Новости

Registr.by: Мониторинг аналитики за 10 — 16 августа 2019 г.

Registr.by: Мониторинг аналитики за 10 — 16 августа 2019 г. |

Количество просмотров: 97
Автор мониторинг, мониторинг, аналитика, аналитика, registr.by registr.by
Registr.by: Мониторинг аналитики за 10 — 16 августа 2019 г.

Мониторинг аналитики за 10 августа – 16 августа 2019 г.


Налогообложение сделок по продаже акций


Деятельность иностранных организаций на белорусском рынке чаще всего реализуется посредством приобретения ими акций или долей в уставных фондах белорусских предприятий. Учредитель организации, будь то организация или физическое лицо, в любой момент может принять решение о выходе из состава участников организации или продаже своей доли в уставном фонде, продаже принадлежащих ему акций организации. Сделки по продаже своих долей и акций участниками хозяйственных обществ являются довольно распространенными на территории Республики Беларусь. Однако, желая получить доход от продажи своей доли, участники общества должны учитывать и налоговые обязательства, установленные законодательством Республики Беларусь и международными соглашениями по уплате соответствующих налогов.

Налог на доходы от отчуждения акций (паев, долей в уставном фонде). Порядок налогообложения таких операций в Налоговом кодексе Республики Беларусь (далее — НК) прописан в гл. 17.

В соответствии с п. 1.11.4 ст. 189 НК доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части признаются объектом налогообложения налогом на доходы.

При этом неважно, кто покупает долю (паи, акции), — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо Республики Беларусь (в том числе нерезидент Республики Беларусь), а также другая иностранная организация, поскольку согласно п. 3.1–3.3, 3.5 ст. 189 и п. 3 ст. 193 НК они признаются налоговыми агентами по начислению (выплате) доходов от источника в Республике Беларусь.

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Последствия реорганизации нерезидента в валютном законодательстве Республики Беларусь


Реорганизация юридического лица, как правило, влечет правопреемство в отношении существующих обязательств реорганизуемого юридического лица. Конкретные положения предусмотрены в праве страны нерезидента.

Для начала проанализируем понятие «реорганизация». Так, в соответствии со ст. 53 Гражданского кодекса Республики Беларусь под реорганизацией юридического лица понимается его слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При  этом существенное значение имеет правопреемство реорганизуемого субъекта, поскольку от этого напрямую зависит качество исполнения его обязательств.

Согласно письму Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 03.12.2003 № 03-24/2697 «О реорганизации юридического лица» сущность реорганизации юридического лица состоит в том, что ее последствием является не прекращение его деятельности с ликвидацией его дел и имущества, а общее или частное правопреемство.

Поскольку законодательство разных государств, разумеется, неодинаково, а платежи по внешнеэкономическим сделкам осуществляются в пользу резидентов многих стран мира, у сотрудников служб валютного контроля белорусских банков может возникнуть закономерная проблема, связанная с отсутствием специфических знаний в сфере внутреннего законодательства конкретной страны. Таким образом, достоверно установить факт реорганизации иностранного контрагента практически невозможно. Полагаем, что при установлении факта реорганизации иностранного юридического лица можно основываться на том значении термина «реорганизация», которое предусмотрено белорусским законодательством.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Тонкости налогообложения нерезидентов при сделках с акциями (долями, паями) резидентов


Когда деятельность иностранных инвесторов (организаций и физлиц) на белорусском рынке оформляется в виде приобретения ими акций или долей в уставных фондах белорусских предприятий, то «иностранец» в любой момент может принять решение о выходе из состава участников организации или продаже своей доли в уставном фонде, продаже принадлежащих ему акций организации.

Налог на доходы от отчуждения акций (паев, долей в уставном фонде)

Порядок налогообложения таких операций прописан в гл. 17 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК).

В соответствии с п. 1.11.4 ст. 189 НК доходы от отчуждения долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части признаются объектом налогообложения налогом на доходы.

<...>

Александра РАКИТИНА


Доверительное управление ценными бумагами и правами, удостоверенными бездокументарными ценными бумагами: учет у вверителя и управляющего

В практической деятельности организаций в последнее время все чаще возникают ситуации, когда для управления имуществом привлекается стороннее лицо. Такие отношения оформляются договором доверительного управления имуществом, объектами которого могут быть ценные бумаги и права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами.

Объекты

В соответствии с п. 1 ст. 896 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) объектом доверительного управления могут быть в том числе:

ценные бумаги. Ценной бумагой являются документ либо совокупность определенных записей, удостоверяющие с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные и неимущественные права. С передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности (ст. 143 ГК);

права, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами. К числу таких прав можно отнести, например, права по акциям, биржевым облигациям (ст. 146 ГК, ст. 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг»).

Не могут быть самостоятельным предметом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (п. 2 ст. 896 ГК).

<...>

Валентина ЛЕМЕШ.
кандидат экономических наук


Документы валютного контроля: всегда ли банк должен требовать?


При проведении клиентами валютных операций банк обязан потребовать представления документов, необходимых для осуществления банком функций агентов валютного контроля. Не во всех, однако, случаях…

В соответствии с п. 3 Правил проведения валютных операций, утвержденных постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.04.2004 № 72, валютные операции проводятся резидентами и нерезидентами в рамках требований законодательства Республики Беларусь на основании заключенных ими договоров либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств.

Банк как агент валютного контроля осуществляет контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям, предусмотренных в гл. 3 Инструкции о порядке регистрации сделки и выполнении банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями функций агентов валютного контроля, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 16.04.2009 № 46 (далее — Инструкция № 46) (п. 6.2 Инструкции № 46).

При проведении клиентами валютных операций банк обязан потребовать представления документов, необходимых для осуществления банком функций агентов валютного контроля, установленных локальными нормативными правовыми актами банка (п. 16 Инструкции № 46). Однако следует учитывать, что не во всех случаях.

Так, согласно абз. 5 ч. 1 п. 17 Инструкции № 46 при осуществлении физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, внутренних и международных банковских переводов, сторонами по которым являются физические лица (за исключением переводов по валютным операциям, проводимым на основании разрешений Национального банка), банк не требует от клиентов представления документов (сведений), предусмотренных п. 7 и 8 Инструкции № 46, по валютным операциям.

<...>

Арсений СОЛОВЬЕВ


Предоставление займов в валюте физическим лицом юридическому лицу  резиденту


Рассмотрим правомерность предоставления займов в иностранной валюте физическим лицом юридическому лицу — резиденту на территории и за пределами Республики Беларусь.

А речь пойдет о правомерности займов в иностранной валюте, которые предоставляют физические лица — участники юридических лиц по сути своему же предприятию.

Но для начала определимся с самим понятием займа. Так, согласно ст. 760 Гражданского кодекса Республики Беларусь по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

Актами законодательства могут устанавливаться особенности предоставления юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями займов в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора.

<...>

Мария БУРНОС,
Стефания КОЗЛОВСКАЯ


Отражение безвозмездной помощи при получении запасов в коммерческих организациях


Порядок бухгалтерского учета безвозмездной помощи при безвозмездном получении запасов в коммерческих организациях определяет постановление Министерства финансов Республики Беларусь от 31.10.2011 № 112 «Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету государственной поддержки, Инструкции по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи, признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства финансов Республики Беларусь и отдельных структурных элементов постановлений Министерства финансов Республики Беларусь по вопросам бухгалтерского учета».

Постановлением утверждена Инструкция по бухгалтерскому учету безвозмездной помощи (далее — Инструкция № 112).

Инструкция № 112 определяет порядок формирования в бухгалтерском учете информации о полученной от других лиц международной технической помощи, иностранной безвозмездной помощи, безвозмездной (спонсорской) помощи в коммерческих организациях (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций) и некоммерческих организациях (за исключением бюджетных организаций) (п. 1 Инструкции № 112).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Отражение дохода при покупке иностранной валюты


В 2019 г. организация получила доход при покупке иностранной валюты для внесения денежного вклада в уставный фонд нерезидента (в сумме разницы между курсом покупки иностранной валюты и курсом Национального банка Республики Беларусь на момент покупки). Верно ли будет сумму дохода учесть по дебету сч. 90 «Доходы и расходы по текущей деятельности» субсчет 90-10 «Прочие расходы по текущей деятельности» со знаком «минус» как не учитываемую при налогообложении прибыли, поскольку данный вид расчета не перечислен в п. 2.6 ст. 170 Налогового кодекса Республики Беларусь?

Нет, неверно, организации следует отразить доход и учесть его при налогообложении прибыли.

При учете доходов, связанных с покупкой иностранной валюты, следует руководствоваться нормами Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Учет оплаты дополнительных поощрительных отпусков по контракту


Каким образом в 2019 г. следует учитывать при налогообложении прибыли оплату дополнительных поощрительных отпусков по контракту, начисленную согласно п. 2.5 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» (далее — Декрет № 29) работникам, участвующим в предпринимательской деятельности организации, а также обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах» с сумм поощрительных отпусков по контракту?

Действительно, контракт, заключенный с работником, должен предусматривать дополнительные меры стимулирования труда, в том числе предоставление дополнительного поощрительного отпуска с сохранением заработной платы до пяти календарных дней (п. 2.5 Декрета № 29).

Налогообложение. Налог на прибыль. Затратами, учитываемыми при налогообложении, признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено Налоговым кодексом Республики Беларусь (далее — НК) и (или) законодательством.

К затратам, учитываемым при налогообложении, относятся:

затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав;

нормируемые затраты (п. 1 ст. 169 НК).

Затраты по производству и реализации представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете (п. 1 ст. 170 НК).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Факторинг из договора поставки алкогольной продукции


Юридическое лицо — резидент заключило договор на факторинговое обслуживание с банком Республики Беларусь. В рамках заключенного договора резидент предоставил в банк с целью совершения финансирования под уступку денежного требования (факторинга) договор поставки алкогольной продукции. Вправе ли банк и резидент совершить финансирование под уступку денежного требования (факторинг) из договора поставки алкогольной продукции?

В соответствии со ст. 1531 Банковского кодекса Республики Беларусь по договору факторинга одна сторона (фактор) — банк или небанковская кредитно-финансовая организация обязуется другой стороне (сторонам) — кредитору или кредитору и должнику вступить в денежное обязательство между кредитором и должником путем выплаты кредитору суммы денежного обязательства должника за вознаграждение.

Согласно постановлению Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 21.04.2001 № 7 «Об обзоре судебной практики рассмотрения споров, возникающих в связи с уступкой требования (цессией) и переводом долга» договор факторинга представляет собой частный случай уступки требования.

В ст. 359 Гражданского кодекса Республики Беларусь закреплено, что уступка требования кредитором другому лицу допускается, если она не противоречит законодательству или договору.

<...>

Денис САФАРЕВИЧ,
юрист


Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.


Поделиться в соцсетях:


Свежие статьи на портале

1. Что изменилось в страховании? |

С 1 сентября 2019 г. изменен порядок выплаты пособий по временной нетрудоспособности по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

2. ЭСЧФ по экспортируемым транспортным услугам |

МНС напоминает субъектам хозяйствования, оказывающим экспортируемые транспортные услуги и (или) услуги транспортной экспедиции, что при выставлении электронных счетов-фактур особое внимание следует обратить на указание в ЭСЧФ следующих сведений.

3. В положение о командировках внесены изменения |

С 7 сентября вступают в силу изменения в в Положение о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176. Данные изменения внесены Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 4 сентября 2019 г. № 595, опубликованным на Национальном правовом Интернет-портал Республики Беларусь 6 сентября. Постановление вступает в силу после его официального опубликования.

4. За нарушения порядка внешнеторговой деятельности привлечены к административной ответственности 34 юридических и 33 физических лица |

Комитетом государственного контроля за первое полугодие 2019 года привлечено к административной ответственности за нарушения порядка осуществления внешнеторговой деятельности 34 субъекта хозяйствования и 33 физических лица. Сумма штрафов составила почти 174 тыс. рублей.

5. ФСЗН разъяснил вопросы применения мер административной ответственности |

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь разъяснил вопросы применения мер административной ответственности в соответствии со статьей 11.54 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях  к плательщикам обязательных страховых взносов (юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям), нарушившим законодательство о государственном социальном страховании.

6. МНС предупреждает о вирусном ПО! |

Министерство по налогам и сборам проинформировало, что в настоящее время на электронные адреса плательщиков поступают сообщения с электронного адреса nalog.gov@tut.by,  якобы от имени Министерства по налогам сборам, которые содержат вредоносное программное обеспечение.

7. Вносятся изменения в порядок приватизации государственной собственности |

3 сентября 2019 г. Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Декрет № 5, которым вносятся изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь».

9. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на сентябрь 2019 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на сентябрь 2019 года

11. О резервах по сомнительным долгам при поступлении оплаты по долгу |

В случае поступления оплаты от должника в счет погашения дебиторской задолженности, по которой ранее были сформированы и учтены при налогообложении прибыли, а также при переносе сроков оплаты, в результате чего задолженность перестает быть сомнительной, резервы по сомнительным долгам, суммы такой оплаты подлежат включению в состав внереализационных доходов.

12. Со 2 сентября изменились цены на бланки накладных |

Со 2 сентября 2019 года вводятся в действие новые единые отпускные цены за 1 номер (без НДС) на бланки документов с определенной степенью защиты, информация о которых подлежит включению в электронный банк данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.

13. МНС, ДФР и Верховный суд ответили на вопросы по применению налогового законодательства |

Министерство по налогам и сборам, Департамент финансовых расследований Комитета государственного контроля и Верховный суд ответили на вопросы по применению налогового законодательства, поступившие во время подготовки к круглому столу "Отдельные вопросы применения законодательства при проверке законности действий контролирующих органов", передает БЕЛТА.

14. Отменены некоторые лицензии |

2 сентября Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко подписал Указ № 326 «О совершенствовании лицензирования», направленный на устранение избыточного регулирования в сфере лицензирования и упрощение требований, предъявляемых к лицензиатам.

15. Как прекратить деятельность агроэкотуризма? |

У физических лиц, осуществляющих деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкоткризма, есть обязанности направлять письменное уведомление в районный исполнительный комитет по месту нахождения агроэкоусадьбы субъекта агроэкотуризма не только о начале осуществления деятельности, но и о ее прекращении.

16. Сроки подключения к СККО, используемого ИП будут перенесены |

С учетом предложений Совета по развитию предпринимательства и Бизнес союза предпринимателей и юридических лиц «Конструктивный диалог» готовится проект постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь по переносу сроков подключения к системе контроля кассового оборудования (далее – СККО) кассового оборудования, используемого  индивидуальными предпринимателями. При этом предполагается увеличение сроков возможности использования кассового оборудования без установки СКНО

17. Вниманию инвесторов: изменения в Декрет № 10 |

С 15 августа 2019 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 августа 2019 г. № 538 внесены изменения в Положение о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных и использованных для строительства, оснащения объектов, предусмотренных инвестиционными договорами, заключенными в соответствии с Декретом № 10.

18. Установлены нормы расхода топлива в области транспортной деятельности |

31 августа на сайте национального правового портала опубликовано Постановление Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 1 августа 2019 г. № 44 "Об установлении норм расхода топлива в области транспортной деятельности" (Регистрационный номер Национального реестра 8/34507, дата включения в Национальный реестр 28.08.2019).<br>

19. Налогообложение логистических услуг на территории СЭЗ |

Учитывая концептуальный  принцип  функционирования СЭЗ, особенности налогообложения в СЭЗ, установленные Налоговым кодексом Республики Беларусь, распространяются на деятельность резидентов СЭЗ, осуществляемую в пределах этих территориальных образований.

20. Как оформить перемещение КСА на новый объект? |

Индивидуальный предприниматель, осуществляющий розничную торговлю в торговом объекте с использованием кассового суммирующего аппарата без установленного средства контроля налоговых органов, планирует переезжать в новый торговый объект, расположенный по другому адресу. Как правильно оформить перемещение кассового аппарата на новый торговый объект?

22. О льготе для учебных заведений |

В связи с началом нового учебного года напоминаем, что изменился Перечень видов деятельности, при осуществлении которых обороты по реализации на территории Республики Беларусь учебными заведениями товаров (работ, услуг) освобождаются от налога на добавленную стоимость в соответствии с подп. 1.31 п. 1 ст. 118 Налогового кодекса Республики Беларусь (п. 9 приложения 1 к постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 05.08.2019 № 515 "Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь по вопросам налогообложения").

23. НДС при ввозе технологического оборудования |

16 июля 2019 года Главой государства подписан Декрет № 4 «Об изменении декретов Президента Республики Беларусь». Положения данного нормативного правового акта  направлены на упрощение и совершенствование порядка уплаты таможенных платежей, в частности, налога на добавленную стоимость, в отношении технологического оборудования и запасных частей к нему, ввозимых на таможенную территорию ЕАЭС и помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.