Изменения в порядок заполнения налоговых деклараций |

Автор пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Количество просмотров 1246
Автор Постановление № 1, Постановление № 1, декларация, декларация, изменения изменения
Изменения в порядок заполнения налоговых деклараций

15.02.2020 вступило в силу постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 28 января 2020 г. № 1 (далее — постановление № 1), которым внесены изменения и дополнения в постановление Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 3 января 2019 г. № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей» (далее — постановление № 2).

Налог на добавленную стоимость

1.  С учетом требований подпунктов 3.2, 3.3 пункта 3 статьи 127 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) постановлением № 1 установлены формы:

  • информационного сообщения об избрании вновь зарегистрированными индивидуальными предпринимателями, организациями, вновь созданными, в том числе в результате реорганизации в форме выделения, разделения или слияния, отчетного периода по налогу на добавленную стоимость;

  • информационного сообщения об избрании для филиала юридического лица Республики Беларусь отчетного периода по налогу на добавленную стоимость.

2. В связи с окончанием действия Указа Президента Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. № 99 «О взимании налога на добавленную стоимость» внесены корректировки в форму налоговой декларации (расчета) по НДС, а именно:

  • откорректирована строка 1.3.1 раздела IV «Другие сведения»;

  • упразднена строка 15.1 раздела IV «Другие сведения».

3. Постановлением № 1 также внесены изменения в Инструкцию о порядке заполнения налоговых деклараций (расчетов) по налогам (сборам), книги покупок, утвержденную постановлением № 2 (далее — Инструкция):

- уточнено, какие операции отражаются в строке 5 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС: операции по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемые реализацией или объектом налогообложения НДС и включаемые в общую сумму оборота по реализации при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 134 НК.

То есть в строке 5 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС, например, отражаются обороты по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав, не признаваемые реализацией или объектом налогообложения НДС, при применении плательщиком одновременно особого порядка вычета сумм НДС, приходящихся на указанные обороты, согласно части первой пункта 15 статьи 133 НК и метода распределения налоговых вычетов – удельный вес согласно положениям подпункта 16.2 пункта 16 статьи 133 НК;

- конкретизировано, какие операции отражаются в строке 9 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС:

  • обороты по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, налоговые вычеты по которым включены в затраты плательщика, учитываемые при налогообложении, в соответствии с подпунктом 3.2 пункта 3 статьи 133 НК, включая:

  • обороты по реализации товаров населению на выставках-ярмарках, проводимых на территории государств — членов Евразийского экономического союза;

  • обороты по реализации товаров, указанных в части первой подпункта 27.7 и (или) части первой подпункта 27.8 пункта 27 статьи 133 НК, вычет сумм НДС по которым не произведен в полном объеме.

Таким образом, например, если у плательщика отсутствуют какие-либо документы (документ), перечисленные в части второй подпункта 27.7 и (или) в части второй подпункта 27.8 пункта 27 статьи 133 НК, в строке 9 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС (а не в строке 7) отражаются обороты по реализации товаров:

  • отгруженных покупателям — иностранным организациям и (или) физическим лицам с мест хранения на территории иностранных государств и (или) с выставок-ярмарок, проводимых на территории иностранных государств;

  • отгруженных покупателям, являющимся налогоплательщиками государств — членов Евразийского экономического союза, с мест хранения на территории государств — членов Евразийского экономического союза, с выставок-ярмарок, проводимых на территории государств — членов Евразийского экономического союза.

Также конкретизировано, какие операции не отражаются в данной строке.

Так, в строке 9 раздела I части I налоговой декларации (расчета) по НДС не отражаются операции, не включаемые в общую сумму оборота по реализации при определении процента удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов методом удельного веса, согласно подпункту 4.3 пункта 4 статьи 134 НК:

  • операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, при условии, что эти товары приобретены на территории иностранного государства и при их реализации не произведено исчисление НДС в бюджет Республики Беларусь;

  • операции по реализации работ (услуг), имущественных прав, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, если по таким операциям плательщиком не произведено исчисление НДС в бюджет Республики Беларусь;

- в целях приведения в соответствие с нормами пункта 21 статьи 131 НК, а также для целей выполнения функций камерального контроля конкретизировано, в каких случаях заполняется строка 6.2 раздела IV части I налоговой декларации (расчета) по НДС.

Так, строка 6.2 раздела IV части I налоговой декларации (расчета) по НДС заполняется и соответственно в ней отражаются налоговые вычеты, переданные получателю, и (или) суммы НДС, переданные при реорганизации организации, в соответствии с пунктом 25 статьи 133 НК в том случае, если плательщиком, передающим налоговые вычеты и (или) суммы НДС соответственно, электронный счет-фактура на передаваемые суммы не выставлялся.

Строка 6.2 раздела IV части I налоговой декларации (расчета) по НДС не заполняется, уменьшаются соответствующие показатели строк 1, 1а, 1.1–1.3.1 раздела IV части I налоговой декларации (расчета) по НДС, в случае если плательщиком, передающим налоговые вычеты и (или) суммы НДС соответственно, электронный счет-фактура на передаваемые суммы выставлялся в установленном порядке.

- уточнено, что показатель строки 11.1 раздела IV части I налоговой декларации (расчета) по НДС определяется как разница показателей строк 2.1, 2.1.1 раздела IV части I только в том случае, если строка 2.1.1 заполнена.

Справочно

В случае применения плательщиком положений абзацев первого и второго пункта 8 статьи 134 НК, когда налоговые вычеты прошлого налогового периода по основным средствам и нематериальным активам плательщик в текущем налоговом периоде распределяет в порядке, определенном пунктами 3, 5 и 6 статьи 134 НК (при наличии оборотов по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, вычет по которым производится в различном порядке), строка 2.1.1 раздела IV части I налоговой декларации (расчета) по НДС не заполняется, в связи с чем и применение в таком случае формулы «строка 2.1 – строка 2.1.1» для расчета показателя строки 11.1 раздела IV части I налоговой декларации (расчета) по НДС некорректно. В таком случае строка 11.1 не заполняется;

- уточнено, в каких случаях графа 6 раздела I «Сведения о размере и составе использованных льгот» приложения 1 к форме налоговой декларации (расчета) по НДС заполняется плательщиком (а не инспекцией МНС):

при применении плательщиком:

         * освобождения от НДС (не обложения НДС) при реализации объектов, вычет сумм НДС по которым производится в полном объеме;

         * освобождения от НДС по товарам, ввезенным с территории государств — членов Евразийского экономического союза;

         * ставки НДС в размере десять (10) процентов при реализации объектов;

         * ставки НДС в размере десять (10) процентов при ввозе товаров с территории государств — членов Евразийского экономического союза;

Акцизы

В отношении порядка заполнения налоговой декларации (расчета) по акцизам необходимо отметить, что в строке 3.4 графы 4 раздела II части II налоговой декларации (расчета) по акцизам плательщиками указывается количество (объем) нефтепродуктов, реализация (передача) которых на территории Республики Беларусь не облагается акцизами (освобождается от акцизов) в соответствии с актами Президента Республики Беларусь, а с 2020 г. в том числе указывается и объем дизельного топлива, реализуемого (передаваемого) с 01.01.2020 организациям, входящим в состав ПО «Белоруснефть», в количестве, не превышающем 505 тыс. тонн в год, для дальнейшей поставки сельскохозяйственным организациям и льнозаводам по перечням, формируемым областными исполнительными комитетами и согласованным с Министерством сельского хозяйства и продовольствия и Белорусским государственным концерном по нефти и химии (подпункт 9.5 пункта 9 Указа Президента Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 503).

Налог на прибыль

Раздел II «Расчет прибыли к налогообложению, уменьшенной на убытки предыдущих налоговых периодов» части II налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль дополнен графами 8–10 для соответствия количества граф раздела II части II количеству граф в разделе I части I.

В части порядка заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль в Инструкции уточнено, что заполнение строк 1.1 «выручка от реализации на возмездной основе товаров (работ, услуг), имущественных прав», 2.4 «сумма нормируемых затрат, в том числе:», 2.4.1 «сумма прочих затрат» в разделе I части I не является обязательным в налоговых декларациях (расчетах) по налогу на прибыль, срок представления которых наступает после вступления в силу постановления № 1.

С учетом того, что постановление № 1 вступило в силу с 15.02.2020, при заполнении налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль за 2019 г., представляемой по сроку 20.03.2020, вышеуказанные строки могут не заполняться.

Экологический налог

В целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10 января 2020 г. № 9 «О налогообложении» постановлением № 1 установлена форма налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом (приложение 111 к постановлению № 2).

В указанной налоговой декларации (расчете) расчет налоговой базы и суммы экологического налога к уплате может производиться путем суммирования соответствующих показателей по каждому договору (факту) транспортировки по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом с соответствующим заполнением в налоговой декларации (расчете) нужного количества строк.

В связи с утверждение формы налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом, а также с учетом правоприменительной практики Инструкция дополнена:

  • главой 121, предусматривающей порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по экологическому налогу за транспортировку по территории Республики Беларусь магистральными трубопроводами нефти и (или) нефтепродуктов транзитом;

  • главой 171, предусматривающей порядок заполнения налоговой декларации (расчета) по налогу на игорный бизнес.

Упрощенная система налогообложения

В разделе III «Другие сведения» налоговой декларации (расчета) по налогу при упрощенной системе налогообложения среднесписочная численность работников теперь должна указываться не только за календарный год в целом, но и за период с начала года по отчетный период включительно.

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Свежие статьи на портале

2. Разъяснение МНС об учете топлива при исчислении налога на прибыль |

Министерство по налогам и сборам в связи с вступлением в силу 13.08.2020 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 10.08.2020 № 470 «О порядке установления норм расхода топлива» письмом от 15.09. 2020 № 2-2-10/01946-1 разъясняет следующее в части исчисления налога на прибыль организациями.


4. Скорректирована статотчетность о просроченной задолженности по зарплате |

Отчет 12-т (задолженность) должны ежемесячно представлять не только юрлица – должники, но и организации, у которых нет просроченной задолженности по зарплате.
При отсутствии просроченной задолженности по заработной плате по строке 01 в графе 1 отчета следует проставлять ноль.

5. Льготы по земельному налогу, предоставляемые физическим лицам |

В соответствии с пунктом 1 статьи 35 Налогового кодекса Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями), далее – НК, налоговыми льготами признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.

7. Включение курсовых разниц в состав затрат либо внереализационных расходов у генподрядчика |

В бухгалтерском учете генерального подрядчика стоимость работ согласно актам сдачи - приемки работ, в том числе сумма налога на добавленную стоимость (далее-НДС) на счете 18 отражается исходя из курса иностранной валюты, действующего на дату перечисления денежных средств, к примеру, 20000 руб. на 20.07.2020. В ЭСЧФ по НДС, сумма НДС указана исходя из курса иностранной валюты, действовавшего на дату получения предварительной оплаты, к примеру, 19800 руб. на 22.07.2020.
Правомерно ли включение образовавшейся разницы в сумме 200 руб. (20000 руб. - 19800 руб.) в состав затрат либо внереализационных расходов для целей исчисления налога на прибыль?

8. Подтверждаем статус плательщика НДС |

Министерство по налогам и сборам в связи с обращением Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП» от 13.08.2020 № 03.1-04/1585 по вопросу подтверждения статуса белорусской организации в качестве плательщика налога на добавленную стоимость (далее – НДС) для целей возврата НДС в странах Европы по автомобильному топливу, приобретенному на их территории, письмом от 25.08.2020 № 10-12/Ба-01106 до внесения соответствующих изменений в законодательство разъясняет следующую информацию.

9. Итоги исполнения бюджета Беларуси на 1 августа: минус 5,5 млрд в доходах |

Бюджет сектора госуправления объединяет республиканский бюджет, ФСЗН и местные бюджеты. Для сравнения: за такой же период в 2019 году профицит бюджета сектора госуправления достигал 4,235 млрд BYN, а республиканского — 2,936 млрд BYN. Это значит, что относительно прошлого года недобор по сальдо составил 5,568 млрд BYN в целом и 4,359 млрд BYN по республиканскому бюджету.

10. К вопросу о кредитовании: Нацбанк Беларуси перешел на ручное управление банками? |

С прошлой недели для банков установлен фиксированный объем (кредитного) портфеля: не допускается ни рост, ни сокращение. Ручной режим управления портфелями банков - не единственный инструмент, который регулятор используют в последнее время для борьбы с необоснованным ростом кредитных портфелей банков и ухода в иностранные валюты на фоне девальвации белорусского рубля.