Контрольная деятельность: правила 2018 года |
Яна ГЛИНСКАЯ,
экономист
В Республике Беларусь установлен единый порядок проведения контрольной (надзорной) деятельности, правовую основу которого составляет Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее — Указ № 510).
С 1 января 2018 г. правила проведения контрольной (надзорной) деятельности существенно изменились в связи с принятием Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2017 № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» (далее — Указ № 376). Этим документом внесен ряд изменений в Указ № 510, касающихся общего порядка государственного контроля (надзора), контролирующих (надзорных) органов и их сфер контроля (надзора), правил организации и проведения проверок, проведения мониторинга, ответственности за нарушения порядка проверок.
Действие норм Указа № 510. Указом № 376 из сферы действия Указ № 510 выведен целый ряд контрольных мероприятий.
Контролирующий (надзорный) орган вправе проводить проверку, если этот орган включен в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденный Указом № 510. Делегирование контролирующими (надзорными) органами своих контрольных (надзорных) полномочий иным юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям (п. 1 Указа № 510), а также осуществление проверок, мониторингов и мероприятий технического (технологического, поверочного) характера коммерческими организациями не допускается, за исключением случая, предусмотренного ч. 7 п. 1. Указа № 510.
Указом № 376 оптимизирован и значительно сокращен перечень контролирующих органов. Устранено дублирование функций контролирующих (надзорных) органов посредством исключения у отдельных из них вопросов контроля, которые одновременно были возложены и на иные контролирующие (надзорные) органы.
Расширены полномочия Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь в сфере государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.
Уточнена сфера контроля Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (далее — Минприроды) и его территориальных органов.
Внесены изменения в сферу контроля (надзора) Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (далее — Минсельхозпрод), Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода и государственных организаций, подчиненных Минсельхозпроду.
Уточнена сфера контроля Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее — Минтруда). На Минтруда, Фонд социальной защиты населения и его территориальные органы возложен контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании, на Минтруда, Департамент государственной инспекции труда и его территориальные подразделения — надзор за соблюдением законодательства о труде и об охране труда.
Внесен ряд изменений в сферу контроля (надзора) Министерства финансов Республики Беларусь (далее — Минфин). Из сферы контроля Минфина и его территориальных органов исключены: контроль за состоянием ведомственного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, надзор за выполнением страховыми организациями и страховыми брокерами законодательства об оплате труда, государственный пробирный надзор, контроль за выполнением государственного заказа на поставку драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь. Из сферы контроля территориальных органов Минфина исключены вопросы контроля и надзора за выпуском, обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг и фондовых бирж. Сфера контроля за эмиссией (выдачей), обращением и погашением ценных бумаг, деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг возложена теперь только на Минфин и Департамент по ценным бумагам Минфина.
Из сферы контроля Министерства экономики Республики Беларусь исключен контроль за целевым использованием средств, выделяемых из республиканского бюджета в рамках программ государственной поддержки малого предпринимательства на оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства, субъектам инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства.
Дополнено, что Государственный комитет по имуществу и его территориальные органы осуществляют надзор за соблюдением законодательства о картографической деятельности.
Из сферы контроля Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь исключен контроль за соблюдением требований технических нормативных правовых актов при строительстве, утвержденной проектной документации при выполнении строительно-монтажных работ, а также за соответствием используемых при строительстве материалов, изделий и конструкций проектным решениям и требованиям обязательных для соблюдения технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации для обеспечения эксплуатационной надежности и безопасности. Одновременно в сферу контроля Госстандарта и областных (по Минской области и г. Минску) инспекций государственного надзора за соблюдением требований технических регламентов и стандартов и государственного метрологического надзора включен государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза, Евразийского экономического союза.
<...>