Registr.by:Мониторинг аналитики за 8 — 14 февраля 2019 г.

Registr.by:Мониторинг аналитики за 8 — 14 февраля 2019 г. |

Автор Юлия Витень, редактор отдела "Новости" Юлия Витень, редактор отдела "Новости"
Количество просмотров 433
Автор мониторинг, мониторинг, аналитика, аналитика, registr.by registr.by
Registr.by:Мониторинг аналитики за 8 — 14 февраля 2019 г.


Мониторинг аналитики за 8 — 14 февраля 2019 г.

Готовимся к годовой отчетности: переоценка


Пунктом 1 Инструкции о порядке переоценки основных средств, доходных вложений в материальные активы, оборудования к установке, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 5 ноября 2010 г. № 162/131/37 (далее — Инструкция № 162/131/37), предусмотрено, что организация проводит переоценку имущества в случаях, установленных законодательными актами. Если законодательными актами организациям предоставлено право проводить переоценку имущества, организации вправе:

своей учетной политикой предусмотреть условия для проведения переоценки имущества (критерии существенности изменения стоимости имущества), в том числе ее периодичность;

принять решение о проведении переоценки в отношении:

а) всего имущества;

б) объектов основных средств, доходных вложений в материальные активы, относящихся к определенной группе, подгруппе либо классифицируемым определенным шифром классификации основных средств;

в) отдельных объектов основных средств, доходных вложений в материальные активы;

г) оборудования к установке, а также установленного оборудования и оборудования, не требующего монтажа в составе объектов незавершенного строительства, которые будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств, доходных вложений в материальные активы и отнесены к определенной группе, подгруппе либо определенному шифру классификации основных средств.

Последняя переоценка (изменение стоимости) основных средств, доходных вложений в материальные активы, объектов незавершенного строительства и оборудования к установке проводилась на 1 января 2014 г.

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Основные изменения законодательства, которые нужно учесть при составлении бухгалтерской отчетности за 2019 год


В настоящее время организации начинают подготовку к составлению бухгалтерской отчетности за 2019 год.

В данном материале — об основных изменениях законодательства по бухгалтерскому учету, о которых важно помнить при составлении отчетности.

Право не начислять амортизацию

Объектами начисления амортизации являются числящиеся на бухгалтерском учете (кроме числящихся на забалансовых счетах) организации (в учете у индивидуального предпринимателя) основные средства и нематериальные активы, как используемые, так и не используемые в предпринимательской деятельности, а также объекты, предоставленные организацией во временное владение и/или пользование с целью получения дохода, учитываемые в качестве доходных вложений в материальные активы, в том числе инвестиционной недвижимости (п. 11 Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов, утвержденной постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г. № 37/18/6).

В 2019 году в отличие от 2018 года (а также 2015 — 2017 гг.) у организаций отсутствует право не начислять амортизацию по всем или отдельным объектам основных средств и нематериальных активов.

Из данного правила есть исключение: организации вправе принять решение о неначислении амортизации с 1 января 2019 г. — по объектам основных средств и нематериальных активов, предусмотренным бизнес-планами инвестиционных проектов по созданию или модернизации производств. Реализация названного права осуществляется до 31 декабря включительно года выхода этих производств на проектную мощность или достижения положительного финансового результата (наличие чистой прибыли), но не более трех лет с даты ввода в эксплуатацию объектов основных средств и даты принятия к бухгалтерскому учету нематериальных активов (п. 1 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 30 октября 2017 г. № 802 «О неначислении амортизации по основным средствам и нематериальным активам в 2018 и последующих годах»).

<...>

Виталий РАКОВЕЦ,
аудитор ООО «АудитИнком»


Подоходный налог при добровольном страховании работников и членов их семей


Вопрос. Организация в пользу своих работников и их несовершеннолетних детей в январе 2020 года заключила договоры добровольного страхования от несчастных случаев и болезней и уплатила соответственно страховые взносы. При этом в организации работают как работники, для которых эта организация является местом основной работы, так и совместители. Страховой взнос по каждому из договоров, заключенных в пользу:

работника, — уплачен в размере 840 рублей;

детей, — уплачен в размере 115 рублей.

Поскольку эти договоры не относятся к договорам обязательного страхования, а также к договорам добровольного страхования жизни, дополнительной пенсии, медицинских расходов, бухгалтер с уплаченных страховых взносов удержала у работников подоходный налог (со страховых взносов по договорам как в пользу работников, так и в пользу их детей).

Правомерно ли удержан в этом случае подоходный налог?

Ответ. При определении налоговой базы подоходного налога учитываются все доходы плательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах (п. 1 ст. 199 Налогового кодекса Республики Беларусь, далее — НК). При этом к доходам, полученным плательщиком в натуральной форме, в том числе относятся оплата (полностью или частично) за него организациями или физическими лицами товаров (работ, услуг), имущества или имущественных прав, в том числе жилищно-коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах плательщика (подп. 2.1 п. 2 ст. 200 НК). На основании изложенного уплаченные организацией страховые взносы за работников и их детей являются доходами, полученными в натуральной форме.

При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц не учитываются доходы, полученные в виде страховых взносов (страховых премий), оплаченных за счет средств нанимателей:

по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на время поездки работника за границу при направлении его в служебную командировку, а также по договорам добровольного страхования от несчастных случаев и болезней на время поездки за границу, заключаемым в пользу работников, работа которых носит подвижной и разъездной характер;

по договорам обязательного страхования (подп. 1.4 п. 1 ст. 201 НК).

В иных случаях суммы страховых взносов (страховых премий), внесенных за плательщиков организациями или индивидуальными предпринимателями, признаваемыми налоговыми агентами, по договорам страхования подлежат налогообложению в порядке, установленном ст. 216 НК (п. 2 ст. 201 НК).

<...>

Наталья БОРИСЕНКО,
аудитор


Внесены изменения в методику учета списываемых объектов незавершенного строительства и основных средств


Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13 декабря 2019 г. № 74 «Об установлении формы акта о списании имущества и учете остаточной (ликвидационной) стоимости имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь» (далее — постановление № 74) внесены изменения в Инструкцию о порядке применения типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2011 г. № 50, и методику учета списываемых основных средств.

В отношении какого имущества применяются нормы постановления № 74?

Нормы постановления № 74 применяются в отношении имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, при его списании. Согласно п. 2 Положения о порядке списания имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2019 г. № 764 (далее — Положение № 764), имущество, находящееся в собственности Республики Беларусь, — это недвижимое и движимое имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными органами и организациями, в том числе республиканскими юридическими лицами, а также переданное в безвозмездное пользование негосударственным юридическим лицам. При этом уточняется:

движимое имущество — это машины, оборудование, транспортные средства, иное движимое имущество, относящееся к основным средствам;

недвижимое имущество — это капитальные строения (здания, сооружения), изолированные помещения, машино-места, незавершенные законсервированные капитальные строения, иное недвижимое имущество (за исключением предприятий как имущественных комплексов), подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, суда плавания река — море, космические объекты, доли в праве общей собственности на них, незавершенные незаконсервированные капитальные строения;

списание имущества — его выбытие из хозяйственного ведения, оперативного управления государственного органа и организации, в том числе республиканского юридического лица, а также из владения негосударственного юридического лица, которому имущество передано в безвозмездное пользование, на основании решения, принятого в соответствии с Положением № 764 (п. 2 Положения № 764). Такое решение принимает уполномоченный орган, названный в п. 5 и п. 6 данного Положения, создавая постоянно действующую комиссию по списанию имущества (п. 7 Положения № 764).

<...>

Валентина ЛЕМЕШ,
кандидат экономических наук


Алгоритм регистрации предельных отпускных цен на лекарства


В настоящее время (сроком до 31 декабря 2020 г.) в Беларуси запрещена реализация лекарственных средств без регистрации предельных отпускных цен. Данный запрет установлен Указом Президента Республики Беларусь от 22 августа 2018 г. № 345 «О регистрации цен на лекарственные средства» (далее — Указ № 345).

В представленном материале рассмотрен алгоритм регистрации предельных отпускных цен в соответствии с нормами действующего законодательства.

Обращаем внимание, что в настоящее время сформировался целостный пакет нормативных документов, регламентирующих деятельность субъектов хозяйствования и органов государственного управления в сфере регистрации цен на лекарственные средства в соответствии с Указом № 345.

В данный пакет документов вошли:

постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2018 г. № 776 «О регистрации отпускных цен производителей на лекарственные средства» (далее — постановление № 776);

Инструкция о методике расчета предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, утвержденная постановлением Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь от 19 ноября 2018 г. № 83.

Регистрация цен. Регистрация отпускных цен на лекарства осуществляется в соответствии с Положением о порядке регистрации предельных отпускных цен производителей на лекарственные средства, утвержденным постановлением № 776 (далее — Положение № 776).

Регистрация предельных отпускных цен производится только в отношении лекарственных средств по перечню, определенному в приложении к Указу № 345.

Предельные отпускные цены регистрируются в белорусских рублях, плата за регистрацию предельных отпускных цен не взимается.

<...>

Сергей КОВАЛЬЧУК,
эксперт-консультант по вопросам ценообразования


Уплата налога на доходы иностранной организацией


Базовые принципы взимания налога для всех видов доходов одинаковы, за исключением некоторых нюансов, которые мы рассмотрим детально.

Итак, налоговым агентом по исчислению и уплате налога на доходы выступают юридические лица Республики Беларусь, белорусские индивидуальные предприниматели (далее — ИП), представительства иностранных организаций (если возникновение доходов от неустойки имеет отношение к этому представительству), то есть те, кто начисляет и выплачивает доход иностранной организации (подп. 3.1, 3.2, 3.4 п. 3 ст. 189 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК).

При начислении либо выплате доходов (см. ниже) иностранной организации налоговой базой является общая сумма дохода (п. 1.3 ст. 190 НК). Ставка налога на доходы — 15% (подп. 1.5 п. 1 ст. 192 НК).

Общей суммой дохода считается начисленная (выплачиваемая) иностранной организации сумма дохода без вычета понесенных ею затрат.

Налоговая база определяется на дату возникновения обязательств по уплате налога на доходы.

Дата возникновения обязательств белорусской организации по уплате налога на доходы определяется как приходящийся на налоговый период день начисления иностранной организации дохода (платежа) в виде роялти (п. 1 ст. 191, п. 1 ст. 193 НК).

Датой начисления дохода считается наиболее ранняя из следующих дат (п. 2 ст. 191 НК):

дата отражения белорусской организацией в бухгалтерском учете обязательств перед иностранной организацией по выплате дохода (подп. 2.2 п. 2 ст. 191 НК);

дата отражения в бухгалтерском учете факта выплаты налоговым агентом дохода иностранной организации (факта осуществления платежа, проведения зачета встречных однородных требований в зависимости от установленной сторонами договора формы расчета) (подп. 2.3 п. 2 ст. 191 НК).

<...>

Александра РАКИТИНА,
экономист


Если работа по совместительству стала основной…


Статья 350 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) с изменениями, внесенными Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов», с 28 января 2020 г. содержит новое основание прекращения трудового договора с работающим по совместительству — в связи с тем, что работа по совместительству стала для работника основной (п. 2 ст. 350 ТК).

Рассмотрим алгоритм действий нанимателя при увольнении работника по этому основанию.

Виды совместительства

В соответствии с п. 1 ст. 343 ТК различают:

внутреннее совместительство — это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же нанимателя;

внешнее совместительство — это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у другого (других) нанимателя (нанимателей) на условиях другого трудового договора.

При этом в трудовом договоре обязательно должно быть указано, что работа является совместительством.

Работы, которые не считаются совместительством, указаны в п. 2 перечня видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2002 г. № 1092.

<...>

Александр ШЕВЦОВ,
юрист


Заключаем дополнительные соглашения к трудовым договорам и контрактам


28 января 2020 г. вступили в силу изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК), внесенные Законом Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З. В связи с данными изменениями и дополнениями с той же даты вводятся в действие и новые редакции примерных форм трудового договора и контракта.

Так, примерная форма трудового договора, утвержденная постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 27 декабря 1999 г. № 155, изложена в новой редакции постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 21 ноября 2019 г. № 60. В свою очередь, примерная форма контракта, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 2 августа 1999 г. № 1180, изложена в новой редакции постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20 декабря 2019 г. № 882. В связи с этим в настоящее время актуальным является вопрос о приведении действующих трудовых договоров в соответствие с новыми требованиями.

Обратите внимание!

Часть 4-я ст. 19 ТК гласит, что в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде.

Одним из наиболее важных является вопрос о том, как должен поступить наниматель, если работник отказывается подписывать дополнительное соглашение, согласно которому трудовой договор приводится в соответствие с новой примерной формой.

Существует мнение, что приведение условий трудового договора в соответствие с изменившимся законодательством необходимо осуществлять в порядке изменения существенных условий труда (ст. 32 ТК). В частности, в случае отказа работника от подписания соответствующего дополнительного соглашения к трудовому договору он может быть уволен по п. 5 ч. 2-й ст. 35 ТК. Такая точка зрения представляется обоснованной, поскольку в ст. 32 ТК не указаны конкретные причины изменения существенных условий труда, при которых данная статья применяется. В связи с этим нет оснований для изъятия из круга этих причин внесения изменений и (или) дополнений в законодательство.

<...>

Елена ГАДЛЕВСКАЯ,
юрист


Изменения в порядке ведения трудовых книжек


Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2020 г. № 1 (далее — постановление № 1) внесены изменения в Инструкцию о порядке ведения трудовых книжек, утвержденную постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 16 июня 2016 г. № 40 (далее — Инструкция). В большей степени это обусловлено вступлением в силу с 28 января 2020 г. Закона Республики Беларусь от 18 июля 2019 г. № 219-З «Об изменении законов» (далее — Закон № 219-З), которым вносятся многочисленные изменения в Трудовой кодекс Республики Беларусь (далее — ТК).

Физические лица трудовые книжки не заполняют

Законом № 219-З отменено ведение трудовых книжек нанимателями — физическими лицами, под которыми следует понимать индивидуальных предпринимателей (ИП), адвокатов, осуществляющих индивидуальную адвокатскую деятельность, нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в нотариальном бюро, физических лиц, осуществляющих деятельность в сфере агроэкотуризма, физических лиц, принимающих на работу домашних работников (нянь, сиделок, помощников по хозяйству и т.п.).

Соответствующие изменения вносятся непосредственно в ст. 50 ТК «Трудовая книжка». Первое предложение ч. 1-й указанной статьи теперь будет гласить, что трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности работника в случаях, когда ее заполнение обязательно. А дополненная ч. 2-я ст. 50 ТК будет устанавливать, что трудовые книжки заполняются нанимателем (за исключением нанимателя — физического лица) на всех работников, работающих свыше пяти дней, в том числе поступающих на работу впервые, если работа у данного нанимателя является для работника основной.

Данные изменения нашли свое отражение в нормах п. 2 и 4 Инструкции, которые, как и ранее, по своему содержанию будут идентичны нормам ч. 1-й и 2-й ст. 50 ТК.

<...>

Александр ГОРБАЧ,
юрист


Оплата труда в учреждениях образования с января 2020 года


С января 2020 года существенно изменились условия оплаты труда работников бюджетных организаций.

Рассмотрим новые условия оплаты труда в государственных учреждениях образования.

Во исполнение подп. 16.1 п. 16 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» (далее — Указ № 27) Совет Министров Республики Беларусь постановлением от 28 февраля 2019 г. № 138 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» установил для оплаты труда работников бюджетных организаций:

базовую ставку в размере 185 рублей (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2019 г. № 862 «Об установлении размера базовой ставки»);

18-разрядную тарифную сетку с распределением категорий работников по профессионально-квалификационным группам и диапазоном тарифных разрядов, определив в ней межразрядную дифференциацию коэффициентов тарифных разрядов в среднем не менее 6%.

Во исполнение п. 7 Указа № 27 постановлением от 3 апреля 2019 г. № 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь разработало и утвердило:

Инструкцию о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций;

Инструкцию о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь;

Инструкцию о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

В свою очередь, во исполнение п. 7 Указа № 27 Министерством образования Республики Беларусь определены условия оплаты труда по должностям педагогических работников и служащих, занятых в образовании.

<...>

Снежана КЛЕВАНОВИЧ,
главный бухгалтер ГУО «Белорусский государственный экономический университет»



Подробнее ознакомиться с полным перечнем свежей аналитики и НПА вы можете пройдя на главную страницу ИПС www.registr.by.

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Свежие статьи на портале

1. Дополнительная профессиональная пенсия |

В связи с введением в 2009 году в Республике Беларусь профессионального пенсионного страхования, появился новый вид пенсий — профессиональные пенсии. В соответствии с Законом Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» назначаются данные пенсии органами Фонда социальной защиты населения.

4. Информация для самозанятых лиц! |

С 1 января 2019 года появилась возможность самозанятым лицам в соответствии с законодательными актами участвовать в обеспечении своего пенсионного будущего. Самозанятыми являются лица, занятые видами деятельности, указанными в перечне видов деятельности, не относящихся к предпринимательской, который содержится в 1-й статье Гражданского кодекса.

6. Разъяснение МНС об учете топлива при исчислении налога на прибыль |

Министерство по налогам и сборам в связи с вступлением в силу 13.08.2020 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива» письмом от 15.09. 2020 № 2-2-10/01946-1 разъясняет следующее в части исчисления налога на прибыль организациями.


8. Скорректирована статотчетность о просроченной задолженности по зарплате |

Отчет 12-т (задолженность) должны ежемесячно представлять не только юрлица – должники, но и организации, у которых нет просроченной задолженности по зарплате.
При отсутствии просроченной задолженности по заработной плате по строке 01 в графе 1 отчета следует проставлять ноль.

9. Льготы по земельному налогу, предоставляемые физическим лицам |

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), далее – НК, налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.