Минфина.

20. О времени поступления информации о зачислении уплаченных сумм таможенных платежей |

В соответствии с пунктом 2 статьи 100 Закона Республики Беларусь от 10 января 2014 г. «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» для целей выпуска товаров подтверждением исполнения обязанности по уплате таможенного платежа является поступление в таможенный орган в электронном виде информации Минфина РБ о зачислении уплаченных плательщиком сумм таможенного платежа на соответствующий счет в зависимости от валюты, в которой вносится платеж, либо поступление в таможенный орган в электронном виде информации банка, небанковской кредитно-финансовой организации об уплате плательщиком таможенного платежа.

21. Утилизационный сбор в отношении приобретенных в РФ транспортных средств, ранее вывезенных из РБ |

В отношении транспортных средств ранее зарегистрированных в установленном порядке на территории Республики Беларусь до 1 марта 2014 года, а также выпущенных в свободное обращение либо помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления в соответствии с таможенными декларациями, зарегистрированными до вступления в силу Указа № 64 ( 1 марта 2014 года), утилизационный сбор не подлежит уплате.

22. Правительство отыгралось на зарплатах белорусов |

За месяц до публикации последних данных по 2018 году было предсказано, что правительство выполнит задачу по достижению 500-долларовой зарплаты. На практике так и вышло по данным Белстата средняя начисленная зарплата в Беларуси в декабре составила 1 115 BYN. В пересчете на валюту это эквивалентно 523 USD.

23. Инвествычет у субъекта Оршанского района |

Каким образом возможно применить инвестиционный вычет по налогу на прибыль по объектам, принятым организацией – субъектом Оршанского района к бухгалтерскому учету в качестве основных средств в первом полугодии 2019 года (например, в июне), в случае, когда сертификат продукции (работ, услуг) собственного производства (далее – сертификат) выдан организации в IV квартале 2019 года (например, в ноябре) и в качестве даты начала его действия в первом случае указано 1 января 2019 года, а во втором – 1 ноября 2019 года.