Что нужно знать при сделках с организациями-монополистами |
С 3 августа 2018 г. вступают в силу изменения, внесенные в Закон Республики Беларусь от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» (далее — Закон № 94-З). Напомним, изменения были внесены Законом Республики Беларусь от 08.01.2018 № 98-З.
В частности, в новой редакции Закона № 94-З:
· сделан акцент на превентивных мерах реагирования антимонопольного органа на возможные нарушения антимонопольного законодательства (предостережение, предупреждение);
· в два раза увеличены пороговые значения балансовой стоимости активов и выручки, при превышении которых требуется получение согласия антимонопольного органа на осуществление экономической концентрации;
· предусмотрен ряд дополнительных мер, направленных на более эффективное пресечение злоупотреблений в отношении потребителей и конкурентов, оперативное реагирование на необоснованное повышение цен, ограничение конкуренции на рынке:
а) снижен порог, при котором хозяйствующие субъекты признаются доминирующими;
б) введена альтернатива применения методов для выявления монопольно высокой (низкой) цены;
в) закреплены применяемые на практике нормы о монопсоническом положении и установлен запрет на монопсонические цены при закупке товара;
г) расширена сфера действия Закона № 94-З в отношении некоммерческих организаций (союзов и ассоциаций);
· детализирован перечень форм недобросовестной конкуренции (например, установлены запреты на введение в заблуждение относительно места нахождения производителя товара, копирование или имитацию фирменного стиля);
· гармонизированы с Договором о Евразийском экономическом союзе подходы к запретам на картельные соглашения, действия и иные соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции;
· установлен запрет на действия, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции при закупках товаров;
· впервые предусмотрены отдельный процессуальный порядок рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, принятия решений, выдачи предписаний, их разъяснения, порядок и сроки обжалования решений и действий антимонопольного органа.
В настоящее время Министерство антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь (далее — МАРТ) уже начало работу по приведению актов законодательства в соответствие с новой редакцией Закона № 94-З. Рассмотрим некоторые особенности взаимоотношений с предприятиями-монополистами.
Включение организации-производителя в государственный реестр организаций-монополистов. Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках (далее — Государственный реестр), — это перечень индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность и (или) имеющих право на ее осуществление на территории Республики Беларусь и занимающих доминирующее положение на товарных рынках по определенной товарной позиции.
Порядок формирования и ведения Государственного реестра организаций-монополистов осуществляется антимонопольным органом по форме согласно приложению к Инструкции о порядке формирования и ведения Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, утвержденной постановлением МАРТ от 27.12.2017 № 62 (далее — Инструкция № 62).
Целью формирования и ведения Государственного реестра является определение перечня хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках, в отношении которых антимонопольным органом будет осуществляться контроль за объемом производства, уровнем цен (тарифов) и иными показателями деятельности, а также выработка и реализация мер в сфере противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции.
Включение хозяйствующего субъекта в Государственный реестр осуществляется на основании установления его доминирующего положения на товарном рынке в установленном законодательством порядке (п. 5 Инструкции № 62).
Согласно п. 2 ст. 6 Закона № 94-З доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке составляет 35% и более или менее 35%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из возможности хозяйствующего субъекта в одностороннем порядке определять уровень цены (тарифа) и оказывать решающее влияние на общие условия реализации товара на соответствующем товарном рынке, наличия экономических, технологических, административных или иных ограничений для доступа на товарный рынок и (или) ухода с товарного рынка, периода существования возможности хозяйствующего субъекта оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на товарном рынке.
Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта, доля которого на товарном рынке не превышает 15%, за исключением положения субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Доминирующим признается положение каждого из нескольких хозяйствующих субъектов, за исключением случая, предусмотренного п. 4 ст. 5 Закона № 94-З.
Основаниями для исключения хозяйствующего субъекта из Государственного реестра являются:
· утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке;
· ликвидация (прекращение деятельности) хозяйствующего субъекта.
В целях недопущения и пресечения факта злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением в случае его выявления в рамках контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган осуществляет контроль за объемом производства, уровнем цен (тарифов) и иными показателями деятельности хозяйствующего субъекта, занимающего такое положение (п. 6 ст. 5 Закона № 94-З).
Регулирование цен на товары, производимые организацией-монополистом. В соответствии с полномочиями, предоставленными Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Указ № 72), регулирование цен на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр, осуществляет МАРТ.
При этом государственные органы, осуществляющие регулирование цен (тарифов) на товары (работы, услуги) организаций-монополистов, вправе принимать решение о выборе конкретного способа регулирования исходя из государственных интересов и складывающейся социально-экономической ситуации в республике в порядке, установленном законодательством.
Выбор конкретного способа регулирования цен на производимые товары предусмотрен Инструкций о порядке регулирования цен (тарифов) на товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий, утвержденной постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 06.04.2018 № 20 (далее — Инструкция № 20), которая вступила в силу 17 июня 2018 г.
Согласно п. 2 Инструкции № 20 конкретный способ регулирования цен на конкретные виды товаров, производимых и реализуемых на территории Республики Беларусь организациями-монополистами, устанавливается МАРТ в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством.
Порядок установления и применения цен. Порядок установления и применения цен (тарифов) на производимые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) организаций-монополистов определен п. 4 Инструкции № 20, согласно которому отпускные цены (тарифы) на указанные товары (работы, услуги) устанавливаются организациями-монополистами на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров (работ, услуг), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 4 Инструкции № 20 отпускные цены (тарифы) на производимые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) устанавливаются организациями-монополистами на основе плановых затрат (себестоимости) на производство и реализацию товаров (работ, услуг), налогов и иных обязательных платежей, установленных законодательством, прибыли, с учетом конъюнктуры рынка и ограничений, установленных в соответствии с законодательством.
В свою очередь, плановые затраты (себестоимость) определяются организациями-монополистами самостоятельно исходя из принятой учетной политики, включающей вопросы ценообразования, с учетом отраслевых рекомендаций по планированию, учету и калькулированию себестоимости товаров (работ, услуг), а также нормативных правовых актов по вопросам формирования затрат на основе раздельного учета затрат по каждой товарной позиции, по которой они включены в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь (республиканский и местный уровни), и (или) Государственный реестр субъектов естественных монополий. При отсутствии раздельного учета затрат по видам товаров (работ, услуг) затраты распределяются в соответствии с учетной политикой. Затраты рассчитываются по нормам (нормативам), утверждаемым организацией-монополистом самостоятельно, если иное не установлено законодательством.
При этом следует обратить особое внимание, что в связи с тем, что товары (работы, услуги) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Государственный реестр организаций-монополистов (республиканский и местный уровни), включены в Перечень, определенный в п. 1 Указа № 72, юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны составлять экономические расчеты, подтверждающие уровень этих цен (тарифов) на товары (работы, услуги) (п. 2.1-1 Указа № 72).
Данное требование не распространяется на:
· юридические лица, применяющие упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и ведущие учет в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН;
· юридические лица, применяющие установленные в соответствии с законодательством фиксированные цены (тарифы);
· крестьянские (фермерские) хозяйства;
· юридические лица при реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции;
· юридические лица при реализации товаров на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа».
Необходимость подтверждения отпускных цен экономическими расчетами (плановой калькуляцией с расшифровкой статей затрат (материальных, трудовых, накладных и проч.)) также определена п. 6 Инструкции № 20.
Применение предельных нормативов рентабельности.
<...>