Registr.by:Мониторинг аналитики за 30 ноября — 6 декабря 2019 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 30 ноября — 6 декабря 2019 г. |

Количество просмотров 512
Автор мониторинг, мониторинг, аналитика, аналитика, registr.by registr.by
Registr.by:Мониторинг аналитики за 30 ноября — 6 декабря 2019 г.

Мониторинг аналитики за 30 ноября — 6 декабря 2019 г.

Общее собрание участников совместного домовладения в новой редакции Жилищного кодекса


Новая редакция Жилищного кодекса Республики Беларусь (далее — ЖК), принятая Законом Республики Беларусь от 4 мая 2019 г. № 185-З «Об изменении законов по вопросам правового регулирования жилищных отношений» (далее — Закон № 185-З), кроме прочих содержит еще одну довольно неоднозначную новацию — ст. 159 «Общее собрание участников совместного домовладения».

О каких совместных домовладениях идет речь

Ранее мы уже затрагивали этот вопрос, рассматривая регламентацию совместного домовладения новой редакцией ЖК в целом1. Представляется, что нормы указанной статьи стоят более подробного анализа.

Итак, согласно п. 1 ст. 159 новой редакции ЖК участники совместного домовладения обязаны проводить общее собрание участников совместного домовладения по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Здесь же говорится, что общие собрания участников совместного домовладения, проводимые помимо ежегодного общего собрания, являются внеочередными.

Следует напомнить, что п. 52 ст. 1 новой редакции ЖК определяет совместное домовладение как правоотношения собственников объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности двух и более собственников. В свою очередь, в п. 1 ст. 146 новой редакции ЖК уточняется, что совместное домовладение возникает с момента возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества, находящиеся в нескольких одноквартирных, блокированных жилых домах, иных капитальных строениях (зданиях, сооружениях), расположенных на смежных земельных участках, или в одном многоквартирном жилом доме, ином капитальном строении (здании, сооружении), расположенных на одной придомовой территории, у двух и более собственников.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Предоставление и привлечение займов: новые правила


В целях совершенствования порядка осуществления деятельности по регулярному предоставлению и привлечению займов, защиты прав потребителей услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, Президентом Республики Беларусь подписан Указ от 23 октября 2019 г. № 394 «О предоставлении и привлечении займов» (далее — Указ № 394).

Общие положения

Документом устанавливается, что деятельность по предоставлению трех и более займов в течение календарного месяца одному или нескольким заемщикам в сумме, не превышающей 15 000 базовых величин на одного заемщика на день заключения договора (далее — микрозаем), признается микрофинансовой деятельностью, которую вправе осуществлять:

1) коммерческие микрофинансовые организации — юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь в форме хозяйственного общества либо унитарного предприятия (вправе осуществлять микрофинансовую деятельность в форме предоставления микрозаймов под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, и признаются ломбардами);

2) некоммерческие микрофинансовые организации — юридические лица, зарегистрированные в Республике Беларусь в организационно-правовой форме потребительского кооператива, которые вправе осуществлять микрофинансовую деятельность в форме предоставления микрозаймов своим членам, и могут создаваться в одном из следующих видов:

потребительского кооператива финансовой взаимопомощи;

общества взаимного финансирования субъектов малого и среднего предпринимательства;

потребительского кооператива второго уровня;

3) юридические лица:

созданные в форме государственного (республиканского или коммунального) унитарного предприятия, а также хозяйственного общества, 50 и более процентов акций (долей) в уставном фонде которого находится в собственности Республики Беларусь и (или) ее административно-территориальных единиц, зарегистрированные в сельской местности и включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь». При этом установлено, что данные юридические лица не являются микрофинансовыми организациями и вправе осуществлять микрофинансовую деятельность только в форме предоставления микрозаймов под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования, с обязательной передачей во владение предмета залога такому юридическому лицу (заклад);

осуществляющие скупку драгоценных металлов и драгоценных камней в изделиях и ломе для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь.

<...>

Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист


Создание холдинга в Республике Беларусь: пошаговый алгоритм действий и необходимые документы


Количество холдингов, как частных, так и государственных, в Республике Беларусь возрастает с каждым годом. Данная тенденция обусловлена экономической целесообразностью: как правило, это вызвано необходимостью укрепления своих позиций в определенной сфере рынка. Данная статья поможет не только грамотно оформить и реализовать создание холдинга, но и еще раз взвесить все «за» и «против» относительно целесообразности такого шага.

Итак, для чего образуются холдинги?

Во-первых, это образования взаимосвязанных между собой новых производственных цепочек и каналов сбыта, что уменьшает зависимость от поставщиков и обеспечивает бесперебойную работу всех дочерних организаций.

Во-вторых, они создаются для расширения ассортимента продукции и услуг, освоения новых рынков сбыта, улучшения качества производства.

В-третьих, это способствует диверсификации деятельности. Именно благодаря диверсификации удается повысить эффективность производства и грамотно осуществлять управление активами предприятия в целом.

В-четвертых, холдинги помогают в оптимизации механизмов управления бизнесом, наращивании рыночной стоимости акций.

<...>

Эвелина ДУБОВИК,
юрист


Толкование договора


При исполнении договора и разрешении споров часто возникает необходимость в толковании его условий, то есть определении действительного смысла написанного.

Виды методов толкования договора

Согласно ст. 401 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) предусмотрено три метода толкования договора:

1) буквальное толкование;

2) систематическое толкование;

3) субъективное толкование (выявление действительной общей воли сторон с учетом цели договора (extrinsic evidence).

По смыслу ст. 401 ГК указанные методы толкования должны применяться последовательно, приоритетным является буквальное толкование договора.

Определение буквального значения условий договора

При толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений (ч. 1-я ст. 401 ГК). Данный способ толкования условий договора является основным, использование другого способа толкования условий договора допустимо лишь в том случае, если применение основного способа толкования не позволило определить содержание условий договора.

Буквальное толкование опирается на словарные и общепринятые, в том числе в деловом обороте, значения слов и выражений.

<...>

Олег БАНДЫК,
юрист


Внесены изменения в нормативные правовые акты в сфере делопроизводства и архивного дела


Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 17 октября 2019 г. № 193 внесены изменения в Инструкцию по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденную постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4 (далее — Инструкция по делопроизводству).

Изменения вступили в силу 23 октября 2019 г.

Среди внесенных изменений можно выделить следующие.

1. Уточнена сфера применения Инструкции по делопроизводству. В частности, п. 3 данного документа дополнен нормой, согласно которой положения Инструкции по делопроизводству распространяются на ненормативные (индивидуальные) правовые акты, локальные правовые акты нормотворческих органов (должностных лиц) в части, не урегулированной Законом Республики Беларусь от 17 июля 2018 г. № 130-З «О нормативных правовых актах» (далее — Закон № 130-З).

2. Внесен ряд изменений технического характера. В частности, ч. 4-я п. 172 Инструкции по делопроизводству изложена в следующей редакции: «Приказы и распоряжения по личному составу группируются в отдельные дела в зависимости от сроков их хранения». Соответственно из Инструкции по делопроизводству исключен перечень видов приказов по личному составу с указанием сроков их хранения.

3. Отдельные изменения технического характера внесены в Инструкцию по делопроизводству в связи с принятием Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» (далее — Закон № 219-З), которым вносятся изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь.

В частности, технические правки внесены в приложение 20 к Инструкции по делопроизводству, содержащее перечень документов, хранение которых может быть организовано в электронном виде. Так, корректировке подверглись п. 23, 24, 36, 38, а также подп. 30.2 п. 30 указанного приложения, который после слова «взысканий» дополнен словами «..., досрочном снятии дисциплинарных взысканий». Это связано с тем, что в ст. 203 Трудового кодекса Республики Беларусь (в редакции Закона № 219-З) расширен перечень документов, которыми оформляется дисциплинарное взыскание. Так, кроме приказа, распоряжения и постановления применение дисциплинарного взыскания может быть оформлено решением или протоколом.

<...>

Дмитрий ВАРНАШОВ,
младший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»


Почтовые отправления: как правильно адресовать?


Несмотря на увеличение объема электронного документооборота в организациях, большая часть переписки осуществляется посредством почтовой связи. В свою очередь, работа по отправке и получению корреспонденции выполняется, как правило, секретарями, поэтому именно данной категории работников нужно знать, как правильно адресовать почтовые отправления. Рассмотрим подробнее.

Нормативное правовое регулирование

Вопросы организации почтовой связи регулируются следующими нормативными правовыми актами:

Законом Республики Беларусь от 15 декабря 2003 г. № 258-З «О почтовой связи» (далее — Закон о почтовой связи);

Правилами оказания услуг почтовой связи общего пользования, утвержденными постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 7 сентября 2004 г. № 1111 (далее — Правила почтовой связи).

Адресат и адресные данные пользователей почтовой связи

Закон о почтовой связи определяет правовые, организационные, экономические основы деятельности в области почтовой связи и направлен на обеспечение устойчивого и эффективного функционирования почтовой связи.

Статьей 1 Закона о почтовой связи определены понятия адресата и адресных данных пользователей услуг почтовой связи:

адресат — это физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, которым адресованы почтовые отправления;

адресные данные пользователей услуг почтовой связи — это информация о физических лицах (фамилия, собственное имя, отчество (если таковое имеется), почтовый адрес) или юридических лицах (наименование и почтовый адрес).

<...>

Инна ДОРОФЕЙЧУК,
юрист


Номенклатура дел организации: порядок составления, согласования и утверждения


В деятельности любой организации образуется большое количество различных документов. Для организации эффективной работы с большим массивом различной документации, которая может создаваться как на бумажных носителях, так и в электронном виде (в виде электронных документов, документов в электронном виде, информационных ресурсов и т.д.), необходима ее правильная систематизация. Данную задачу помогает решать номенклатура дел.

О порядке составления и требованиях, которые предъявляются нормативными правовыми актами к номенклатурам дел, пойдет речь в данной статье.

Общие положения о номенклатуре дел организации

Для группировки исполненных документов в дела, систематизации, индексации, учета, определения сроков хранения дел в делопроизводстве, составления описей дел при их передаче в архив, а также актов о выделении к уничтожению документов и дел с истекшими сроками хранения организации разрабатывают номенклатуры дел.

Номенклатура дел организации — это систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в организации в делопроизводственном (календарном) году, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.

Номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, а также актов о выделении к уничтожению документов и дел, не подлежащих хранению. Также в архиве организации номенклатура дел используется для учета дел временного (до 10 лет) хранения.

<...>

Дмитрий ВАРНАШОВ,
младший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»

Справочная информация

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на декабрь 2019 года

Календарь уплаты юридическими лицами налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на декабрь 2019 года

Производственный календарь на 2020 год



Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Свежие статьи на портале

2. Срочно проверьте правильность ценообразования на товары, реализуемые на территории Беларуси |

Постановлением МАРТ от 12.10.2020 № 65 продлено по 31 декабря 2020 г. включительно государственное регулирование цен на социально значимые товары. Проверьте правильность Вашего ценообразования по нормам постановления № 65 на товары, реализуемые на территории Беларуси согласно списку, приведенному в статье.

4. В Беларуси обновлены порядок определения стоимости договора долевого строительства и его типовая форма |

Дольщик больше не будет нести ответственность за несвоевременное перечисление платежей, которые относятся к форме господдержки и средствам семейного капитала. Если застройщик использует денежные средства дольщика, то в течение 3 месяцев после приемки объекта в эксплуатацию застройщик за свой счет организует проведение аудита по установлению прибыли, которая составит не более 5% от сметной стоимости жилых помещений в текущих ценах.

6. О проекте изменений в постановления МНС по вопросам внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр |

На обсуждение вынесен проект постановления с определением требований к правилам внутреннего контроля, осуществляемого организаторами азартных игр, а также лицами, осуществляющими деятельность по налоговому консультированию.

7. Новые возможности электронных сервисов налоговых органов |

Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь в целях реализации концепции развития налоговых органов, базирующейся на расширенном взаимодействии с плательщиками в электронном виде, проводится активная работа по созданию, внедрению и дальнейшему продвижению электронных услуг, предоставляемых налоговыми органами.

8. Применение льготы по налогу на прибыль при оказании безвозмездной помощи |

Организация оказывает безвозмездную (спонсорскую) помощь Могилевскому областному исполнительному комитету в соответствии с договором, заключенным на основании решения Могилевского областного исполнительного комитета от 20.05.2019 №15-73 «Об объектах здравоохранения». Целью предоставления данной помощи является финансирование строительства объектов здравоохранения.
Вправе ли организация применить освобождение по налогу на прибыль в соответствии с пунктом 1 статьи 181 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – Кодекс), и уменьшить на сумму этой помощи налогооблагаемую прибыль?

9. Предложения по изменению налогового законодательства будут подготовлены за 6–8 месяцев |

Предложения по изменению налогового законодательства будут подготовлены в срок от полугода до восьми месяцев, а вступление в силу обновленного Налогового кодекса планируется с 2022 года. Об этом сообщил журналистам Министр по налогам и сборам Сергей Наливайко по итогам доклада Главе государства.

10. Какие изменения в Налоговый кодекс поручил подготовить Лукашенко |

"Налоговый кодекс нужно «освежить» так же, как недавно были обновлены Кодекс об административных правонарушениях и Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях. «Хорошая была проведена работа. Может быть, после последних событий надо будет в какие-то статьи вносить изменения — возможно, это жизнь. Вот точно так надо пройтись по Налоговому кодексу."