Долговая нагрузка областных бюджетов превышает уровень экономической безопасности

Долговая нагрузка областных бюджетов превышает уровень экономической безопасности |

Автор Андрей Разумов, Редактор отдела "Новости" Андрей Разумов, Редактор отдела "Новости"
Количество просмотров 278
Автор долговая нагрузка, долговая нагрузка, бюджет бюджет
Долговая нагрузка областных бюджетов превышает уровень экономической безопасности

В условиях ухудшающейся экономической конъюнктуры и неопределенности на внешних рынках перспективы белорусской экономики выглядят безрадостно — снижение ВВП и, как следствие, доходов бюджета, которые вряд ли удастся восполнить в ближайшее время, сообщает «Завтра твоей страны». Такая ситуация обостряет вопрос о росте государственного долга.

Государственный долг Беларуси за полгода вырос на 17,5% до 52,6 млрд. рублей. Основной поток заимствований традиционно идет из-за рубежа и сейчас в основном за счет выпуска облигаций. Однако государство занимает посредством облигаций и внутри страны, причем как на уровне центрального правительства, так и местных органов власти. В настоящий момент находятся в обращении более 140 выпусков облигаций местных органов власти — районных и областных исполнительных комитетов. Как это влияет на местные бюджеты?

Долговая политика в Беларуси регулируется как на республиканском уровне, так и на местном. Лимиты внутреннего и внешнего государственного долга устанавливаются законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год. Так бюджетом 2020 года установлены следующие лимиты:

— лимит внутреннего государственного долга Республики Беларусь в размере 9,5 млрд. рублей;

— лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь в размере 20,5 млрд. долларов США;


По состоянию на 1 июля 2020 года внешний государственный долг составил 18,0 млрд. долларов США (увеличился с начала года на 17,5%), а внутренний госдолг — 9,3 млрд. рублей (вырос с начала года на 6,4%).

Помимо республиканских властей возможность самостоятельно привлекать заемные средства имеют право местные власти. Заимствования на местном уровне также законодательно регулируются и не должны превышать 80% доходов местного бюджета (за вычетом субвенций и межбюджетных трансфертов — поддержки вышестоящего бюджета).

Таким образом, на текущий момент объем внешнего госдолга близок к пороговому значению, а внутренний госдолг вплотную остановится у своего потолка. Иная ситуация с долгом местных органов власти — здесь долговая нагрузка практически всех областных бюджетов превышает уровень экономической безопасности. Причем такая ситуация складывается уже не первый год.

Местные органы власти заняли посредствам облигаций существенные суммы. На начало 2020 года объем выпусков облигаций местных органов власти составил 3,1 млрд. руб. Ранее ввиду большого объема заимствований местным органам власти было запрещено выпускать облигации в валюте. Поэтому уровень совокупного долга по отношению к доходам бюджета по областям начал снижается, однако по большинству регионов он все еще превышает порог экономической безопасности. Так в 2019 году уровень совокупного долга по отношению к доходам бюджета в Витебской области — 108%, Гомельской области — 82%, Гродненской области — 82%, Минской области — 96%, Могилевской области — 91%. Единственная область, долги которой ниже допустимого порога — Брестская. Кроме того, не превышают порогового значения долги столицы.

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Свежие статьи на портале

3. Информация для самозанятых лиц! |

С 1 января 2019 года появилась возможность самозанятым лицам в соответствии с законодательными актами участвовать в обеспечении своего пенсионного будущего. Самозанятыми являются лица, занятые видами деятельности, указанными в перечне видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, который содержится в 1-й статье Гражданского кодекса.

5. Разъяснение МНС об учете топлива при исчислении налога на прибыль |

Министерство по налогам и сборам в связи с вступлением в силу 13.08.2020 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива» письмом от 15.09. 2020 № 2-2-10/01946-1 разъясняет следующее в части исчисления налога на прибыль организациями.


7. Скорректирована статотчетность о просроченной задолженности по зарплате |

Отчет 12-т (задолженность) должны ежемесячно представлять не только юрлица – должники, но и организации, у которых нет просроченной задолженности по зарплате.
При отсутствии просроченной задолженности по заработной плате по строке 01 в графе 1 отчета следует проставлять ноль.

8. Льготы по земельному налогу, предоставляемые физическим лицам |

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), далее – НК, налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

10. Включение курсовых разниц в состав затрат либо внереализационных расходов у генподрядчика |

В бухгалтерском учете генерального подрядчика стоимость работ согласно актам сдачи - приемки работ, в том числе сумма налога на добавленную стоимость (далее-НДС) на счете 18 отражается исходя из курса иностранной валюты, действующего на дату перечисления денежных средств, к примеру, 20000 руб. на 20.07.2020. В ЭСЧФ по НДС, сумма НДС указана исходя из курса иностранной валюты, действовавшего на дату получения предварительной оплаты, к примеру, 19800 руб. на 22.07.2020.
Правомерно ли включение образовавшейся разницы в сумме 200 руб. (20000 руб. - 19800 руб.) в состав затрат либо внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль?