Проставлять печать или нет? |
Светлана ДОБРИЯНИК,
главный редактор журнала «Налоговый вестник»
Как известно, 26 февраля 2018 г. вступил в силу п. 3.11 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — Декрет № 7), отменяющий требование использовать печать. Однако в каждой конкретной ситуации все равно возникает вопрос о необходимости ее использования.
Попробуем разобраться. На сегодняшний день известно, что в целях реализации положений Декрета № 7 Советом Министров Республики Беларусь утвержден план необходимых мероприятий, в числе которых значится и корректировка НПА, закрепляющих требование об обязательном использовании печати субъектами хозяйствования.
Так, уже разработан проект закона, предусматривающий в том числе корректировку ст. 186 Гражданского кодекса Республики Беларусь, согласно которой требуется проставление печати, например, на доверенности, выдаваемой юридическим лицом.
Что делать субъектам хозяйствования до тех пор, пока эти изменения не приняты? Ставить печать или нет? Специалисты рекомендуют руководствоваться п. 8 Декрета № 7, согласно которому до приведения норм законодательства в соответствие с Декретом № 7 следует руководствоваться ими только в той части, которая не противоречит ему. Что это значит?
Это значит, что до приведения законодательства в соответствие с Декретом № 7 юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе не проставлять печать на документах. То есть это не будет нарушением законодательства.
Однако, по мнению юристов, если субъект хозяйствования хочет использовать печать в работе, это лучше прямо предусмотреть в уставе общества — для того, чтобы не входить в противоречия с положениями Декрета № 7.
Вопрос о внесении изменений в устав (а именно — об исключении из него требования о наличии печати) юридическое лицо решает самостоятельно.
Верно и обратное: в случае если принято решение отказаться от печати, соответствующие корректировки лучше внести и в устав.
Электронная цифровая подпись (ЭЦП). Останутся ли в силе положения Декрета № 7 в части отмены использования печати в случаях применения ЭЦП? Как нормы об ЭЦП сейчас соотносятся с п. 3.11 документа?
В данном случае следует помнить, что в соответствии с ч. 4 ст. 23 Закона Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи» ЭЦП представляет собой аналог собственноручной подписи. При этом ЭЦП может применяться как аналог оттиска печати или штампа.
То есть прямой связи между правом субъектов хозяйствования использовать печать и требованием перейти на заверение документов ЭЦП нет. Однако, очевидно, отказ от использования печати приведет к тому, что ЭЦП будет использоваться шире.
Оформление документов. Проставление печати всегда было лишь дополнительным средством придания документам юридической силы — дополнительным, но далеко не основным. Так, если документ, исходящий из организации, можно индивидуализировать (определить его принадлежность) только по стоящей на нем печати, — это уже изначально неверно составленный документ.
Информация, которая указывается на печати, чаще всего отражается на бланке организации или угловом штампе либо вытекает из содержания документа. Изменение наименования и (или) местонахождения организации всегда влекло для субъекта хозяйствования необходимость изготовить новую печать. При этом бывали случаи, когда организации использовали печать, содержащую недостоверную информацию.
<...>