Консульский сбор |
Уплату сбора регламентирует гл. 25 «Консульский сбор». Обращаем внимание на ст. 276 «Объекты обложения консульским сбором», изменение в абз. 3 которой (по сравнению с ранее действовавшей редакцией) направлено на предоставление права удерживать консульский сбор при принятии отрицательных решений по результатам рассмотрения заявлений граждан о выдаче документа (например, паспорта лицу, постоянно проживающему в Республике Беларусь).
Учитывая количество отрицательных решений по заявлениям об оформлении документов для выезда из Республики Беларусь и (или) въезда в Республику Беларусь, ежегодно выносимых загранучреждениями Республики Беларусь, реализация данного предложения приведет к увеличению доходов бюджета на сумму от 5 000 до 7 000 евро ежегодно.
Статья 277 «Льготы по консульскому сбору». Нормы п. 1.6, 1.7 ст. 277 НК-2019 приняты с целью отмены практики взимания консульского сбора за постановку граждан Республики Беларусь на временный консульский учет в загранучреждениях.
Это позволит существенно оптимизировать учет временно пребывающих и проживающих за пределами Республики Беларусь граждан Республики Беларусь в загранучреждениях, что расширит их возможности по оказанию консульской помощи белорусским гражданам (в первую очередь в экстремальных ситуациях) и обеспечит более точные статистические данные о проживающих за пределами Республики Беларусь гражданах Республики Беларусь.
Статья 278 «Ставки консульского сбора». Нормы п. 2 ст. 278 НК приняты в связи с тем, что осуществление консульских действий вне рабочего времени в периоды пиковой нагрузки по обращениям заявителей для осуществления консульских действий в загранучреждения Республики Беларусь (например, в летний период) не может быть отнесено к разряду исключительных ситуаций, а оформление свидетельств на возвращение в Республику Беларусь в выходные и праздничные дни осуществляется в связи с утратой гражданами Республики Беларусь своих проездных документов и необходимостью срочного возвращения на родину (то есть в связи с экстремальными ситуациями).
Положения п. 4 ст. 278 НК позволяют расширить толкование данной статьи также в отношении заявителей, постоянно проживающих за пределами Республики Беларусь, однако не состоящих на консульском учете в загранучреждении.
Пунктом 6 ст. 278 НК уточнены критерии отнесения граждан, обращающихся в загранучреждения Республики Беларусь за совершением консульских действий, к льготной категории «пенсионер».
Норма, содержащаяся в данном пункте, направлена на поддержку лиц с невысоким доходом, в то время как пенсионеры, к примеру, в Германии или США к таковым не относятся. Кроме того, имеются сложности в соотнесении норм, касающихся пенсионеров, в иностранном и белорусском законодательстве (пенсионный возраст, подтверждающие документы и т.д.). При этом в НК сохраняется возможность освобождения малоимущих пенсионеров по решению руководителя загранучреждения от уплаты данного сбора.
Изменение метода округления ставок консульских сборов при осуществлении их конверсии из евро в другую валюту уменьшит влияние небольших колебаний обменных курсов валют на ставку консульского сбора, что, как следствие, обеспечит сокращение частоты перерасчета ставок консульских сборов, определяемых в отличной от евро валюте.
<...>