В Беларуси разработана модель экологической медиации

В Беларуси разработана модель экологической медиации |

Автор Юлия Витень, редактор отдела "Новости" Юлия Витень, редактор отдела "Новости"
Количество просмотров 189
Автор медиация, медиация, экология, экология, Охрусская конвенция, Охрусская конвенция, Беларусь Беларусь
В Беларуси разработана модель экологической медиации

В Беларуси разработана модель экологической медиации, сообщается на Национальном правовом интернет-портале.

«Исходя из современной международной практики, имеющей вектор на развитие переговорно-ориентированных подходов в разрешении экологических конфликтов, а также с учетом возможностей законодательного регулирования в Республике Беларусь в области медиации, как одного из видов посредничества, представляется актуальным применение медиации и ее инструментов в урегулировании экологических конфликтов, имеющих место в Беларуси, то есть ‒— экологической медиации», — отмечает председатель Совета центра «Медиация и право» Ирина Бельская.

«Экологическая медиация также может приносить дополнительный эффект при исполнении международных обязательств, которые устанавливает для Беларуси Орхусская конвенция. В качестве основных принципов она нацеливает государственные органы Сторон на ряд специфических функций, реализация которых важна в неконфликтном мирном формате. Этим функциям может способствовать применение медиации и медиативных инструментов. Причем в одних случаях их использование может оказаться полезным для их совершенствования, оптимизации, иметь опосредованное влияние на выполнение задач, которые ставятся перед государствами — участниками Орхусской конвенции, в том числе с целью профилактики экологических конфликтов; в других случаях медиация может использоваться в качестве технологии урегулирования уже возникших споров и разногласий сторон экологических отношений, что также служит реализации принципов этой конвенции», — пояснила Ирина Бельская.

«Участие медиаторов в процессе взаимодействия государственных органов и общественности на этапах информирования, мнений, обсуждения, принятия решения позволит организовать наиболее эффективным образом переговорный процесс с использованием инструментов медиации для своевременного реагирования на разногласия и создание условий для принятия решений, которые будут исполняться, а не оспариваться в дальнейшем, в том числе в суде», — подчеркнула председатель.

«Поскольку медиация является эффективным, доступным и малозатратным способом урегулирования спора, то она может расцениваться как дополнительная к судебному порядку возможность реализации различных принципов и задач Орхусской конвенции, в том числе в части доступа к правосудию или применения адекватных и эффективных средств правовой защиты», — добавила руководитель центра.

При поддержке общественного объединения «Белорусский республиканский союз юристов» и Орхусского центра Союза юристов, созданного в 2017 году на основе Соглашения о сотрудничестве между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и Союзом юристов, с целью содействия эффективному осуществлению положений Орхусской Конвенции, в рамках реализации Проекта «Вовлечение общественности в экологический мониторинг и улучшение управления охраной окружающей среды на местном уровне»», финансируемого Европейским Союзом и реализуемого Программой развития ООН в партнерстве с Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, разработана новая для Беларуси модель медиации, основанная на действующем законодательстве в сфере медиации и процессуальном законодательстве Республики Беларусь.

В основу модели экологической медиации положен Закон Республики Беларусь «О медиации», который является рамочным для всех видов медиации. Модель обоснована 10-летним опытом применения медиации по социально значимым конфликтам, судебным и внесудебным спорам в инвестиционной сфере, хозяйственной и предпринимательской деятельности, в области строительства, навыков работы медиаторов с групповыми конфликтами, включая дела уголовного характера, на базе Центра «Медиация и право», созданного в 2010 году Союзом юристов для развития внесудебной медиации в Республике Беларусь.

«Экологическая медиация — это своеобразный микс отработанных подходов, техник и технологий медиации, особенная форма работы медиаторов в особо сложных групповых многосторонних конфликтах социальной значимости», — пояснила Ирина Бельская.

На сайте Орхусского центра Союза юристов представлены «Общие рекомендации по применению экологической медиации для разрешения экологических конфликтов (споров) и их предупреждения при работе государственных органов и иных организаций с представителями общественности».

Общие рекомендации экологической медиации описывают основные характеристики экологических споров (конфликтов, разногласий сторон), подлежащих экологической медиации, и критерии медиабельности случая, который целесообразно передать в медиацию или организовать переговоры на ее принципах. Выделяется правовое положение (правовой статус) участников правоотношений, связанных с реализацией Орхусской конвенции, применительно к статусу участников медиации и связанные с этим особенности.

В документе подробно, основываясь на анализе существующего правового регулирования, прописываются два формата алгоритмов экологической медиации:

    для разрешения экологических конфликтов с целью снизить социальную напряженность, урегулировать экологический конфликт (спор) мирным образом с учетом потребностей каждой из сторон экологического конфликта, реализовать проект, влияющий на окружающую среду с учетом интересов всех, кого он затрагивает;

    для профилактики экологических конфликтов путем участия медиаторов в общественных обсуждениях с целью обеспечить эффективное, конструктивное и мирное обсуждение с учетом интересов всех заинтересованных сторон.

Разработки содержат также подробный анализ разнокачественных возможных последствий применения экологической медиации, как в сравнении с судебной защитой прав, так и непосредственно правовых последствий достигнутых медиативных соглашений, исполнения выработанных решений по экологическим конфликтам.

В Общих рекомендациях экологической медиации важное значение отводится анализу социальных последствий применения экологической медиации с точки зрения снижения конфликтного напряжения в обществе и развития экономики, а также ее значения для эффективности выполнения Республикой Беларусь положений Орхусской конвенции.

Экологическая медиация — это, по сути, особенная диалого ориентированная форма работы, управление экологическим конфликтом для нашего будущего. Для того, чтобы она эффективно заработала и была интегрирована в законодательство Республики Беларусь, необходимо отработать предложенную модель в рамках пилотных проектов, подготовить специализирующихся в этой особенной области правоотношений медиаторов. Вместе с тем в Беларуси уже есть для этого необходимые ресурсы, как ученых, опытных медиаторов (УПУ «Центр «Медиация и право»), так и несколько площадок Орхусских центров, включая учрежденный Союзом юристов.

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Свежие статьи на портале

2. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на июнь 2020 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июнь 2020 года.

3. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на май 2020 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на май 2020 года.

5. Порядок исчисления земельного налога при изменении целевого назначения участка |

Какой порядок исчисления земельного налога в случае, когда решением исполкома изменяется целевое назначение земельного участка, ранее предоставленного организации во временное пользование?

6. Налог за владение собаками |

В соответствии со статьей 308 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица. Объектом налогообложения признается владение собаками в возрасте от 3 месяцев и старше.

7. Какие налоги заплатит физлицо бесплатно обучающее программированию? |

Физ. лицо предполагает разместить на сайте в сети Интернет в свободном доступе информацию, необходимую для самостоятельного обучения программированию: книги, программы, видеоролики. Кроме того, посредством сайта физ. лицо планирует отвечать на вопросы иных физ. лиц по программированию (оказывать консультативные услуги (репетиторство)). Деятельность физ. лицо будет осуществлять исключительно на безвозмездной основе и не в рекламных целях. Следует ли физ. лицу в изложенной ситуации представлять письменное уведомление и уплачивать единый налог с ИП и иных физ. лиц за оказание репетиторских услуг?

8. Уплата задолженности по земельному налогу наследником |

Физическим лицом по наследству получен земельный участок. У предыдущего собственника имелась задолженность по уплате земельного налога в отношении указанного земельного участка, а также пени, исчисленной в связи с неисполнением по уплате земельного налога. Должен ли оплачивать наследник суммы задолженности по налогу и пени за период, когда земельный участок принадлежал предыдущему владельцу?

9. Нужно ли подавать декларацию при возврате паевых взносов |

ЖСПК возвращает собственникам квартир паевые взносы, которые по решению суда в отношении УКСа были ими излишне уплачены. Стоимость квадратного метра при этом не изменилась. Деньги возвращались на погашение кредита, на уплату коммунальных услуг, на банковскую карточку, на расчетный счет до востребования.
Нужно ли собственникам подавать декларацию в налоговую?  

10. Иностранный гражданин продает свою долю в уставном фонде |

ООО создано в 2011 г. Один из учредителей общества – иностранный гражданин, имеющий вид на жительство в Республике Беларусь продает свою долю в уставном фонде другому лицу.  Применяется ли в данной ситуации льгота, предусмотренная пунктом 35 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь?