Новости

Конец налогового рая для белорусских айтишников: Ошибка или справедливость? |

Количество просмотров: 1748
ПВТ критикует правительство, покусившееся на часть его налоговых льгот. Другим предприятиям не понятно, почему ИТ-компании, имея большие прибыли, не должны участвовать в формировании ФСЗН Беларуси наравне со всеми. Кто прав?

Правительство пригрозило Парку высоких технологий сократить налоговые преференции. Для обсуждения с ключевыми игроками ИТ-рынка им был разослан проект соответствующего документа. Возмущенные «айтишники» на прошлой неделе выложили документ в интернет. После чего диалог вышел в публичное пространство.

Все ради программистов

20 февраля Минфин опубликовал на своем сайте информацию, о том, что для резидентов ПВТ планируется повысить подоходный налог на 1% - с 9 до 10% (тогда как остальные граждане Беларуси платят 13%), а также в два раза увеличить ФСЗН (базой для расчёта уплаты налога будет не одна средняя зарплата в стране, а две).

Решение по подоходному обусловлено тем, что в этом году он увеличивается для всех жителей страны – мол, почему айтишники должны быть в стороне. А вот увеличение взносов в ФСЗН Минтруда объясняет заботой о программистах – шаг якобы принимается «в целях усиления социальных гарантий работников», то есть чтобы было с чего оплачивать для них больничные и будущие пенсии.

Естественно, все резиденты Парка начали жаловаться на неминуемое сокращение зарплат айтишникам, а также предупредили об ударе по инвестиционной привлекательности страны. Компании начнут уходить из Беларуси, а инвесторы выбирать регионы с более привлекательными, а главное – стабильными условиями.

Директор администрации ПВТ Валерий Цепкало напомнил, что особый правовой режим ПВТ гарантируется декретом президента до 2020 года, и все компании рассчитывали на это.

Отложили до 2016-го?

После публичной критики проблему прокомментировала министр труда и соцзащиты Марианна Щеткина. «Точно могу сказать, что никакого решения сейчас нет, это только обсуждается», — цитирует руководителя ведомства БЕЛТА. Министр также подчеркнула, что сегодня у компаний сформированы бизнес-планы под определённые показатели, поэтому «не очень хорошо в середине года менять что-то в налоговой нагрузке, лучше планировать эти изменения на 2016 год». 

Таким образом, пока неизвестно когда и в каком виде нововведения будут приняты. Однако тот факт, что приняты они все же будут, у экспертов не вызывает сомнения.

Кто содержит пенсионеров?

Зампредседателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц считает, что данный вопрос висел в воздухе уже давно, и даже если на этот раз айтишники «отобьются», то завтра он станет снова.  По словам эксперта, ситуация с ПВТ очень неоднозначная, и можно понять как одну, так и другую сторону.

Сегодня ситуация такова, что IT-компании, имея большие прибыли, практически не участвуют в формировании ФСЗН. «Получается, на пенсии и другие выплаты этим ребятам должны зарабатывать работяги на заводах», - сказал эксперт.

Георгий Гриц отметил, что действительно, сегодня резиденты ПВТ показывают хорошие результаты, однако другие предприятия говорят: дайте нам такие льготы, и, может быть, мы тоже неплохой результат покажем.

Огромной проблемой долгосрочного существования внутреннего оффшора является вымывание кадров из предприятий вне этого «налогового рая». Многие компании и учреждения не могут найти себе программиста или находят его по остаточному принципу.

Эксперт указал на сложные условия, в которых приходится работать остальному бизнесу в Беларуси. Например, чего стоит требование Минторга торговым предприятиям ограничить рентабельность тремя процентами.

ИТ-компании не готовы снижать свою рентабельность и прибыль. Они заявляют, что перенесут нагрузку на своих сотрудников, снизив им зарплаты, вместо того, чтобы ужать прибыль.

Во всем мире создаются преференции для высокотехнологичных компаний, однако действуют они лишь в течение нескольких лет. «ПВТ же уже второй десяток пошел, - указал эксперт. – Можно взять на себя некие социальные обязательства».

У кого можно забирать деньги?

Высказывания Валерия Цепкало эксперт также подверг критике. В частности, он остановился на комментарии, опубликованном на Тut.by: "Вызывает удивление сама стратегия Минфина, направленная на перераспределение кем-то заработанных средств, а не на поиск новых путей и источников дохода для страны", - заявил директор ПВТ.

 «Это популистская реплика, - сказал Георгий Гриц. – Что значит «забрать кем-то заработанные деньги»? Извините, но у нас всех забирают заработанные нами деньги в виде налогов. Значит, у работника «Тракторного завода» можно, а у них – нельзя»?

Тем более, не ПВТ зарабатывает деньги, а компании-резиденты. Администрация ПВТ имеет процент от миллиарда прибыли, а чем занимается – непонятно. Ведь даже отбор кандидатов производят не они, а межведомственная комиссия на основе Академии наук.

Георгий Гриц предупредил, что подобные проблемы могут возникнуть и с другими оффшорами, создаваемыми в стране. Например, с Китайско-белорусским индустриальным парком, в котором могут работать такие же предприятия, что и вне оффшора. Возникнет вопрос конкуренции, причем, недовольными могут быть не только белорусские предприятия, но и российские.

Особые условия для ИТ – это требование сегодняшнего дня

Выслушав мнение эксперта, мы попросили представителя одной из ИТ-компаний ответить на его аргументы. Он признал, что заставить айтишников скидываться на пенсии и другие блага наравне с остальными белорусскими тружениками – справедливо. Однако есть одно «но»: производство программных продуктов не привязано к месту. Тракторному заводу очень сложно собраться и переехать на Кипр. ИТ-компания это может сделать легко. Именно поэтому сегодня страны во всем мире борются за привлечение разработчиков, соревнуясь в наиболее выгодных условиях. Беларусь же намерена отказаться от участия в этом соревновании.

"Ежедневник"

Поделиться в соцсетях:

Свежие статьи на портале

1. О проезде машин по платным дорогам Беларуси во время II Европейских игр в 2019 году |

В целях комплексного урегулирования вопросов подготовки и проведения II Европейских игр 2019 года оператор системы BelToll принял решение, что в период с 10 июня по 10 июля 2019 г. освобождаются от платы за проезд по платным автомобильным дорогам Беларуси пользователи платной автомобильной дороги.

2. О проверке бланков строгой отчетности |

Статьей 22 Налогового кодекса для субъектов хозяйствования предусмотрена обязанность осуществлять  проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя проверять - кому принадлежит бланк и действителен ли он.

3. Сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета |

Памятка об основных требованиях по заполнению документов персонифицированного учета и сроках их представления, которые определены в Правилах индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь  от 8 июля 1997 г. № 837.

4. Ставки единого налога для ИП г. Минска, применяемые с февраля |

Применяемые (наименьшие) с февраля 2019 года ставки единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, составленные на основе таблиц к решению Минского городского Совета депутатов от 30.03.2018 № 29 и приложения 24 к Налоговому кодексу.

5. О применяемых коэффициентах к ставкам земельных платежей и налога недвижимость |

В 2019 году к ставкам земельного налога и налога на недвижимость применяются коэффициенты установленные решением Мингорсовета от 21 декабря 2016 г. № 255, в которое в декабре 2018 г. были внесены изменения. В отношении арендной платы за землю применяются коэффициенты, которые действовали и в 2018 году.

6. Правительством определены основные направления упрощения налогового законодательства |

В Правительстве состоялось заседание рабочей группы для подготовки предложений об упрощении налоговой системы Республики Беларусь под председательством Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь Александра Турчина.

7. Населению будут доплачивать при скупке у них молока и мяса |

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Беларуси приняло постановление от 29 января 2019 г. № 11, в котором устанавливается размер надбавок при скупке у населения мяса крупного рогатого скота и коровьего молока, соответствующая информация размещена на Национальном правовом интернет-портале.

10. Применение льготных ставок по УСН при сдаче в аренду |

Имеет ли право вновь зарегистрированная организация  с местом регистрации в г. Орша на применение льготных ставок по УСН в случае, если ею по итогам за 2019 г. будет осуществлена только деятельность по сдаче в аренду имущества (в т. ч. не находящего в его собственности)?


12. О реформировании национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления |

В целях повышения качества и прозрачности информации о финансовом положении и результатах деятельности организаций сектора государственного управления постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.02.2019 № 82 утверждена концепция реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления и план основных мероприятий по реализации концепции реформирования национальной системы бухгалтерского учета и отчетности сектора государственного управления.

13. Изменение порядка возврата государственной пошлины с 2019 года |

За возвратом государственной пошлины, независимо от того в какой бюджет она была уплачена, юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обращаться с заявлением в налоговый орган по месту постановки на учет, а физические лица вправе обращаться  в любой налоговый орган районного уровня на территории  Республики Беларусь  независимо от того, где данный гражданин проживает и в каком налоговом органе стоит на учете.

14. Порядок определения налоговой базы земельного налога в 2019 году |

Налоговая база земельного налога определяется в порядке, предусмотренном главой 20 Налогового кодекса Республики Беларусь, в белорусских рублях на 1 января календарного года, за который производится исчисление налога.

15. Новое в исчислении налоговой базы по налогу на доходы |

Как определяется налоговая база по доходам иностранных организаций, дата начисления которых согласно статье 191 Налогового кодекса Республики Беларусь приходится на период с 01.01.2019, от недвижимого имущества, находящегося на территории Республики Беларусь, переданного в доверительное управление?

16. Налоговый период налога на доходы |

Налоговым периодом налога на доходы признается квартал, на который приходится дата возникновения обязательства по уплате налога на доходы, если иное не установлено статьей 193 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК).

По каким видам доходов иностранных организаций налоговый агент по налогу на доходы вправе выбрать на 2019 год дату начисления дохода (платежа) иностранной организации для целей исчисления налога на доходы?

17. С 1 апреля объекты налогообложения налогом на игорный бизнес будут учитывать в специальной компьютерной кассовой системе |

С 1 апреля 2019 г. объекты налогообложения налогом на игорный бизнес (игровые столы, игровые автоматы, кассы тотализаторов и кассы букмекерских контор) будут ставиться на учет в специальной компьютерной кассовой системе (СККС), обеспечивающей контроль за оборотами в сфере игорного бизнеса, ООО «Мониторинговый центр по игорному бизнесу».

18. Какой налог у ИП при осуществлении автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении? |

Индивидуальный предприниматель осуществляет автомобильные перевозки пассажиров в регулярном сообщении с использованием микроавтобусов. Является ли указанная деятельность объектом налогообложения единым налогом с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц?

19. Аренда буровой установки у нерезидента. Какие налоги? |

Белорусская организация планирует взять в аренду буровую установку у резидента РФ. При оплате арендной платы за пользование буровой установки арендодателю (резиденту РФ) какие налоговые обязательства возникают у организации (резидента РБ)?

20. Подача декларации при получении дохода из-за границы |

Физическое лицо – налоговый резидент Республики Беларусь по договору с иностранной компанией в качестве независимого журналиста освещал выборы в Армении. Компания выплатила ему оговоренную сумму, удержав налоги, предусмотренные законодательством своего государства. Денежные средства расходовались им, в том числе, на оплату гостиницы, питание, проезд. Нужно ли физическому лицу подавать декларацию по подоходному налогу?

22. О налогообложении доходов нерезидентов при аренде, лизинге транспортных средств с 2019 года |

В связи с изменениями, внесенными в п. 1.3 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь, в частности в определение термина "роялти", МНС письмом от 23.01.2019 № 4-2-15/01091 разъяснило порядок применения  статьи «Роялти» («Доходы от авторских прав и лицензий») соглашений об избежании двойного налогообложения, применяемых Республикой Беларусь, к доходам иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, от аренды, лизинга транспортных средств, получаемым от источников в Республике Беларусь.

23. Срок представления декларация при прекращении деятельности представительства |

В какой срок должно с 01.01.2019 осуществляться представление налоговых деклараций (расчетов) и уплата налогов иностранными организациями при прекращении деятельности на территории Республики Беларусь?