Готовится к рассмотрению во втором чтении проект закона «Об изменении некоторых кодексов Республики Беларусь» |

Количество просмотров: 989
Автор проверки, проверки, уголовный кодекс уголовный кодекс
Готовится к рассмотрению во втором чтении проект закона «Об изменении некоторых кодексов Республики Беларусь»

На сайте Палаты представителей размещена информация о том, что готовится к рассмотрению во втором чтении проект закона «Об изменении некоторых кодексов Республики Беларусь», предусматривающий корректировку ряда статей гл. 25 «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» Уголовного кодекса.

Законопроект подготовлен во исполнение пункта 32 плана подготовки законопроектов на 2017 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2016 г. № 520, и пункта 39 плана подготовки законопроектов на 2018 год, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 10 декабря 2018 г. № 9.

Принятый в первом чтении законопроект направлен на смягчение уголовной ответственности за нарушения, совершаемые в рамках легальной экономической деятельности, и декриминализацию деяний, не связанных с причинением реального вреда (ущерба).

При его подготовке рассмотрено более 100 предложений 14 государственных органов, сообщил депутатам на сессии директор Национального центра законодательства и правовых исследований Вадим Ипатов. Использованы также материалы рабочей группы по совершенствованию ответственности в сфере предпринимательства, которая была создана Минэкономики по поручению Совмина.

В примечании к гл. 25 УК закрепляется положение о том, что лицу, впервые осуждаемому за совершение экономического преступления, не представляющего большой общественной опасности, или менее тяжкого преступления, при отсутствии отягчающих обстоятельств наказание в виде лишения свободы не назначается. Данный подход не распространяется на контрабанду, незаконный экспорт или передачу в целях экспорта объектов экспортного контроля, легализацию («отмывание») средств, полученных преступным путем.

Предлагается увеличить размер ущерба, влекущего более строгую ответственность.

Так, в настоящее время при осуществлении предпринимательской деятельности крупный либо особо крупный размер ущерба может быть достигнут в рамках одной, не самой значительной для организации, сделки.

Согласно проекту крупным признается ущерб, в 1000 раз превышающий размер базовой величины, установленный на день совершения преступления (сегодня – 250 и более БВ), а особо крупным – превышающий ее в 2000 раз (сейчас – 1000 БВ). С 2000 до 3000 БВ предполагается повысить размер таможенных платежей, неуплата которых влечет уголовную ответственность (ст. 231 УК), с 2000 до 4000 БВ – сумму валюты, невозвращение которой из-за границы преследуется согласно уголовному закону.

Важной новеллой является существенное сокращение сферы применения конфискации имущества. Так, предлагается исключить из УК наказание в виде общей конфискации.

Сегодня конфискация имущества в УК применяется в качестве дополнительного наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного.

Лишение законно приобретенного имущества, не связанного с совершением преступления, не в полной мере согласуется с принципом неприкосновенности права собственности, считают юристы. Кроме того, институт общей конфискации вступает в противоречие с принципом личной виновной ответственности, т.к. в итоге значительно ухудшается материальное положение близких осужденного.

Вместе с тем сохраняется специальная конфискация, действие которой распространяется на имущество, добытое преступным путем, доходы, полученные от использования этого имущества, предметы, орудия и средства совершения преступления, вещи, изъятые из оборота. То есть имущество, полученное в результате преступной деятельности, будет изыматься в полном объеме.

Важным недостатком проекта является то, что он не предусматривает никаких корректировок ст. 234 «Лжепредпринимательство». Напомним, что бизнес сообщество давно настаивает на полной отмене ст. 234, стали поддерживать эту идею после издания Декрета от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» и многие чиновники.

Планируется частично смягчить ст. 233 «Незаконная предпринимательская деятельность», хотя на различных встречах с участием депутатов и бизнеса также неоднократно обсуждалась возможность ее отмены.

Не собираются пока ни исключать из УК, ни редактировать действующую ст. 242 «Уклонение от погашения кредиторской задолженности», хотя ранее ее также планировали декриминализировать. Специалисты Комитета госконтроля пришли к выводу, что отсутствие этой статьи в УК не ограничит право субъектов хозяйствования защищать свои экономические интересы, тем более что задача преследования лиц, уклоняющихся от погашения по вступившему в законную силу судебному постановлению кредиторской задолженности, может успешно выполняться с помощью ст. 11.18 КоАП.

Напомним, что согласно ст. 242 уклонение индивидуального предпринимателя или должностного лица юридического лица от погашения по вступившему в законную силу судебному постановлению кредиторской задолженности в крупном размере при наличии возможности выполнить обязанность наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на тот же срок.

Искючаются из УК ст. 244 «Нарушение антимонопольного законодательства» и ст. 249 «Дискредитация деловой репутации конкурента». Санкции ст. 252 «Коммерческий подкуп» останутся прежними, но статью дополняют примечанием, согласно которому лицо, предоставившее вознаграждение, освобождается от уголовной ответственности, если в отношении его имело место вымогательство такого вознаграждения либо если это лицо после предоставления вознаграждения добровольно заявило о содеянном и активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.

В ч. 1 ст. 240 «Преднамеренная экономическая несостоятельность (банкротство)», предусматривающей ограничение свободы до трех лет, или лишением свободы на тот же срок, предлагается 3 года заменить на 2.

Из ст. 255 «Разглашение коммерческой тайны» предлагается исключить часть вторую, согласно которой умышленное разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее владельца лицом, которому такая коммерческая или банковская тайна известна в связи с его профессиональной или служебной деятельностью, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, да к тому же совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, наказывается штрафом, или ограничением свободы на срок до 4 лет, или лишением свободы на срок до 5 лет.

ОТДЕЛЬНЫЕ поправки в УК направлены на совершенствование норм уголовной ответственности за должностные преступления. В связи с этим предлагается реализовать ряд положений международных конвенций, к которым присоединилась Беларусь.

В частности, распространить ответственность за взяточничество на случаи, когда взятка хотя и предназначена для должностного лица, но передается не ему лично, а в пользу любого третьего лица, физического или юридического. Это позволит исключить случаи ухода от ответственности лиц, оказывающих коррупционные услуги, в случаях передачи взяток не им самим, а лицам, напрямую с ними не связанными.

Кроме того, предлагается признать уголовно наказуемым подкуп работников государственного сектора, не являющихся должностными лицами (ст. 433 УК). В настоящее время предусмотрена ответственность за совершение таких действий лишь в отношении работников частных организаций (ст. 252 «Коммерческий подкуп»), в то время как указанное деяние распространено в основном в государственном секторе в сфере госзакупок.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала PROnalogi .by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. О проезде машин по платным дорогам Беларуси во время II Европейских игр в 2019 году |

В целях комплексного урегулирования вопросов подготовки и проведения II Европейских игр 2019 года оператор системы BelToll принял решение, что в период с 10 июня по 10 июля 2019 г. освобождаются от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Беларуси пользователи платной автомобильной дороги.

2. О проверке бланков строгой отчетности |

Статьей 22 Налогового кодекса для субъектов хозяйствования предусмотрена обязанность осуществлять  проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя проверять - кому принадлежит бланк и действителен ли он.

3. Сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета |

Памятка об основных требованиях по заполнению документов персонифицированного учета и сроках их представления, которые определены в Правилах индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 8 июля 1997 г. № 837.

4. Ставки единого налога для ИП г. Минска, применяемые с февраля |

Применяемые (наименьшие) с февраля 2019 года ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, составленные на основе таблиц к решению Минского городского Совета депутатов от 30.03.2018 № 29 и приложения 24 к Налоговому кодексу.

5. О применяемых коэффициентах к ставкам земельных платежей и налога недвижимость |

В 2019 году к ставкам земельного налога и налога на недвижимость применяются коэффициенты установленные решением Мингорсовета от 21 декабря 2016 г. № 255, в которое в декабре 2018 г. были внесены изменения. В отношении арендной платы за землю применяются коэффициенты, которые действовали и в 2018 году.

6. Правительством определены основные направления упрощения налогового законодательства |

В Правительстве состоялось заседание рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь под председательством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Александра Турчина.

7. Населению будут доплачивать при скупке у них молока и мяса |

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси приняло постановление от 29 января 2019 г. № 11, в котором устанавливается размер надбавок при скупке у населения мяса крупного рогатого скота и коровьего молока, соответствующая информация размещена на Национальном правовом интернет-портале.

10. Применение льготных ставок по УСН при сдаче в аренду |

Имеет ли право вновь зарегистрированная организация  с местом регистрации в г. Орша на применение льготных ставок по УСН в случае, если ею по итогам за 2019 г. будет осуществлена только деятельность по сдаче в аренду имущества (в т. ч. не находящего в его собственности)?


12. О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления |

В целях повышения качества и прозрачности информации о финансовом положении и результатах деятельности организаций сектора государственного управления постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82 утверждена концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления и план основных мероприятий по реализации концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления.

13. Изменение порядка возврата государственной пошлины с 2019 года |

За возвратом государственной пошлины, независимо от того в какой бюджет она была уплачена, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обращаться с заявлением в налоговый орган по месту постановки на учет, а физические лица вправе обращаться  в любой налоговый орган районного уровня на территории  Республики Беларусь  независимо от того, где данный гражданин проживает и в каком налоговом органе стоит на учете.

14. Порядок определения налоговой базы земельного налога в 2019 году |

Налоговая база земельного налога определяется в порядке, предусмотренном главой 20 Налогового кодекса Республики Беларусь, в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

15. Новое в исчислении налоговой базы по налогу на доходы |

Как определяется налоговая база по доходам иностранных организаций, дата начисления которых согласно статье 191 Налогового кодекса Республики Беларусь приходится на период с 01.01.2019, от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление?

16. Налоговый период налога на доходы |

Налоговым периодом налога на доходы признается квартал, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы, если иное не установлено статьей 193 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).

По каким видам доходов иностранных организаций налоговый агент по налогу на доходы вправе выбрать на 2019 год дату начисления дохода (платежа) иностранной организации для целей исчисления налога на доходы?

17. С 1 апреля объекты налогообложения налогом на игорный бизнес будут учитывать в специальной компьютерной кассовой системе |

С 1 апреля 2019 г. объекты налогообложения налогом на игорный бизнес (игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор) будут ставиться на учет в специальной компьютерной кассовой системе (СККС), обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу».

18. Какой налог у ИП при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении? |

Индивидуальный предприниматель осуществляет автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении с использованием микроавтобусов. Является ли указанная деятельность объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц?

19. Аренда буровой установки у нерезидента. Какие налоги? |

Белорусская организация планирует взять в аренду буровую установку у резидента РФ. При оплате арендной платы за пользование буровой установки арендодателю (резиденту РФ) какие налоговые обязательства возникают у организации (резидента РБ)?

20. Подача декларации при получении дохода из-за границы |

Физическое лицо – налоговый резидент Республики Беларусь по договору с иностранной компанией в качестве независимого журналиста освещал выборы в Армении. Компания выплатила ему оговоренную сумму, удержав налоги, предусмотренные законодательством своего государства. Денежные средства расходовались им, в том числе, на оплату гостиницы, питание, проезд. Нужно ли физическому лицу подавать декларацию по подоходному налогу?

22. О налогообложении доходов нерезидентов при аренде, лизинге транспортных средств с 2019 года |

В связи с изменениями, внесенными в п. 1.3 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь, в частности в определение термина "роялти", МНС письмом от 23.01.2019 № 4-2-15/01091 разъяснило порядок применения  статьи «Роялти» («Доходы от авторских прав и лицензий») соглашений об избежании двойного налогообложения, применяемых Республикой Беларусь, к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, от аренды, лизинга транспортных средств, получаемым от источников в Республике Беларусь.

23. Срок представления декларация при прекращении деятельности представительства |

В какой срок должно с 01.01.2019 осуществляться представление налоговых деклараций (расчетов) и уплата налогов иностранными организациями при прекращении деятельности на территории Республики Беларусь?