О порядке заполнения декларации по косвенным налогам по ДОПП со статусом "Обеспечен" или отсутствием ДОПП (СПОТ) В Российской Федерации |
Дата письма: 29.09.2026
Дата публикации: 07.10.2026
Категория (тематика) письма: Косвенные налоги при импорте из стран ЕАЭС (НДС и акциз)
Теги: Статья 160 НК РФ
Вопрос: О порядке заполнения декларации по косвенным налогам по ДОПП со статусом "Обеспечен" или отсутствием ДОПП (СПОТ)
Ответ:
Федеральная налоговая служба в связи с вступлением в силу Федерального закона от 17.04.2026 № 101-ФЗ «О национальной системе подтверждения ожидания поставки товаров и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон, СПОТ) сообщает следующее.
Закон распространяется на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации с территорий других государств — членов ЕАЭС (за исключением товаров, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона), автомобильным транспортом начиная с 1 июня 2026 года.
В соответствии со статьей 8 Закона заявитель (импортер) обязан cформировать документ о предстоящей поставке товаров (далее – ДОПП, документ) по форме, в порядке и сроки, которые указаны в статье 10 Закона, внести обеспечительный платеж (далее – ОП) по ДОПП в размере, порядке и сроки, которые указаны в статье 11 Закона, за исключением случаев, указанных в частях 1 и 2 статьи 11 Закона.
Согласно пункту 3 приложения № 5 к приказу ФНС России от 8 мая 2026 г. № КЧ-1-15/301@ «Об утверждении формы и формата документа о предстоящей поставке товаров, порядка его оформления и внесения в него изменений, порядка его представления, а также порядка присвоения статуса документу о предстоящей поставке товаров», присвоение и изменение статуса ДОПП осуществляются автоматически информационной системой оператора СПОТ (ФНС России) на основании:
- Действий заявителя;
- Результатов автоматизированных проверок, проводимых информационной системой оператора СПОТ;
- Сведений из информационной системы контролирующего органа СПОТ о результатах проверки ДОПП.
ДОПП присваиваются следующие статусы:
- «Зарегистрирован» — статус, присваиваемый ДОПП после успешного прохождения форматно-логического контроля в информационной системе оператора СПОТ и его регистрации с присвоением уникального регистрационного номера;
- «Обеспечен» — статус, присваиваемый ДОПП при внесении обеспечительного платежа в полном объеме либо в случаях, установленных частью 1 или 2 статьи 11 Закона;
- «Пройдена проверка контролирующего органа» — статус, присваиваемый информационной системой оператора СПОТ на основании поступившей от контролирующего органа СПОТ информации об успешном завершении проверки ДОПП (далее – Пройдена проверка КО);
- «Не пройдена проверка контролирующего органа» — статус, присваиваемый на основании информации от контролирующего органа СПОТ в случае выявления несоответствий при проверке ДОПП (далее – Не пройдена проверка КО);
- «На проверке КНП» — статус, присваиваемый ДОПП после начала камеральной налоговой проверки налоговой декларации по косвенным налогам, в которой отражен ДОПП;
- «Погашен» — статус, присваиваемый по результатам окончания камеральной налоговой проверки налоговой декларации по косвенным налогам, в которой отражен ДОПП.
В соответствии с пунктом 20 приложения № 18 к Договору о ЕАЭС от 29 мая 2014 года налогоплательщик обязан представить в налоговый орган соответствующую налоговую декларацию. Порядок представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств – членов Евразийского экономического союза утвержден приказом ФНС России от 08.05.2026 № КЧ-1-3/299@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) при импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения, а также о внесении изменений в приложение к приказу ФНС России от 29.02.2024 №ЕД-7-3/164@» (далее – НД по косвенным налогам, декларация, Порядок).
Таким образом, в НД по косвенным налогам отражается ДОПП, товар по которому принят к учету, и статус, по которому: «Обеспечен», «Пройдена проверка КО», «На проверке КНП».
ФНС России обращает внимание, что статус «Пройдена проверка КО» присваивается документу только при предъявлении визуализированной ссылки контролирующему органу (ФТС России). Статус «На проверке КНП» присваивается документу, отраженному в НД по КН, по которой проводится камеральная налоговая проверка (далее – КНП). При завершении КНП и отсутствии нарушений по отраженным ДОПП статус по таким ДОПП меняется на «Погашен», при этом, если сумма по такому документу заявлена частично, статус «На проверке КНП» изменится на «Погашен» только после отражения оставшейся суммы обеспечительного платежа в ДОПП (пункт 2 статьи 177 Налогового кодекса Российской Федерации).
Учитывая изложенное, при формировании НД по КН налогоплательщик в строке 030 раздела 1 (строке 030 раздела 3) отражает сумму налога в рублях, исчисленную к уплате в бюджет в отношении импортированных товаров, в том числе по товарам, по которым внесен обеспечительный платеж. При этом в разделе 4 заполняются:
- по строке 010 отражается КБК, указанный по строке 020 раздела 1 декларации или по строке 020 раздела 3 декларации;
- по строке 020 указывается номер ДОПП;
- по строке 030 указывается сумма акциза или налога в отношении КБК, указанного по строке 010 раздела 4 декларации.
Сумма НДС (акциза), отраженная в разделе 4 декларации, соответствует сумме ОП в части исполнения обязанности по уплате НДС, указанной в строке 060 раздела 1 декларации (сумме ОП в части исполнения обязанности по уплате акциза по строке 031 раздела 3 декларации).
В случаях, когда импортером по какой-либо причине не оформлялся ДОПП (либо ДОПП формировался, но имеет статус «Зарегистрирован» — не получена визуализированная ссылка) и товар ввезен на территорию Российской Федерации и принят к учету, налогоплательщик, формируя декларацию по строке 031 раздела 1 декларации, указывает сумму налога, исчисленную к уплате в бюджет в отношении приобретенных товаров (по строке 030 раздела 3 декларации — сумма акциза).
Управлениям ФНС России по субъектам Российской Федерации и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам довести настоящее письмо до нижестоящих налоговых органов.
Во избежание дублирования информации территориальным налоговым органам не выполнять доведение указанной информации до налогоплательщиков через операторов электронного документооборота.
Одновременно поручаю Управлению электронного документооборота ФНС России довести настоящее письмо до всех налогоплательщиков, взаимодействующих с налоговыми органами по телекоммуникационным каналам связи через операторов электронного документооборота.