Урегулирован вопрос применения норм расхода топлива в области транспортной деятельности |

Поставлена точка в дискуссиях о признании сверхнормативными норм расхода топлива.
Напомним, с 1 января 2019 г. вступили в силу изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК). Некоторые из изменений носили уточняющий характер. В отношении норм расхода топлива в области транспортной деятельности теперь следует руководствоваться п. 1.2 ст. 171 НК, согласно которому к нормируемым затратам относятся затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством.
При отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых — в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.
Согласно п. 6 Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 31.12.2008 № 141 (далее — Инструкция № 141), в отношении транспортных средств нормы расхода топлива устанавливаются Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
При этом руководитель организации имеет право только понижать нормы расхода топлива, установленные Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.
В случае приобретения новой модели (модификации) автотранспорта, для которой отсутствует разработанная Министерством транспорта норма расхода топлива, организация применяет временную норму либо при наличии письменного подтверждения завода-изготовителя о том, что у данной модификации транспортного средства нет конструктивных отличий от соответствующей модели автомобиля, влияющих на расход топлива, — норму расхода топлива на соответствующую модель транспортного средства.
В качестве временной нормы приказом руководителя утверждается контрольный расход топлива, указанный заводом-изготовителем в технической документации на автомобиль. Если данные о контрольном расходе топлива отсутствуют, руководитель организации устанавливает временную норму самостоятельно. Временную норму можно применять не более 6 месяцев (п. 7 Инструкции № 141).
По сложившейся в республике практике при отсутствии установленных норм организации обращались в республиканское унитарное предприятие «Белорусский научно-исследовательский институт транспорта «Транстехника» (далее — БелНИИТ «Транстехника») для заключения договора и оплаты услуги по установлению таковых.
Пиcьмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 19.07.2019 № 2-2-10/Ас-01131 «О рассмотрении обращения» было разъяснено, что, если нормы расхода топлива, разработанные БелНИИТ «Транстехника», не установлены Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, они не являются нормами, установленными в соответствии с законодательством, и, следовательно, затраты на топливо, рассчитанные исходя из таких норм, будут признаваться сверхнормативными.
Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 01.08.2019 № 44 установлены нормы расхода топлива в области транспортной деятельности. Действие данного документа распространяется на отношения, возникшие с 11 апреля 2016 г.
Урегулирован вопрос, который возник в отношении норм, разработанных и утвержденных с 11 апреля 2016 г. БелНИИТ «Транстехника».
Таким образом, в настоящее время установленными в соответствии с законодательством являются нормы в области транспортной деятельности, включенные в следующие постановления Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь:
<...>