Как избежать ошибок при ценообразовании на строительные материалы (с учетом регулирования цен) |
В соответствии с нормами национального законодательства строительные материалы, изделия, конструкции, используемые при строительстве объектов (за исключением строительства автомобильных дорог, мостов и тоннелей), финансируемых полностью или частично за счет средств республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов, внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства Республики Беларусь, кредитов банков Республики Беларусь под гарантии Правительства Республики Беларусь и областных, Минского городского исполкомов (далее — бюджетные средства), а также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов), включены в Перечень товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 25.02.2011 № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» (далее — Перечень № 72, Указ № 72 соответственно). Полномочия по регулированию цен на строительные материалы, изделия, конструкции, определенные Указом № 72, предоставлены Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Ограничения, установленные законодательством при определении регулируемых цен
Порядок установления и применения цен на товары, указанные в Перечне № 72, определен Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22.07.2011 № 111 (далее — Инструкция № 111). Действие Инструкции № 111 распространяется на юридические лица и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров, ввоз товаров на территорию Республики Беларусь для дальнейшей их реализации на территории республики, к которым относятся и оптовые организации.
Ограничения, применяемые при формировании цен на строительные материалы, изделия, конструкции, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, установлены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 06.05.2017 № 13 «Об отдельных вопросах регулирования цен на строительные материалы, изделия, конструкции» (далее — Постановление № 13). Они касаются субъектов хозяйствования всех форм собственности, в том числе импортеров, а также организаций, которые используют строительные материалы, изделия, конструкции при строительстве объектов.
Ошибка № 1. Неправильное формирование цен. Отпускные цены на строительные материалы, изделия, конструкции, ввезенные на территорию Республики Беларусь, в отношении которых осуществляется государственное регулирование, реализуемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определяются исходя из контрактной цены, расходов по импорту (таможенных сборов и пошлин, процентов по кредитам (займам, гарантиям), исчисленных до момента оплаты покупателем за поставляемые товары согласно договору, иных расходов, связанных с выполнением установленных законодательством требований при выпуске товаров в свободное обращение), расходов на страхование груза, транспортных расходов, связанных с приобретением товара, и предельной максимальной надбавки в размере 10% от контрактной цены (п. 2 Постановления № 13).
Ситуация 1
Организация-импортер «И» (г. Минск) 14.09.2018 ввезла из Польши 20 т шпатлевки цементной «Sopro AMT468» (код ТН ВЭД ЕАЭС — 3214 10 900 0) (фасованной, упакованной в потребительскую упаковку развесом 25 кг). Контрактная цена на шпатлевку установлена в размере 247 евро за 1 т. Ее таможенная стоимость составила 14 340 руб. (условная величина: заявлена в декларации таможенной стоимости).
По условиям внешнеторгового договора шпатлевка ввезена в Республику Беларусь на условиях EXW (франко-завод), то есть самовывоз с привлечением сторонней транспортной организации, и помещена под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (свидетельство от 14.09.2018 № 159). При ее ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь организация «И» уплатила:
· ввозную таможенную пошлину в размере 5%;
· сбор за совершение таможенных операций в размере 120 руб.;
· НДС по ставке 20%.
Согласно договору на транспортное обслуживание, заключенному организацией-импортером «И» со сторонней транспортной организацией, стоимость услуг по доставке шпатлевки со склада польской организации-производителя на склад, определенный импортером на территории Республики Беларусь, равна 2 020 руб. (без НДС). Расходы по страхованию груза (без НДС) составили 80 руб. (условно). Иные расходы, связанные с выполнением установленных законодательством требований при импорте шпатлевки (без НДС), — 399 руб. (условно).
Официальный курс евро, установленный Национальным банком Республики Беларусь на дату формирования отпускной цены (17.09.2018), составил 2,4996 руб. за 1 евро; на дату представления таможенной декларации при помещении продукции под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления (14.09.2018) — 2,5009 руб. за 1 евро.
Шпатлевка ввезена организацией-импортером «И» для дальнейшей реализации строительным и другим организациям-покупателям.
Согласно товаросопроводительным документам (ТТН-1 от 18.09.2018 № 45) организация «И» реализовала шпатлевку строительной организации «С» для использования в строительстве объектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета.
Последовательность определения отпускной цены на 1 т шпатлевки иностранного производства фасованной, применяемой организацией-импортером «И» при ее реализации строительной организации «С» для использования в строительстве объектов, финансируемых за счет бюджетных средств, будет такой:
<...>