Исчисление НДС при операциях с возвратной тарой с 01.01.2019 |

Количество просмотров: 237
Автор НДС, НДС, реализация, реализация, тара тара
Исчисление НДС при операциях с возвратной тарой с 01.01.2019

В совместном письме от 30.01.2019 № 2-1-9/00283/5-1-17/29 «О налогообложении НДС операций с возвратной тарой» Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и Министерство финансов Республики Беларусь разъясняют порядок исчисления НДС с 01.01.2019 при отгрузке (возврате) возвратной тары.

1. Изменение порядка налогообложения.

Согласно пункту 6 статьи 128, пункту 28 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции, действующей с 01.01.2019, далее – НК):

при изменении порядка исчисления НДС (изменении объектов налогообложения, налоговой базы) новый порядок исчисления применяется в отношении товаров, отгруженных с момента изменения порядка исчисления НДС;

при изменении порядка применения налоговых вычетов новый порядок вычетов действует в отношении товаров, оприходованных с момента изменения порядка применения налоговых вычетов.

Справочно.

Согласно статье 93 Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции, действовавшей до 01.01.2019, не признавалась объектом налогообложения НДС передача тары, подлежащей возврату в сроки, установленные договором или законодательством, за исключением случаев реализации такой тары.

Налоговая база при реализации приобретенной многооборотной тары определялась как положительная разница между ценой реализации и ценой приобретения. Одновременно, суммы НДС, предъявленные при приобретении (уплаченные при ввозе) такой многооборотной тары не подлежали вычету.

Таким образом, у продавца товара возникала обязанность исчислить НДС только в случае, если покупатель не вернул возвратную тару в установленный срок, и только, если возникала налоговая база. При возврате покупателем возвратной тары с нарушением срока ее возврата продавец уменьшал оборот по реализации и, соответственно, ранее исчисленный им НДС.   

2. Возникновение объекта налогообложения НДС.

На основании подпункта 1.1.7 пункта 1 статьи 115 НК объектами налогообложения НДС признаются обороты по реализации товаров, в том числе обороты по отгрузке (возврату) возвратной тары продавцом покупателю (покупателем продавцу).

При этом под возвратной тарой понимается тара, стоимость которой не включается в цену реализации отгружаемых в ней товаров и которая подлежит возврату продавцу товаров на условиях и в сроки, установленные договором или законодательством.

По общему правилу, покупатель обязан вернуть продавцу возвратную тару, в которой поступил товар, в срок, установленный законодательством, если иное не установлено договором (статья 487 Гражданского кодекса Республики Беларусь). При не установлении законодательством сроков возврата возвратной тары такие сроки устанавливаются сторонами в договоре.   

Согласно положениям статьи 31 НК реализацией товаров признается отчуждение товара одним лицом другому лицу. В связи с чем, отгрузка возвратной тары и ее не возврат в установленный срок приравнена к реализации товара.

Таким образом, с 2019 года объект налогообложения НДС по операциям с возвратной тарой возникает как у продавца, так и у покупателя:

в случае не возврата покупателем возвратной тары в установленный срок - продавец товара, отгруженного в возвратной таре, становится также продавцом возвратной тары, а покупатель товара, приобретенного (полученного) в возвратной таре, становится также покупателем возвратной тары;

в дальнейшем, в случае, если покупатель товара, приобретенного (полученного) ранее в возвратной таре, ставший также уже и покупателем возвратной тары по истечении установленного срока ее возврата, осуществит возврат такой тары – покупатель выступает уже ее продавцом.

2.1. Определение объекта налогообложения НДС у продавца.

У продавца товара при отгрузке товара в таре, признаваемой возвратной:

операции с возвратной тарой на счетах учета доходов и расходов не отражаются;

сумма НДС в первичных учетных документах не предъявляется, электронный счет-фактура (далее - ЭСЧФ) не выставляется.

На счетах расчетов с покупателем отражается дебиторская задолженность покупателя по возврату тары, сумма которой определяется в зависимости от порядка оценки тары продавцом (по залоговой (договорной) стоимости, по фактической себестоимости возвратной тары).

В случае, если покупатель не вернет возвратную тару в установленный срок, то стоимость не возвращенной покупателем тары, т.е. тары, признаваемой реализуемой, отражается у продавца на счетах учета доходов и расходов.

Соответственно, у продавца по возвратной таре:

отгруженной с 01.01.2019 (отгруженной до 01.01.2019) и возвращенной покупателем в установленный срок, обязательство исчислить НДС, выставить ЭСЧФ, отразить оборот в декларации (расчете) по НДС не возникает;

отгруженной с 01.01.2019 и не возвращенной покупателем в установленный срок, возникает обязательство исчислить сумму НДС, выставить ЭСЧФ, отразить оборот по реализации в налоговой декларации (расчете) по НДС за тот отчетный период, в котором истек установленный срок ее возврата;

отгруженной до 01.01.2019 и не возвращенной покупателем в установленный срок, с учетом положений пункта 6 статьи 128 НК обязательство исчислить НДС, выставить ЭСЧФ возникает только при наличии налоговой базы, определяемой в порядке, действовавшем до 01.01.2019.

В случае не возврата покупателем возвратной тары в установленный срок подлежащая исчислению сумма НДС предъявляется продавцом покупателю в первичном учетном документе (например, в акте сверки), оформляемом в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете и отчетности. Исчисленная сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки НДС в размере 20%.

2.2. Определение объекта налогообложения НДС у покупателя.

В случае, если покупатель возвращает возвратную тару с нарушением установленного срока, т.е. тару, признаваемую реализуемой, то ее стоимость отражается у покупателя на счетах учета доходов и расходов.

Соответственно, у покупателя по возвратной таре:

возвращенной продавцу с 01.01.2019 в установленный срок обязательство исчислить НДС, выставить ЭСЧФ, отразить оборот в налоговой декларации (расчете) по НДС не возникает;

возвращенной продавцу с 01.01.2019 с нарушением установленного срока ее возврата, возникает обязательство исчислить сумму НДС, выставить в адрес продавца ЭСЧФ, отразить оборот по реализации в налоговой декларации (расчете) по НДС за тот отчетный период, в котором возвращена такая тара. Подлежащая исчислению сумма НДС предъявляется покупателем продавцу в первичном учетном документе, оформляемом при возврате им возвратной тары, признаваемой реализуемой. Исчисленная сумма НДС определяется как произведение налоговой базы и ставки НДС в размере 20%.

3. Совершение операций с возвратной тарой, признаваемой реализуемой, в случае, когда покупатель – не плательщик НДС с оборотов по реализации либо бюджетная организация – плательщик НДС.

Как определено пунктом 6 статьи 130 НК организации и индивидуальные предприниматели по не признаваемым объектом налогообложения НДС товарам (работам, услугам), имущественным правам, индивидуальные предприниматели, применяющие общий порядок налогообложения без уплаты НДС, а также организации и индивидуальные предприниматели, применяющие особые режимы налогообложения без уплаты НДС, при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав:

НДС не исчисляют;

ЭСЧФ выставляют (направляют) в случаях, установленных      статьей 131 НК;

первичные учетные документы, применяемые при реализации (отгрузке) товаров (работ, услуг), имущественных прав, составляют (выписывают) без выделения сумм НДС и предъявления этих сумм покупателю. При этом в указанных документах делается запись или ставится штамп «Без НДС».

Согласно подпункту 2.6 пункта 2 статьи 115 НК объектом налогообложения НДС не признаются обороты по реализации бюджетными организациями приобретенных товаров, за исключением основных средств и нематериальных активов, по ценам их приобретения.

При возврате продавцам возвратной тары, следует учитывать следующее.

В случае, если покупатель, не являющийся плательщиком НДС с оборотов по реализации либо бюджетная организация – плательщик НДС, предъявит продавцу сумму НДС в первичном учетном документе при возврате возвратной тары с нарушением установленного срока, то есть признаваемой реализуемой, то такая сумма НДС признается излишне предъявленной и подлежит исчислению и уплате в бюджет (подпункт 7.1 пункта 7 и подпункты 8.1.4 и 8.1.5 пункта 8 статьи 129 НК). Возникает обязанность выставления ЭСЧФ в адрес продавца для осуществления последним вычета.

Следовательно, в первичных учетных документах в адрес продавца при возврате возвратной тары:

покупатель - бюджетная организация – плательщик НДС должна указать «Без НДС» – в случае возврата возвратной тары, как в установленный срок, так и с нарушением установленного срока;

покупатель – не плательщик НДС должен указать «Без НДС» – в случае, если возвратная тара возвращается в установленный срок;

покупатель – не плательщик НДС должен указать «Без НДС» с пометкой, что он не является плательщиком НДС – в случае, если возвратная тара возвращается с нарушением установленного срока, т.е. признается реализуемой.

Рекомендуется покупателю в графе 11 «Примечание» формы ТТН-1 (в случае ее выписки) указать стоимость с НДС и сумму НДС, предъявленную ранее продавцом по возвратной таре, невозвращенной покупателем в установленный срок (подпункт 2.1 пункта 2 настоящего письма).

4. Переходные положения. Выделение сумм НДС для вычета из стоимости возвратной тары.

Пунктом 4 статьи 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018  № 159-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь» предусмотрено, что подлежат вычету суммы НДС, предъявленные покупателю при приобретении до 01.01.2019 возвратной тары, стоимость которой включается с 01.01.2019 в налоговую базу у такого покупателя. Указанные суммы налога с 01.01.2019 признаются налоговыми вычетами в соответствии с законодательством и отражаются покупателем:

в бухгалтерском учете организаций;

в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения;

в учете доходов и расходов индивидуальных предпринимателей.

Применение вышеуказанной нормы возможно только в отношении сумм НДС, которые были предъявлены покупателю при приобретении возвратной тары до 01.01.2019 и отнесены соответственно на увеличение ее стоимости, и только при включении с 01.01.2019 стоимости такой тары в налоговую базу.

В случае самостоятельного выделения сумм НДС для вычета в целях исключения расхождений по камеральному контролю по предъявленным суммам НДС в полученных и подписанных ЭСЧФ по приобретенной возвратной таре в разделе Портала «Мои счета-фактуры», «Входящие», «Подписанные» с использованием сервиса портала «Управлять вычетами», необходимо скорректировать ранее проставленный признак «Не подлежит вычету», указав дату наступления права на вычет, определяемую в соответствии со статьей 132 НК.

Самостоятельное выделение сумм НДС для вычета не производится в случае, если:

предъявление сумм НДС не осуществлялось (ЭСЧФ не были получены);

производился ввоз тары с уплатой «ввозного» НДС, который в силу применяемого до 01.01.2019 законодательства должен был также относиться на увеличение стоимости ввезенной тары.

5. Ввоз (вывоз) возвратной тары на территорию Республики Беларусь (с территории Республики Беларусь):

5.1. во взаимной торговле с государствами – членами Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС).

Согласно пункту 2 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг, являющегося приложением № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Протокол), под товаром понимается реализуемые или предназначенные для реализации любое движимое и недвижимое имущество, транспортные средства, все виды энергии.

Поскольку тара, признаваемая возвратной, не является имуществом, реализуемым или предназначенным для реализации, то есть не является товаром для целей Протокола, являющегося международным договором, то при ввозе товаров в возвратной таре на территорию Республики и (или) вывозе с территории Республики Беларусь товаров в возвратной таре налоговые обязательства по НДС в отношении возвратной тары не возникают.

5.1.1. В отношении возвратной тары, ввезенной на территорию Республики Беларусь на условиях возвратности и невозвращенной белорусским покупателем в установленный срок, перешедшей ему в собственность по условиям договора (контракта) на приобретение товара в возвратной таре и (или) на основании иных документов:

не возникают обязательства по уплате «ввозного» НДС;

возникают обязательства по исчислению и уплате в бюджет НДС как при приобретении товара, находящегося на территории Республики Беларусь, согласно пункту 1 статье 114 НК при наступлении момента фактической реализации, определяемого согласно пункту 29 статьи 121 НК как день оплаты или день иного прекращения обязательств.

5.1.2. В отношении возвратной тары, вывезенной с территории Республики Беларусь на условиях возвратности и невозвращенной белорусскому продавцу в установленный срок, перешедшей в собственность нерезидента по условиям договора (контракта) на реализацию товара в возвратной таре и (или) на основании иных документов, обязательства по исчислению НДС не возникают, поскольку местом реализации такой тары территория Республики Беларусь не признается. Оборот отражается по строке 9 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС.

5.2. во взаимной торговле с государствами, с которыми применяется таможенный контроль и таможенное оформление.

5.2.1. При таможенном оформлении операций по импорту товаров в возвратной таре на территорию Республики Беларусь и вывозу возвратной тары с территории Республики Беларусь, как правило, возвратная тара помещается соответственно под таможенную процедуру временного ввоза (допуска) и под таможенную процедуру реэкспорта (статьи 219, 238 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза – далее – ТК ЕАЭС).

Согласно подпункту 2.21 пункта 2 статьи 115 НК объектами налогообложения НДС не признаются обороты по реализации товаров, помещенных под таможенную процедуру реэкспорта.

Таким образом, при возврате белорусским покупателем возвратной тары, помещенной под таможенную процедуру реэкспорта, объект налогообложения НДС отсутствует.  

5.2.2. При таможенном оформлении операций по экспорту товаров в возвратной таре с территории Республики Беларусь в случае помещения возвратной тары под таможенную процедуру временного вывоза (статья 227 ТК ЕАЭС) или под таможенную процедуру экспорта и невозвращенной белорусскому продавцу в установленный срок, перешедшей в собственность нерезидента по условиям договора (контракта) на реализацию товара в возвратной таре и (или) на основании иных документов, обязательства по исчислению НДС не возникают, поскольку местом реализации такой тары территория Республики Беларусь не признается. Оборот отражается по строке 9 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС.

 

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала PROnalogi .by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. О проезде машин по платным дорогам Беларуси во время II Европейских игр в 2019 году |

В целях комплексного урегулирования вопросов подготовки и проведения II Европейских игр 2019 года оператор системы BelToll принял решение, что в период с 10 июня по 10 июля 2019 г. освобождаются от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Беларуси пользователи платной автомобильной дороги.

2. О проверке бланков строгой отчетности |

Статьей 22 Налогового кодекса для субъектов хозяйствования предусмотрена обязанность осуществлять  проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя проверять - кому принадлежит бланк и действителен ли он.

3. Сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета |

Памятка об основных требованиях по заполнению документов персонифицированного учета и сроках их представления, которые определены в Правилах индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 8 июля 1997 г. № 837.

4. Ставки единого налога для ИП г. Минска, применяемые с февраля |

Применяемые (наименьшие) с февраля 2019 года ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, составленные на основе таблиц к решению Минского городского Совета депутатов от 30.03.2018 № 29 и приложения 24 к Налоговому кодексу.

5. О применяемых коэффициентах к ставкам земельных платежей и налога недвижимость |

В 2019 году к ставкам земельного налога и налога на недвижимость применяются коэффициенты установленные решением Мингорсовета от 21 декабря 2016 г. № 255, в которое в декабре 2018 г. были внесены изменения. В отношении арендной платы за землю применяются коэффициенты, которые действовали и в 2018 году.

6. Правительством определены основные направления упрощения налогового законодательства |

В Правительстве состоялось заседание рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь под председательством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Александра Турчина.

7. Населению будут доплачивать при скупке у них молока и мяса |

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси приняло постановление от 29 января 2019 г. № 11, в котором устанавливается размер надбавок при скупке у населения мяса крупного рогатого скота и коровьего молока, соответствующая информация размещена на Национальном правовом интернет-портале.

10. Применение льготных ставок по УСН при сдаче в аренду |

Имеет ли право вновь зарегистрированная организация  с местом регистрации в г. Орша на применение льготных ставок по УСН в случае, если ею по итогам за 2019 г. будет осуществлена только деятельность по сдаче в аренду имущества (в т. ч. не находящего в его собственности)?


12. О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления |

В целях повышения качества и прозрачности информации о финансовом положении и результатах деятельности организаций сектора государственного управления постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82 утверждена концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления и план основных мероприятий по реализации концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления.

13. Изменение порядка возврата государственной пошлины с 2019 года |

За возвратом государственной пошлины, независимо от того в какой бюджет она была уплачена, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обращаться с заявлением в налоговый орган по месту постановки на учет, а физические лица вправе обращаться  в любой налоговый орган районного уровня на территории  Республики Беларусь  независимо от того, где данный гражданин проживает и в каком налоговом органе стоит на учете.

14. Порядок определения налоговой базы земельного налога в 2019 году |

Налоговая база земельного налога определяется в порядке, предусмотренном главой 20 Налогового кодекса Республики Беларусь, в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

15. Новое в исчислении налоговой базы по налогу на доходы |

Как определяется налоговая база по доходам иностранных организаций, дата начисления которых согласно статье 191 Налогового кодекса Республики Беларусь приходится на период с 01.01.2019, от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление?

16. Налоговый период налога на доходы |

Налоговым периодом налога на доходы признается квартал, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы, если иное не установлено статьей 193 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).

По каким видам доходов иностранных организаций налоговый агент по налогу на доходы вправе выбрать на 2019 год дату начисления дохода (платежа) иностранной организации для целей исчисления налога на доходы?

17. С 1 апреля объекты налогообложения налогом на игорный бизнес будут учитывать в специальной компьютерной кассовой системе |

С 1 апреля 2019 г. объекты налогообложения налогом на игорный бизнес (игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор) будут ставиться на учет в специальной компьютерной кассовой системе (СККС), обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу».

18. Какой налог у ИП при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении? |

Индивидуальный предприниматель осуществляет автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении с использованием микроавтобусов. Является ли указанная деятельность объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц?

19. Аренда буровой установки у нерезидента. Какие налоги? |

Белорусская организация планирует взять в аренду буровую установку у резидента РФ. При оплате арендной платы за пользование буровой установки арендодателю (резиденту РФ) какие налоговые обязательства возникают у организации (резидента РБ)?

20. Подача декларации при получении дохода из-за границы |

Физическое лицо – налоговый резидент Республики Беларусь по договору с иностранной компанией в качестве независимого журналиста освещал выборы в Армении. Компания выплатила ему оговоренную сумму, удержав налоги, предусмотренные законодательством своего государства. Денежные средства расходовались им, в том числе, на оплату гостиницы, питание, проезд. Нужно ли физическому лицу подавать декларацию по подоходному налогу?

22. О налогообложении доходов нерезидентов при аренде, лизинге транспортных средств с 2019 года |

В связи с изменениями, внесенными в п. 1.3 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь, в частности в определение термина "роялти", МНС письмом от 23.01.2019 № 4-2-15/01091 разъяснило порядок применения  статьи «Роялти» («Доходы от авторских прав и лицензий») соглашений об избежании двойного налогообложения, применяемых Республикой Беларусь, к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, от аренды, лизинга транспортных средств, получаемым от источников в Республике Беларусь.

23. Срок представления декларация при прекращении деятельности представительства |

В какой срок должно с 01.01.2019 осуществляться представление налоговых деклараций (расчетов) и уплата налогов иностранными организациями при прекращении деятельности на территории Республики Беларусь?