Registr.by:Мониторинг аналитики за 1 — 6 марта 2019 г. |
Мониторинг аналитики за 15 — 21 февраля 2019 г.
Новеллы налогообложения операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами
Освобождение физических лиц от подоходного налога делает взаимодействие с белорусскими форекс-компаниями экономически более выгодным, чем взаимодействие с иностранными компаниями, что поспособствует увеличению поступлений средств от форекс-компаний в виде обязательных платежей в соответствующие бюджеты (республиканский, местные) и платежей в государственные внебюджетные фонды социального страхования.
В целях реализации мер налоговой политики с 1 января 2020 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 № 503 «О налогообложении» (далее — Указ № 503), которым определены иные, в сравнении с установленными Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК), элементы и правила налогообложения по отдельным налогам.
Так, с 2020 года согласно п. 4.2 Указа № 503 ставка налога на прибыль при налогообложении прибыли, полученной форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, составляет 25%.
Справочно.
До 1 марта 2019 г. для форекс-компаний, Национального форекс-центра (ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа») в отношении прибыли от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами действовала льготная ставка 9%.
С 1 марта 2019 г. до 1 января 2020 г. данная категория плательщиков исчисляла налог на прибыль по деятельности на внебиржевом рынке Форекс по общеустановленной ставке 18%.
В соответствии с п. 63 ст. 208 НК льгота по подоходному налогу в отношении доходов, полученных по заключенным с субъектами рынка беспоставочных внебиржевых финансовых инструментов соглашениям о совершении операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, действовала по 31 декабря 2019 г.
<...>
Николай ЛИМОЖ,
юрист
Обострение проблем АИС ИДО
С 1 января текущего года функционирует система безналичных расчетов, которая усовершенствовала проведение расчетов при недостаточности денежных средств. Таким образом, упрощены расчеты и для банков, и для их клиентов. Однако для клиентов, постоянно испытывающих недостаток денег на счетах, ситуация, наоборот, усложнилась, и переход на расчеты через АИС ИДО обострил проблемы с выплатой заработной платы в срок.
Для платежеспособных организаций изменение техники исполнения платежей в принудительном порядке не имеет особого значения. С введением системы АИС ИДО проблемы возникли у потенциальных неплательщиков, которые ранее постоянно имели картотеку, и проведение расходных операций по счетам систематически ограничивалось.
При этом и сейчас у многих предприятий проведение расходных операций приостановлено, или наложен арест. В связи с этим они сталкиваются с проблемой выплаты заработной платы, исполнения обязательств перед банком и другими кредиторами.
Открытие дополнительных текущих счетов не решает проблему, тем более что при санкциях открывать дополнительные счета запрещено законодательством. Тем не менее ранее по устной договоренности сторон платежные требования предъявлялись не ко всем счетам, и возможность производить нужные платежи все же существовала (справедливости ради следует отметить, что это и не было какой-то системой работы).
Кроме того, в ряде случаев документы на арест или приостановление операций по счету поступали в банк обычной почтой, и организации, зная об этом, принимали меры по регулированию денежных потоков до того, как документ попадет в картотеку. К тому же поступала соответствующая информация и от банков.
<...>
Наталья ПИРОЖНИК
Совершение сделок с заинтересованностью аффилированного лица
Решение общего собрания участников хозяйственного общества о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность его аффилированных лиц, принимается общим собранием участников хозяйственного общества большинством от общего количества голосов участников хозяйственного общества, не заинтересованных в совершении этой сделки. Однако заинтересованность участника необходимо признать.
Рассмотрим две ситуации.
1. Банк Республики Беларусь (далее — банк) имеет 49% в уставном фонде ООО «Б» (контрольный пакет принадлежит российской компании). Банк является учредителем (собственником) имущества УП «Б». В список аффилированных лиц ООО «Б» включено УП «Б» как участник банковского холдинга. ООО «Б» и УП «Б» заключают договор страхования. Совершение сделок с заинтересованностью аффилированного лица отнесено к компетенции общего собрания участников ООО «Б». В банк обратилось ООО «Б» с ходатайством проголосовать как участнику с целью заключения договора страхования.
Вправе ли банк проголосовать как участник ООО «Б»?
В соответствии со ст. 13 Закона Республики Беларусь от 9 декабря 1992 г. № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон о хозяйственных обществах) участники хозяйственного общества вправе участвовать в управлении деятельностью хозяйственного общества с учетом особенностей, предусмотренных Законом о хозяйственных обществах.
В данном случае для ООО «Б» банк является аффилированным лицом (ст. 56 Закона о хозяйственных обществах: юридическое лицо, которое владеет или имеет право распоряжаться долей в уставном фонде (акциями) хозяйственного общества в размере 20% и более).
<...>
Мария БУРНОС
Учет операций по продаже иностранной валюты субъектами хозяйствования
В целях хозяйственной деятельности многие организации осуществляют добровольную продажу иностранной валюты, поэтому вопросы налогового и бухгалтерского учета таких операций не утратили своей актуальности.
Указом Президента Республики Беларусь от 31 июля 2018 г. № 301 «Об отмене обязательной продажи иностранной валюты» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле», не осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь.
При этом для осуществления своей хозяйственной деятельности многие организации осуществляют добровольную продажу иностранной валюты.
Бухгалтерский учет
Учетная оценка активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации производится в официальной денежной единице Республики Беларусь (п. 1 ст. 12 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности») (далее — Закон о бухгалтерском учете).
Пересчет выраженной в иностранной валюте стоимости денежных средств, финансовых вложений (за исключением финансовых вложений в уставные фонды других организаций), дебиторской задолженности и обязательств (за исключением полученных и выданных авансов, предварительной оплаты, задатков) в официальную денежную единицу Республики Беларусь производится организациями (за исключением Национального банка Республики Беларусь, банков) по официальному курсу официальной денежной единицы Республики Беларусь по отношению к соответствующей иностранной валюте, устанавливаемому Национальным банком Республики Беларусь, на дату совершения хозяйственной операции в иностранной валюте, а также на отчетную дату (п. 3 ст. 12 Закона о бухгалтерском учете).
<...>
Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор общества с ограниченной ответственностью «АудитИнком»
Рынок стратегических товаров станет прозрачным
До недавнего времени административная ответственность за нарушение требований заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» сделки, в том числе внешнеторговые, по перечню 108 товарных позиций, относящихся к стратегически важной для экономики страны сельскохозяйственной, лесной и металлопродукции, законодательством установлена не была, что позволяло хозяйствующим субъектам беспрепятственно в обход биржевых торгов осуществлять вывоз из страны стратегических товаров и сырья. Наконец законодатель устранил этот пробел.
Законом Республики Беларусь от 18 декабря 2019 г. № 276-З «Об изменении кодексов» (далее — Закон № 276-З) внесены изменения в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее — КоАП) и Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях в части административной ответственности в сфере игорного бизнеса, товарных бирж, торговли табачными изделиями и др.
Так, согласно п. 3 ст. 1 Закона № 276-З статья 12.14 КоАП «Нарушение законодательства о товарных биржах» изложена в новой редакции.
Применение механизма биржевых торгов предусмотрено в целях содействия развитию организованного оптового рынка товаров (работ, услуг), усиления контроля над реализацией стратегически важной для экономики Республики Беларусь продукции, возврата в страну валютной выручки, повышения эффективности экспорта товаров белорусских производителей, создания максимально прозрачной системы заключения сделок, в том числе с точки зрения ценообразования.
Указом Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 577 «О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа» Совету Министров Республики Беларусь предоставлено право определять исходя из национальных интересов перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», в том числе внешнеторговые, и условия заключения таких сделок.
<...>
Игорь ЛИНИЧЕНКО,
юрист
Обеспечение обязательств по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при процедуре таможенного транзита
Одновременно с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза в 2018 году вступило в силу решение Коллегии ЕЭК от 13 декабря 2017 г. № 170 «О некоторых вопросах применения таможенной процедуры таможенного транзита», и с тех пор некоторые вопросы применения таможенной процедуры таможенного транзита относятся к компетенции Евразийской экономической комиссии.
Напомним о нюансах исполнения и обеспечения платежей.
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 г. № 170 (далее — решение № 170) введены определенные упрощения, например возможность направления заявлений о необходимости совершения вышеуказанных операций в таможенный орган (для продления срока транзита, замены тягача и т.д.) любым удобным для перевозчика способом (в виде электронного документа, составленного в произвольной форме, на бумажном носителе или электронной копии). При этом в ряде случаев прибытие перевозчика в таможенный орган не требуется.
Решением № 170 установлены единые сроки, в течение которых таможенные органы обязаны зарегистрировать обращение (заявление, уведомление), а также совершить действия, направленные на выдачу разрешения (отказа в выдаче разрешения), на совершение грузовых операций с товарами, перемещаемыми по таможенной процедуре таможенного транзита.
Особое значение в данном решении придается «полному» перечню сведений, которые должны быть указаны в заявлении (уведомлении) на совершение грузовых операций, связанных с продлением срока таможенного транзита, изменением места доставки товаров, разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, а также на замену ТСМП, перевозящих такие товары, завершением и прекращением действия таможенной процедуры таможенного транзита.
<...>
Илья БЕРГ
Взимание утилизационного сбора таможенными органами
Изменен порядок администрирования утилизационного сбора: теперь порядок его взимания, равно как и всех иных сборов в Республике Беларусь, регламентируется положениями Налогового кодекса Республики Беларусь, а также положениями иных нормативных правовых актов, изданных в его развитие.
В публикации рассматриваются вопросы администрирования взимания утилизационного сбора при ввозе транспортных средств в Республику Беларусь.
С 7 ноября 2019 г. утратил силу Указ Президента Республики Беларусь от 4 февраля 2014 г. № 64 «Об утилизационном сборе в отношении транспортных средств» (далее — Указ № 64). Однако это вовсе не означает, что с этой даты утилизационный сбор не взимается, а таможенные органы не осуществляют контроль над его уплатой.
Рассмотрим вопрос уплаты утилизационного сбора более подробно.
Нормативные правовые акты, регламентирующие порядок взимания сбора
Правовую базу для взимания утилизационного сбора составляют:
•глава 28 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК);
•постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июля 2019 г. № 437 «Об утилизации транспортных средств» (далее — постановление № 437);
•постановление Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 13 февраля 2014 г. № 4 «О документе, отражающем исчисление и уплату утилизационного сбора».
Как следует из п. 6 ст. 306 НК, контроль над уплатой утилизационного сбора осуществляют налоговые и таможенные органы в рамках своей компетенции.
Плательщики сбора
В соответствии с ч. 1-й ст. 300 НК плательщиками (общий вид плательщика) утилизационного сбора признаются организации и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей, в том числе указанные лица, применяющие особые режимы налогообложения (далее — плательщик). В данной дефиниции не приводятся деяния, которые обязано совершить лицо для того, чтобы оно признавалось плательщиком. Таким образом, потенциально любое лицо является плательщиком утилизационного сбора в Республике Беларусь. Однако для того чтобы лицо приобрело статус плательщика утилизационного сбора, необходимо выполнение двух условий:
•оно должно быть связано какими-либо обязательствами с объектом обложения утилизационным сбором (это не обязательно приобретение права собственности на транспортное средство, это могут быть и любые иные обязательства);
•лицо обязано обеспечить исполнение срока уплаты утилизационного сбора, предусмотренного п. 2 ст. 306 НК.
<...>
Александр МИХАЙЛОВ,
экономист
Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.