Registr.by:Мониторинг аналитики за 7 — 13 марта 2019 г. |
Мониторинг аналитики за 7 — 13 марта 2019 г.
Табель и альбом форм унифицированных документов организации
Многие организации сталкиваются с проблемой постоянного возрастания количества документов. На увеличение объема документооборота оказывает влияние большое количество различных факторов. В арсенале специалистов по управлению документами есть ряд инструментов, которые позволяют контролировать процесс увеличения объема документооборота в организации. Одними из таких инструментов являются табель и альбом форм унифицированных документов.
В рамках данной статьи рассмотрим порядок разработки и применения указанных документов.
Табель и альбом форм унифицированных документов: разбираемся с понятиями
Одним из действенных методов сокращения объема документооборота при документировании управленческих действий в однотипных ситуациях является унификация документов.
Под унификацией понимаются сокращение элементов системы и их приведение к единообразию. В процессе унификации осуществляется оптимальное сокращение количества, видов и форм документов, применяемых при решении конкретной управленческой задачи, а также состава включенных в них реквизитов и показателей (совершенствование структуры и содержания документов).1
Для сокращения количества применяемых форм документов организации разрабатывают унифицированные формы документов. Унифицированные формы документов представляют собой совокупность реквизитов, установленных в соответствии с решаемыми в данной сфере деятельности задачами и расположенных на носителе информации.2
<...>
Дмитрий ВАРНАШОВ,
научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»
Письма: составляем и оформляем правильно
Письмо является одним из самых распространенных способов информационного обмена между организациями и гражданами. К категории писем относится большое количество различных по содержанию и назначению документов. Письма составляют значительную часть документального фонда любой организации. Так, из 1199 пунктов Перечня типовых документов1 250 содержат упоминание о переписке!
В данной статье рассмотрим особенности составления и оформления писем на бумажных носителях.
Письмо: определение, классификация, правовое регулирование составления
Под письмом понимается обобщенное название различных по содержанию документов, которые выделяются в связи с особым способом передачи текста (пересылка по почте и другим каналам связи).2 Соответственно к категории писем относятся различные виды документов на основе критерия способа их передачи. Традиционным из способов (и широко применяющимся на практике и сегодня) является пересылка писем на бумажных носителях по почте. Однако еще более широкое распространение получила пересылка писем по электронной почте и средствами факсимильной связи (факс).
Как упоминалось выше, письмо является обобщенным названием различных по содержанию документов. Стоит отметить, что письмо не является самостоятельным видом документов. На этом основании оно не включено в таблицу 2 «Коды видов документов» общегосударственного классификатора ОКРБ 010-95 «Унифицированные документы».3 Как следствие — название вида документа на бланках для писем не наносится.4
При помощи письма можно передать содержание таких видов документов, как запрос, извещение, заявка, предупреждение, уведомление и др.
<...>
Дмитрий ВАРНАШОВ,
научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»
Основные вопросы хранения переписки
Значительное место в документационном обеспечении управления организации отведено переписке, то есть обмену документами, который является одним из средств управления и коммуникации. По некоторым данным, она составляет около 80% входящей и исходящей документации1.
Организации ведут переписку с вышестоящими, подчиненными (входящими в состав, систему), сторонними организациями, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в целях выполнения поставленных перед ними задач и реализации возложенных на них функций (п. 13 Инструкции по делопроизводству в государственных органах, иных организациях, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 января 2009 г. № 4).
Важным вопросом при ведении переписки является организация ее хранения, что предполагает классификацию, определение срока хранения, способа хранения и формирование дел.
Классификация переписки
Классификация переписки осуществляется при составлении номенклатуры дел организации, которая помогает сгруппировать документы. Так как письмо — это обобщенное название различных по содержанию документов, выделяемое в связи с особым способом передачи, классификация переписки является наиболее сложной. Выделяют два основных признака классификации переписки: корреспондент, вопрос. Может использоваться и дополнительный признак — место.
<...>
Екатерина ДЕРНОВИЧ,
старший научный сотрудник отдела документоведения учреждения «Белорусский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела»
Особенности ведения электронной деловой переписки
Современные руководители, секретари, делопроизводители и рядовые сотрудники организаций используют широкий спектр программно-технических средств для оперативного решения организационных и производственных задач. Зачастую коммуникации внутри организации, а также с филиалами, подчиненными и другими организациями осуществляются с использованием электронной почты, системы электронного документооборота и систем межкорпоративного/межведомственного электронного документооборота.
В статье будут использоваться термины и определения, приведенные в терминологическом словаре «Электронный документооборот: термины и определения» (утвержден приказом директора Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции Республики Беларусь от 19 октября 2015 г. № 39). Терминологический словарь разработан Белорусским научно-исследовательским центром электронной документации и создан с целью стандартизации терминологии при разработке, внедрении и использовании систем электронного документооборота, размещен в свободном доступе на сайте Архивы Беларуси (https://archives.gov.by/index.php?id=340710). Термины и определения, приведенные в названном словаре, основываются на терминологии, применяемой в законодательных и технических нормативных правовых актах Республики Беларусь и ряде международных стандартов.
Электронная почта (ЭП) — информационная технология, обеспечивающая пересылку и отложенное получение сообщений электронной почты по сетевым коммуникациям и телекоммуникациям. Применяется как средство доставки документов в электронном виде (электронных документов) автономно или в качестве компонента системы электронного документооборота.
Сообщение (письмо) электронной почты — это информационный пакет, формируемый и обрабатываемый программными средствами электронной почты в соответствии с определенным протоколом, обычно предусматривающим автоматическое формирование заголовка сообщения, возможность заполнения тела сообщения и прикрепления вложенных файлов.
<...>
Ольга БАРТАЛЕВИЧ,
старший научный сотрудник отдела комплектования учреждения «Белорусский научно-исследовательский центр электронной документации»
Изменение срока уплаты ввозных таможенных пошлин: беспроцентная отсрочка (рассрочка)
При осуществлении внешнеэкономической деятельности могут наступить обстоятельства, при которых установленный законодательством срок уплаты ввозной таможенной пошлины необходимо изменить. Особенности изменения срока уплаты ввозной таможенной пошлины определены ст. 58 и 59 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС).
Следует отметить, что ввозная таможенная пошлина является обязательным платежом, взимаемым таможенными органами государств-членов в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС). Согласно положениям Договора о Евразийском экономическом союзе суммы ввозных таможенных пошлин подлежат зачислению и распределению между государствами — членами ЕАЭС с последующим их перечислением в доход бюджетов государств — членов ЕАЭС.
Согласно положениям ТК ЕАЭС изменение сроков уплаты ввозных таможенных пошлин осуществляется в форме отсрочки или рассрочки:
•отсрочка уплаты ввозных таможенных пошлин представляет собой изменение срока уплаты ввозных таможенных пошлин с единовременной уплатой плательщиком отсроченной суммы;
•рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин представляет собой изменение срока уплаты ввозных таможенных пошлин с поэтапной уплатой плательщиком рассроченной суммы.
Отсрочка или рассрочка уплаты ввозных таможенных пошлин предоставляются на основании заявления плательщика ввозных таможенных пошлин по решению таможенного органа.
<...>
Людмила ДРОЗД,
эксперт по вопросам обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей
Формирование регулируемых розничных цен на товары, приобретаемые у оптовых организаций
Формирование регулируемых розничных цен на товары, указанные в Перечне товаров (работ, услуг), цены (тарифы) на которые регулируются Советом Министров Республики Беларусь, государственными органами (организациями), утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 25 февраля 2011 г. № 72, определено Инструкцией о порядке установления и применения регулируемых цен (тарифов), утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 22 июля 2011 г. № 111 (далее — Инструкция № 111), в соответствии с ч. 1-й п. 11 которой розничные цены определяются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю (далее — розничные организации), путем применения торговых надбавок к отпускным ценам производителей (импортеров) в размерах, не превышающих установленных государственными органами, осуществляющими регулирование цен. Согласно ч. 3-й п. 11 Инструкции № 111 при приобретении товаров на территории республики у юридического лица или индивидуального предпринимателя, осуществляющих оптовую торговлю, торговая надбавка (с учетом оптовой надбавки) применяется к отпускной цене производителя (импортера).
Ситуация
Розничная организация «Р» приобретает у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей продовольственные товары отечественного и иностранного производства и осуществляет их продажу населению через собственные торговые объекты, расположенные на территории Республики Беларусь.
Согласно товаросопроводительным документам (ТТН от 12 февраля 2020 г. № 0123434) розничная организация «Р» приобрела у оптовой организации «О» на условиях самовывоза 20 т крупы гречневой фасованной, упакованной в потребительскую упаковку (полиэтиленовые пакеты из полимерных материалов с нанесением маркировки) развесом 0,8 кг (далее — крупа гречневая).
Цена реализации 1 т крупы гречневой установлена оптовой организацией «О» на условиях франко-отправления (франко-склад) на уровне 1 292,50 руб. (без НДС) за 1 т (гр. 4 товарного раздела ТТН от 12 февраля 2020 г. № 0123434).
<...>
Галина КОРЖЕНЕВСКАЯ,
экономист
Порядок обеспечения пособием по временной нетрудоспособности лиц, работающих по гражданско-правовым договорам (договорам подряда)
Согласно Закону Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-ХII «Об основах государственного социального страхования» граждане, работающие по гражданско-правовым договорам у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, адвокатов, осуществляющих адвокатскую деятельность индивидуально, подлежат обязательному государственному социальному страхованию.
В случае наступления временной нетрудоспособности в период выполнения работы по гражданско-правовому договору гражданин имеет право на пособие по временной нетрудоспособности.
При предоставлении указанной работы с гражданином заключается соответствующий договор в письменной форме с соблюдением установленных законодательством условий. Важным для решения вопроса о назначении пособия является отражение в договоре порядка расчета сторон с определением конкретной суммы, подлежащей выплате гражданину, а также обязательство по уплате за него в установленном порядке обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на социальное страхование.
Общие нормы порядка обеспечения пособием лиц, выполняющих работы по гражданско-правовым договорам, содержатся в Положении о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 569. Порядок исчисления пособия определен п. 27 документа.
<...>
Лев СТРАЦКЕВИЧ,
эксперт журнала «Налоговый вестник»
Учет нематериальных активов в бюджетных организациях
Вопрос. Бюджетной организацией приобретается антивирусная программа за счет средств республиканского бюджета.
Как правильно отразить это в учете (корреспонденция счетов)?
Ответ. Для ответа на вопрос обратимся к Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 апреля 2012 г. № 25 (далее — Инструкция № 25).
Согласно п. 2 Инструкции № 25 организацией в качестве нематериальных активов принимаются к бухгалтерскому учету активы, не имеющие материально-вещественной формы, при выполнении следующих условий признания:
•активы идентифицируемы, то есть отделимы от других активов организации;
•активы предназначены для использования в деятельности организации, в том числе в производстве продукции, при выполнении работ, оказании услуг, для управленческих нужд организации, а также для предоставления в пользование;
•организация предполагает получение экономических выгод от использования активов и может ограничить доступ других лиц к данным выгодам;
•активы предназначены для использования в течение периода продолжительностью более 12 месяцев;
•организацией не предполагается отчуждение активов в течение 12 месяцев со дня приобретения;
•первоначальная стоимость активов может быть достоверно определена.
Согласно п. 5 Инструкции № 25 в отношении объектов интеллектуальной собственности к нематериальным активам относятся имущественные права, в том числе объекты авторского права, включая компьютерные программы, базы данных или их экземпляры, приобретенные по лицензионным (авторским) договорам или иным основаниям, предусмотренным законодательством, иные объекты авторского права.
Также к объектам нематериальных активов относятся права, вытекающие из лицензионных (авторских) договоров, договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) и иных договоров в соответствии с законодательством, а также имущественные права в отношении иных объектов.
<...>
Василий ПАСЕВИЧ,
аудитор
Подписка: бухгалтерский и налоговый учет
Подписка на газеты и журналы, используемые в производственных целях. Подписка на журналы и газеты (далее — периодика) может быть связана с деятельностью организации и необходима для качественного выполнения работниками своих трудовых обязанностей. Примерами такой периодики могут быть юридические, бухгалтерские, экономические журналы и др. Подписку можно оформить на месяц, квартал, полугодие и т.п. Как правило, оплата производится на основании счета путем предварительного перечисления денежных средств на расчетный счет издательства.
Согласно п. 47 Инструкции о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50 (далее — Инструкция № 50), погашение обязательств перед поставщиками, подрядчиками, исполнителями, включая авансы и предварительную оплату, отражается по дебету сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредиту сч. 51 «Расчетные счета». Согласно п. 21 Инструкции № 50 причитающиеся к оплате организацией суммы налога на добавленную стоимость отражаются по дебету сч. 18 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам, работам, услугам» и кредиту сч. 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
В соответствии с ч. 2-й п. 32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлениемМинистерства финансов Республики Беларусь от 30 сентября 2011 г. № 102 (далее — Инструкция № 102), расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, признаются в бухгалтерском учете в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены. Иными словами, в бухгалтерском учете организации расходы на подписку будут отражаться по мере получения периодики в соответствующем периоде. Так, если подписка оформлена, например, на первое полугодие, стоимость ежемесячной подписки будет отражаться в учете каждый месяц начиная с января и до конца июня. Документом, на основании которого отражаются ежемесячные расходы, вместе со счетом на подписку будут являться расчетные документы (в частности, платежный документ).
<...>
Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор
Очередные изменения в регулировании аудиторской деятельности
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 декабря 2019 г. № 936 «О вопросах закупок товаров (работ, услуг), аттестации и подтверждения квалификации аудиторов» (далее — постановление № 936) внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — постановление № 229), а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2013 г. № 1098 «О порядке проведения аттестации» (далее — постановление № 1098).
Кого коснулось постановление № 936?
Документ, во-первых, устанавливает требования к организациям, осуществляющим закупки аудиторских услуг по проведению обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности за счет собственных средств (далее —закупки) организации.
Для целей постановления № 936 под организациями понимаются республиканские унитарные предприятия, государственные органы, государственные объединения, иные юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности, хозяйственные общества, более 25% акций (долей) в уставных фондах которых принадлежит Республике Беларусь или организациям, имущество которых находится в республиканской собственности (за исключением банков, открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь», небанковских кредитно-финансовых организаций). Напомним, согласно п. 1 ст. 22 Закона Республики Беларусь от 12 июля 2013 г. № 56-З «Об аудиторской деятельности» (далее — Закон № 56-З) обязательный аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности — это аудит бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, обязательность проведения которого установлена Законом № 56-З и иными законодательными актами.
При этом поименованы организации, в которых обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь, проводится ежегодно (п. 3 ст. 22 Закона № 56-З).
<...>
Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук
Установлен порядок зачисления, распределения и механизм возврата доходов в 2020 году
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 января 2020 г. № 2 утверждена Инструкция о порядке зачисления, распределения и механизме возврата доходов республиканского и местных бюджетов, бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь в 2020 году (далее — Инструкция).
Данный документ утверждается на каждый календарный год. Инструкция 2020 года дополнена некоторыми категориями плательщиков и видами доходов, в частности Инструкцией утвержден порядок перечисления подоходного налога для отдельных категорий налоговых агентов:
•представительства иностранных организаций, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь, перечисляют налог с доходов физических лиц, работающих в этих представительствах, в бюджет базового уровня, бюджет г. Минска по месту постановки на учет таких представительств в налоговых органах (ч. 4-я п. 46 Инструкции);
•иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь через постоянное представительство, — в соответствующий бюджет базового уровня, бюджет г. Минска, на территории которого такой организацией осуществляется предпринимательская деятельность через постоянное представительство (ч. 5-я п. 46Инструкции).
Кроме того, Инструкцией определен механизм зачисления подоходного налога с определенных видов доходов физических лиц:
•с доходов от сдачи физическим лицам в аренду жилых и (или) нежилых помещений, машино-мест в фиксированных суммах — в соответствующий бюджет базового уровня, бюджет г. Минска по месту жительства физического лица (код платежа 0107) (п. 48Инструкции);
•с доходов физических лиц, не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь, — в соответствующий бюджет базового уровня, бюджет г. Минска по месту предполагаемого получения дохода, а в случае реализации недвижимого имущества — по месту нахождения недвижимого имущества (код платежа 0105) (п. 48 Инструкции);
•с доходов, исчисленных в соответствии с законодательством исходя из сумм превышения расходов физических лиц над их доходами, — в соответствующий бюджет базового уровня, бюджет г. Минска по месту жительства физического лица (код платежа 0106) (п. 48 Инструкции).
<...>
Антон ЗЕНЬКО,
экономист
Перевод на другую работу к другому нанимателю в связи с производственной необходимостью
Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК) с 28 января 2020 г. предусматривает временный перевод работника на другую работу в случае производственной необходимости, в том числе и к другому нанимателю (п. 2 ч. 1-й ст. 321 ТК).
Рассмотрим порядок такого перевода.
Кроме ТК следует руководствоваться такими нормативными правовыми актами, как:
•Рекомендациями по вопросам перевода работников строительной отрасли из одной строительной организации в другую на территории Республики Беларусь, утвержденными приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 мая 2014 г. № 149 (далее — Рекомендация № 149);
•Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 175 (далее — Инструкция № 175);
•Законом Республики Беларусь от 23 июня 2008 г. № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон № 356-З).
Особенности перевода к другому нанимателю
Производственной необходимостью признается необходимость для данного нанимателя предотвращения катастрофы, производственной аварии или немедленного устранения их последствий либо последствий стихийного бедствия, предотвращения несчастных случаев, простоя, уничтожения или порчи имущества нанимателя либо иного имущества и в других исключительных случаях, а также для замещения отсутствующего работника (ч. 2-я ст. 33 ТК).
<...>
Александр ШЕВЦОВ,
юрист
Деятельность служб скорой медицинской помощи организуют по-новому
Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 4 января 2020 г. № 2 «О вопросах организации деятельности службы скорой медицинской помощи» (далее — постановление № 2) утверждена Инструкция о порядке организации деятельности службы скорой медицинской помощи (далее — Инструкция).
Согласно п. 1 Инструкции этот документ определяет структуру, задачи и режимы функционирования, порядок деятельности службы скорой медицинской помощи (далее — служба СМП), а также систему управления службой СМП и ее взаимодействие с бригадами неотложной медицинской помощи амбулаторно-поликлинических организаций здравоохранения (далее — бригада НМП).
Терминология
Инструкция дает определение, в частности, таких терминов, как:
•бригада НМП — это структурно-функциональная единица государственной организации здравоохранения, оказывающей медицинскую помощь в амбулаторных условиях, или структурного подразделения государственной организации здравоохранения, оказывающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, состоящая из фельдшера или помощника врача по амбулаторно-поликлинической помощи, санитара и водителя, обеспеченная специальным легковым автомобилем и предназначенная для оказания НМП пациентам с выездом по адресу их места жительства (места пребывания), включая их транспортировку;
•бригада СМП — это структурно-функциональная единица службы СМП, состоящая из врача и (или) фельдшера (фельдшеров), санитара (санитаров), водителя и обеспеченная автомобилем СМП, осуществляющая оказание СМП в круглосуточном режиме в результате выезда по месту нахождения пациента вне организации здравоохранения, включая их транспортировку;
•выезд бригады СМП (бригады НМП) — это выезд бригады СМП (бригады НМП) по адресу вызова бригады СМП (бригады НМП) для оказания СМП (НМП) пациенту, в том числе на безрезультатный выезд бригады СМП (бригады НМП), для транспортировки пациентов с амбулаторных и попутных вызовов бригады СМП (бригады НМП);
•служба СМП — это система государственных организаций здравоохранения (структурных подразделений государственных организаций здравоохранения), осуществляющих функции по обеспечению оказания СМП населению в круглосуточном режиме по месту нахождения пациента.
<...>
Алексей ПАВЛОВСКИЙ,
юрист
Установлены специфические санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 февраля 2020 г. № 66 (далее — постановление № 66) утверждены специфические санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда работающих (далее — Требования).
Документ принят во исполнение абз. 3-го п. 2.1 общих санитарно-эпидемиологических требований к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования, утвержденных Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7. Напомним, в данной норме было установлено, что Совет Министров Республики Беларусь определят обязательные для соблюдения специфические санитарно-эпидемиологические требования, в том числе к условиям труда работающих.
Общие требования
В общих требованиях к условиям труда работающих (глава 2) установлено, что показатели производственных факторов на рабочих местах должны соответствовать:
•гигиеническим нормативам, устанавливающим величины предельно допустимых концентраций (далее — ПДК), ориентировочных безопасных уровней воздействия (далее — ОБУВ) микроорганизмов-продуцентов, микробных препаратов и их компонентов, вредных веществ в воздухе рабочей зоны, предельно допустимых уровней (далее — ПДУ) загрязнения кожных покровов работающих вредными веществами;
•гигиеническим нормативам, устанавливающим величины ПДУ физических факторов;
•показателям тяжести и напряженности труда.
<...>
Николай КУЛЕВСКИЙ,
юрист
За службу в армии — пенсионный стаж и льготы при поступлении
Президент Республики Беларусь подписал свой Указ от 10 февраля 2020 г. № 48 «О повышении уровня социальной защиты граждан в связи с призывом на срочную военную службу, службу в резерве» (далее — Указ № 48).
Пенсионный стаж
В частности, установлено, что военнослужащие, проходящие срочную военную службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию на случай достижения пенсионного возраста, инвалидности и потери кормильца.
Определен порядок уплаты обязательных страховых взносов за периоды срочной военной службы. Согласно Указу № 48обязательные страховые взносы в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь (далее — бюджет фонда) за таких лиц уплачиваются в размере 29% их денежного довольствия в порядке и сроки, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, организациями, в которых они обеспечивались указанным довольствием. В стаж работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет фонда для назначения трудовых пенсий будет включаться фактическая продолжительность периодов срочной военной службы, за которые производилась уплата обязательных страховых взносов. Определено, что в качестве фактического заработка для исчисления пенсии в расчет будут приниматься 40% средней заработной платы работников в республике за соответствующие месяцы прохождения срочной военной службы.
<...>
Александр ГОРБАЧ,
юрист