Новости

Для спасения реального сектора нужны миллиардные инвестиции |

Количество просмотров: 1396
Правительство определило перечень из сотни наиболее значимых белорусских предприятий. Для них предусмотрена государственная поддержка в виде различных преференций. Эксперты не видят в правительственном списке точек роста и считают, что для спасения реального сектора требуются миллиардные инвестиции, которых нет.

Меньше денег под жесткий контроль

106 предприятий реального сектора белорусской экономики определены правительством как наиболее значимые.

В этот список входят Минский автомобильный завод, Минский тракторный завод, «Амкодор», «Нафтан», «Полимир» и прочие компании.

Как отметил заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Георгий Гриц, правительство включало предприятия в перечень наиболее значимых по двум основным критериям — по количеству рабочих мест и вкладу в формирование ВВП.

Для приоритетных предприятий правительством предусмотрена финансовая поддержка. Речь идет об участии в государственных программах, кредитах под гарантии правительства, компенсации процентов по кредитам, освобождении от уплаты пошлин за ввоз импортного оборудования и прочих налоговых преференциях.

«Смотрим каждое предприятие в отдельности и вырабатываем вместе с банками решения по снижению существующей кредитной нагрузки, помогаем пересмотреть бизнес-планы, принимаем иные меры, чтобы предприятия могли вздохнуть свободно», — рассказал на недавнем заседании правительства белорусский премьер-министр Андрей Кобяков.

При этом, по его словам, предприятиям необходимо активно заниматься вопросами возврата просроченной дебиторской задолженности и поиском новых рынков сбыта.

«Если предприятие четко видит рынки сбыта, имеет гарантированные экспортные контракты, то для него банки всегда найдут средства. Финансировать предприятия ради производства на склад никто не будет», — подчеркнул глава правительства.

То есть, правительство стремится ужесточить контроль над ресурсами, сделать их более адресными и окупаемыми, пояснил Георгий Гриц.

«Некоторые предприятия отказывались быть включенными в перечень, потому что их берут под стопроцентный контроль», — отметил эксперт.

Вместе с тем, размеры финансовой поддержки для белорусских предприятий в этом году будут сокращены. В частности, общий объем кредитования с господдержкой программ и мероприятий снижен на 36% до 44,2 трлн. рублей. Государственная инвестиционная программа оптимизирована на 40%.

«Теперь за две копейки надо сделать то, что было за два рубля! Эти меры должны предполагать меньшее количество инвестиционных проектов, более адресные проекты с большей окупаемостью, более точные приоритеты и так далее», — считает зампредседателя БНПА.

Отсутствие точек роста, миллиардные инвестиции, ставка на средний бизнес

В целом эксперт не видит в правительственном списке тех предприятий, которые могли бы выступить драйверами роста для белорусской экономики.

«Практически все предприятия из этого списка за исключением нефтянки являются дотируемыми. Это продукт реализуемой в Беларуси политики, ее бремя и заслуга. Среди них нет явных точек роста, которые через 10 лет позволят трансформировать экономику в пятый, шестой технологический уклад», — отметил Георгий Гриц.

Экономист Александр Обухович также считает принимаемые правительством меры по поддержке крупных предприятий неэффективными. По мнению аналитика, для спасения реального сектора экономики требуются миллиардные инвестиции.

«Крупные предприятия требуют огромных вливаний, чтобы из них получился толковый бизнес. Без этого выиграть конкурентную борьбу, которая только обостряется в условиях кризиса, даже на российском рынке практически невозможно», — отметил эксперт.

Если поставить перед человеком задачу построить дом, но давать ему только по одному кирпичу в месяц, то дом он не построит. У нынешней господдержка крупных предприятий схожая эффективность, считает Александр Обухович.

По его оценкам, для вывода, например, «Интеграла» на более-менее жизнеспособный уровень нужно около 5-7 млрд. долларов, для Минского автомобильного завода — около 5 млрд. долларов инвестиций.

«В республике таких денег нет, поэтому волей-неволей для выживания придется идти на союзы и компромиссы. Недаром перед кризисом прошла волна слияний и поглощений, но мы этого делать не умеем», — говорит экономист.

Он предлагает реструктуризировать белорусскую экономику и сделать ставку на малый и средний бизнес.

«В Германии у 90% предприятий численность работников менее 500 человек. В кризис они пострадали меньше всех. То есть, сама структура нашей экономики, которая за последние годы не изменилась и представляет собой сборочный цех Советского союза, на сегодняшний день нежизнеспособна», — уверен Обухович.

"Белорусские новости"


Поделиться в соцсетях:


Свежие статьи на портале

2. Проверкой УДФР предотвращен незаконный возврат НДС |

Работники УДФР КГК по Минской области и г. Минску во взаимодействии с сотрудниками ИМНС по Минскому району предотвратили незаконный возврат НДС в размере 586 тыс. рублей – пересечена противоправная деятельность группы граждан Беларуси, которые похищали денежные средства из государственного бюджета.

3. Нацбанк разъяснил о действиях признаваемых недобросовестными практиками |

В целях обеспечения прозрачности условий оказания физическим лицам банковских услуг, повышения их качества, а также обеспечения информационной открытости рынка банковских услуг Нацбанк рекомендует банкам и небанковским кредитно-финансовым организациям при осуществлении операций по кредитованию и привлечению денежных средств физических лиц во вклады (депозиты) не допускать совершения действий (бездействия), признаваемых недобросовестными практиками.

4. Особенности инвествычета |

Подлежали ли в 2018 году распределению суммы инвестиционного вычета между операциями, прибыль от которых освобождается от налога на прибыль, и операциями, прибыль от которых облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке? 

5. Нюанс уплаты подоходного при сдаче в аренду недвижимости физлицам |

В соответствии с пунктом 1 статьи 221 Налогового кодекса Республики Беларусь, вступившего в силу с 1 января 2019 года, исчисление и уплата подоходного налога в фиксированных суммах плательщиками, получающими доходы от сдачи физическим лицам в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест, в 2019 году производятся ежемесячно не позднее 1-го числа месяца, за который осуществляется уплата подоходного налога в фиксированных суммах, независимо от размера полученного дохода за год. 

6. О порядке приема наличных денежных средств |

В соответствии с подпунктом 1.17 пункта 1 статьи 22 Налогового кодекса Республики Беларусь (в редакции от 30.12.2018) при реализации товаров (работ, услуг) за наличный расчет плательщик обязан обеспечивать прием наличных денежных средств в порядке определяемом законодательством.

7. Внесены изменения в государственный реестр моделей игровых автоматов |

4 июля 2019 года вступило в силу постановление Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь № 40 «Об изменении постановления Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь от 7 июня 2011 г. № 29».

9. Определение оценки зданий и сооружений неустановленного назначения, принадлежащих физлицам |

Какой размер базовой расчетной стоимости одного квадратного метра следует применять в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2008 № 187 при определении налоговой базы налога на недвижимость в отношении зданий неустановленного назначения, расположенных на земельных участках, предназначенных для строительства и обслуживания жилого дома при отсутствии оценочной или иной стоимости?

10. Особенности удержания подоходного с ИП-нерезидентов |

При проведении проверок субъектов хозяйствования налоговыми органами устанавливаются случаи не удержания сумм подоходного налога при выплате вознаграждения индивидуальным предпринимателям – резидентам Российской Федерации по договорам на оказание различных видов услуг (перевозка грузов и пассажиров, услуги проживания, по ремонту транспорта и др.), оказанных ими на территории Российской Федерации, без предоставления справки установленной формы о резиденстве Российской Федерации.

11. Памятка о мерах государственного регулирования импорта (экспорта) алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта |

Основным нормативным правовым актом, регулирующим производство и оборот (с том числе импорт, экспорт) алкогольной непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта, является Закон Республики Беларусь от 27 августа 2008 г. № 429-З «О государственном регулировании производства и оборота алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции и непищевого этилового спирта».

12. Какая выручка включается в расчет нормируемых затрат? |

У организации кроме выручки от основного вида деятельности (реализации услуг), получена выручка от реализации основного средства, материалов и долгосрочных активов. Учитывается ли выручка от реализации указанных активов при расчете одного (1) процента выручки от реализации товаров (работ, услуг) для прочих нормируемых затрат?

14. Сдача жилья молодому специалисту |

Согласно пункту 52 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь от подоходного налога освобождаются доходы, полученные физическими лицами от сдачи внаем (поднаем) жилых помещений молодым специалистам, молодым рабочим (служащим). Такие доходы освобождаются от подоходного налога в течение установленных законодательством сроков обязательной работы (службы) по распределению молодых специалистов, молодых рабочих (служащих).

15. Утверждены новые ставки утилизационного сбора |

Новые ставки утилизационного сбора на транспортные средства утверждены в Беларуси. Соответствующее постановление Совета Министров от 1 июля 2019 года № 437 официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале 5 июля. В среднем ставки увеличатся на 10%.

16. Вниманию перевозчиков! |

С 1 июля 2019 г. вступило в силу решение Коллегии ЕЭК от 17 апреля 2018 г. № 56 «Об утверждении Порядка представления предварительной информации о товарах, предполагаемых к ввозу на таможенную территорию Евразийского экономического союза автомобильным транспортом». В соответствии с данным решением предварительная информация должна представляться таможенному органу не позднее чем за 2 часа до ввоза товаров на таможенную территорию Союза.

17. Учет при н/о компенсации за разъездной характер работы |

Работникам организации установлена выплата компенсации за подвижной и разъездной характер работы, работу вне места жительства (полевое довольствие). Каким образом учитывается данная выплата при исчислении налога на прибыль?

18. Может ли ИП использовать 1 кассовый аппарат в 2-х объектах |

ИП предполагает заниматься ремонтом автомобилей и их покраской в двух гаражах, расположенных в разных частях города. Деятельность будет осуществлять самостоятельно.
Вправе ли ИП при оказании данных услуг организовать прием наличных денежных средств с использованием одного КСА с установленным  СКНО в двух обслуживающих объектах?

22. Учет при н/о выплаты выходного пособия |

В коллективном договоре организации предусмотрена выплата работнику выходного пособия в размере не менее двухнедельного среднего заработка при прекращении трудовых отношений в связи с истечением срока действия контракта. Относится ли данная выплата к нормируемым затратам и учитывается ли при налогообложении прибыли?

23. О доплате единого налога с ИП и иных физических лиц |

Согласно пункту 14 статьи 342 Налогового кодекса Республики Беларусь индивидуальные предприниматели, у которых сумма валовой выручки за соответствующий отчетный период превысила сорокакратную сумму единого налога без учета льгот за тот же период, должны исчислить и доплатить единый налог в размере 5 процентов с суммы такого превышения.