Долги наши тяжкие… |
Кто будет выкупать проблемные долги госпредприятий у банков? Таким вопросом все чаще задаются эксперты в последнее время. На прошедшем недавно совещании в Национальном банке Республики Беларусь было отмечено, что в белорусской экономике накопилось критическое количество так называемых плохих долгов. Речь идет не только о долгах физических лиц, хотя и о них тоже, но в основном обсуждается проблема плохих долгов госпредприятий. В частности, в бюллетене о результатах деятельности госсектора за II квартал 2018 г. говорится, что на предприятия с госкапиталом приходится 85% совокупной просроченной задолженности по кредитам и займам. Мало того, в бюллетене о финансовой стабильности Национальный банк Республики Беларусь оценивает в 14% ВВП долги, которые госпредприятия «с высокой степенью вероятности» не смогут самостоятельно вернуть.
Ситуация столь критична, что для ее решения была создана межведомственная рабочая группа, состоящая из семи подгрупп. Более ста человек (в основном представители госорганов и банков) изучали мировой опыт и готовили предложения по созданию национального рынка проблемных долгов. К настоящему времени подготовлен проект концепции создания долгового рынка, однако перспективы реализации этого документа остаются туманными. Дело в том, что «товар», которым планируется торговать на этом рынке, весьма специфический — необслуживаемые кредиты, причем зачастую это долги госпредприятий.
Вообще, в странах с рыночной экономикой банки продают проблемные долги с дисконтом организациям, которые специализируются на взыскании проблемной задолженности. В Беларуси только в этом году банки получили право продавать подобные долги с дисконтом, но остался нерешенным вопрос, какой дисконт можно устанавливать. То есть рабочая группа пыталась ответить, собственно, на два вопроса: определение справедливой стоимости проблемных долгов и самое главное — кому можно их продать в рамках страны.
Тема оказалась деликатной. Ведь в основном речь идет о долгах госпредприятий. Соответственно, если банк продает их с большим дисконтом, то такими сделками могут заинтересоваться правоохранительные органы, способные усмотреть корыстную заинтересованность в деятельности продавца. А если дисконт при продаже проблемного долга будет небольшим, то его могут не купить и он будет продолжать «висеть» на балансе банка и портить его финансовые показатели.
В Правительстве считают, что в стране нужно создавать не только механизм взыскания проблемной задолженности, но и систему оздоровления проблемных предприятий, которые оказались в долгах.
Для решения проблемы выдвигаются самые разные предложения. Рыночный подход заключается в том, что нужно определять справедливую стоимость проблемного долга с учетом чистых активов, которые есть у заемщика. Альтернативный подход выражается в том, что госпредприятия — это собственность всего народа, и за невысокую цену их долги продавать нельзя.
Выдвигается и такое предложение: реструктурировать проблемную задолженность путем вхождения банка в акционерный капитал проблемного заемщика. Это сложный путь, но на сегодняшний день самый реальный.
А на вопрос, кто этим будет заниматься, предлагаются разные варианты ответа. Например, банки, и некоторые шаги в этом направлении уже предприняты.
Так, в мае нынешнего года Главой государства был подписан Указ от 24.05.2018 № 200 «О реструктуризации задолженности и прекращении обязательств». Документ вступил в силу 30 мая 2018 г. и внедрил новые инструменты реструктуризации долгов организаций.
Например, было установлено, что банки, ОАО «Банк развития Республики Беларусь» (далее — банки) вправе в рамках реструктуризации задолженности по кредитным договорам приобретать в собственность акции (доли в уставных фондах) хозяйственных обществ без получения разрешения Национального банка.
<...>