Комментарий к Указу от 08.04.2021 № 140 «О выбытии имущества» |
В целях оптимизации активов и повышения прибыли (недопущения убытков) организаций был принят Указ Президента Республики Беларусь от 08.04.2021 № 140 «О выбытии имущества» (далее — Указ № 140).
Отметим, что с 01.01.2015 до 01.01.2017 организации могли применять нормы Указа Президента Республики Беларусь от 07.08.2015 № 345 «О выбытии имущества».
С 01.01.2017 до 01.01.2021 организации могли применять нормы Указа Президента Республики Беларусь от 15.08.2017 № 284 «О выбытии имущества» (далее — Указ № 284).
Что предусматривает Указ № 140?
Указ № 140 устанавливает, что организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь») вправе по 31 декабря 2023 г. при выбытии имущества, названного в п. 2 Указа № 140, путем его безвозмездной передачи, списания или реализации относить за счет добавочного капитала в пределах его остатка и нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) в оставшейся сумме:
· при безвозмездной передаче — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его передачей;
· при списании — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его списанием, за вычетом стоимости полученных при списании и принятых к бухгалтерскому учету материальных ценностей (при их наличии);
· при реализации — сумму остаточной стоимости (стоимости) имущества и расходов, связанных с его реализацией, за вычетом доходов от его реализации (без учета налога на добавленную стоимость) (ч. 1 п. 1.1 Указа № 140).
Нормы ч. 1 п. 1.1 Указа № 140 схожи с аналогичными нормами Указа № 284.
Важной особенностью является то, что остаточная стоимость (стоимость) и расходы, отнесенные в порядке, установленном в ч. 1 п. 1.1 Указа № 140, не учитываются при налогообложении (ч. 2 п. 1.1 Указа № 140).
Относительно Указа № 284, применявшегося до 01.01.2021, порядок налогообложения был разъяснен письмом Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 24.01.2019 № 2-2-10/00223 «О налоге на прибыль».
Также Указ № 140 устанавливает, что организации (за исключением бюджетных организаций, Национального банка, банков, небанковских кредитно-финансовых организаций, ОАО «Банк развития Республики Беларусь») вправе по 31 декабря 2023 г. при приеме безвозмездно полученного имущества, названного в п. 2 Указа № 140, определять первоначальную стоимость по остаточной стоимости (стоимости), числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны на первое число месяца, в котором произошла его передача (п. 1.2 Указа № 140).
Подобная норма содержалась и в Указе № 284.
В порядке, установленном в п. 1 Указа № 140, может производиться выбытие (прием) следующего имущества (долей в праве собственности на него), учитываемого в составе основных средств и вложений в долгосрочные активы:
· находящегося в государственной собственности и закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за государственными юридическими лицами;
· находящегося в государственной собственности и переданного в соответствии с актами законодательства в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам, республиканским государственно-общественным объединениям;
· принадлежащего хозяйственным обществам, созданным в процессе приватизации арендных предприятий, а также преобразования государственных, государственных унитарных, арендных и коллективных (народных) предприятий, колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов);
· находящегося в собственности организаций потребительской кооперации, а также закрепленного на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за созданными ими юридическими лицами;
· принадлежащего организациям, передаваемого в государственную собственность (п. 2 Указа № 140).
Подобные нормы содержались и в Указе № 284.
Отметим, что согласно п. 2 Указа № 140 в порядке, установленном в п. 1 Указа № 140, может производиться выбытие (прием) имущества, принадлежащего организациям, передаваемого в государственную собственность.
До 2021 года в п. 2 Указа № 284 содержалась норма о возможности применения п. 1 данного Указа в отношении имущества, принадлежащего коммерческим и некоммерческим организациям, передаваемого в государственную собственность.
Важно обратить внимание на следующее: в порядке, установленном в п. 1 Указа № 140, может производиться выбытие не любого имущества, а только учитываемого в составе основных средств и вложений в долгосрочные активы, перечисленного в п. 2 Указа № 140.
Указ № 140 вступил в силу 11.04.2021 (после его официального опубликования) и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г. (п. 5 Указа № 140).
Применение Указа № 140 — право (а не обязанность) организации, его применение закрепляется учетной политикой
Организация при отражении выбытия и поступления имущества может применять как порядок, предусмотренный Указом № 140 (для тех случаев, на которые распространяется данный Указ), так и общеустановленный порядок, предусмотренный нормами Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее — Инструкция № 26), Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29.06.2011 № 50 (далее — Инструкция № 50), Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи (далее — Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи), Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, утвержденных постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112.
По мнению автора, применять нормы Указа № 140 организация может выборочно. Например, применять нормы Указа № 140 в отношении выбытия имущества, названного в п. 2 данного Указа, путем его безвозмездной передачи, списания или реализации и не применять в отношении определения первоначальной стоимости безвозмездно полученного имущества по остаточной стоимости, числящейся в бухгалтерском учете передающей стороны.
Если организация решит применять в своей деятельности нормы Указа № 140, свой выбор согласно нормам Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) организации следует закрепить в учетной политике.
Учетная политика — совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, принятая организацией (абз. 22 ст. 1 Закона № 57-З).
Способы ведения бухгалтерского учета — применяемые при ведении бухгалтерского учета и (или) составлении бухгалтерской отчетности способы первичного наблюдения, виды учетной оценки, способы группировки и обобщения хозяйственных операций (п. 2 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 10.12.2013 № 80) (далее — НСБУ № 80).
Пунктом 6 ст. 9 Закона № 57-З предусмотрено, что учетная политика организации не изменяется, за исключением случаев, предусмотренных ч. 1 п. 7 ст. 9 Закона № 57-З.
Частью 1 п. 7 ст. 9 Закона № 57-З предусмотрено, что изменения в учетную политику организации могут быть внесены в случае:
· изменения законодательства Республики Беларусь;
· изменения способов ведения бухгалтерского учета, применение которых приведет к повышению правдивости и уместности содержащейся в отчетности организации информации;
· принятия решения о реорганизации или ликвидации организации.
Поскольку на начало года у организаций отсутствовала вариантность бухгалтерского учета рассматриваемых хозяйственных операций, организации, как правило, не оговаривали общепринятые способы ведения бухгалтерского учета в учетной политике, следовательно, изменения в учетную политику не вносятся.
Однако следует отметить, что в случае необходимости организации могут вносить дополнения в учетную политику. Дополнения в учетную политику не считаются изменениями в учетную политику, если соответствующие способы и методы учета не были уже оговорены в учетной политике. Закон № 57-З не содержит запрета на внесение дополнений в учетную политику в течение отчетного года.
Обоснования дополнений в учетную политику указываются в примечаниях к бухгалтерской отчетности. Дополнения к учетной политике организации должны быть обоснованы, подписаны главным бухгалтером организации, руководителем организации или индивидуальным предпринимателем, оказывающими услуги по ведению бухгалтерского учета и составлению отчетности, и утверждены руководителем организации.
Как уже отмечалось, Указ № 140 вступил в силу 11.04.2021 и распространяет свое действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г. (п. 5 Указа № 140). Таким образом, если организация желает применять нормы Указа № 140 с 1 января 2021 г., ей следует внести дополнения в учетную политику на дату вступления в силу данного Указа и распространить их действие на отношения, возникшие с 1 января 2021 г.
Примечания к бухгалтерской отчетности должны содержать способы ведения бухгалтерского учета, принятые в организации согласно учетной политике (абз. 3 п. 51 Национального стандарта бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность», утвержденного постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 12.12.2016 № 104).
В примечаниях к бухгалтерской отчетности подлежит раскрытию информация о дополнениях учетной политики, в частности, содержание и причины дополнений учетной политики.
При составлении консолидированной отчетности организациям необходимо учитывать следующее.
<...>