Квартира в лизинг |
Квартира в многоэтажном жилом доме передана в финансовый лизинг с последующим выкупом организации для использования физическим лицом – сотрудником организации - лизингополучателя.
По договору лизинга предмет лизинга числится на балансе лизингополучателя.
По договору лизинга предмет лизинга числится на балансе лизингополучателя.
Кто является плательщиком налога на недвижимость и земельного налога?
Согласно статье 183 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) организации признаются плательщиками налога на недвижимость с учетом особенностей, установленных статьей 184 НК.
По договору финансовой аренды (лизинга) (далее - лизинг) арендодатель (лизингодатель) приобретает в собственность имущество для арендатора (лизингополучателя), которое тот планирует использовать в предпринимательской деятельности. Приобретенное имущество лизингодатель передает лизингополучателю во временное владение и пользование, а последний уплачивает ему за это установленную плату. Право выбора предмета лизинга и продавца (поставщика) предоставляется лизингополучателю (часть 1 статьи 636 Гражданского Кодекса Республики Беларусь).
Исчисление и уплату налога на недвижимость по объектам лизинга, в отношении которых лизингодатель признается плательщиком, он начинает с квартала, следующего за кварталом, в котором данные объекты приобретены (возведены) (часть 2 пункта 7 статьи 189 НК).
Календарный квартал, в котором лизингодателем приобретено в собственность имущество, подлежащее передаче в финансовый лизинг, и календарный квартал, в котором оно фактически передано на баланс лизингополучателя, могут не совпасть.
В этом случае лизингодатель будет обязан уплатить налог на недвижимость по предмету лизинга за период, в течение которого этот предмет находился у него на балансе.
На основании абзаца 2 части 1 пункта 1 статьи 184 НК по капитальным строениям, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, у белорусских организаций, плательщиком признается организация, у которой эти капитальные строения находятся на балансе по условиям договора финансовой аренды (лизинга).
В общем случае, установленном абзацем 2 части 1 пункта 1 статьи 185 НК, объектами налогообложения налогом на недвижимость признаются капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, являющиеся собственностью или находящиеся в хозяйственном ведении или оперативном управлении плательщиков-организаций.
Исходя из абзаца 4 части 1 пункта 1 статьи 185 НК капитальные строения, расположенные на территории Республики Беларусь и взятые в финансовую аренду (лизинг), определяемую в соответствии с законодательством как финансовый лизинг, организациями у белорусских организаций, признаются объектами налогообложения у лизингополучателей в случае, если по условиям договора финансовой аренды (лизинга) эти объекты не находятся на балансе организаций-лизингодателей.
В свою очередь подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 186 НК определено, что организации имеют право на льготу в виде освобождения от налога на недвижимость капитальных строений (зданий, сооружений), их частей государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности только в случае, когда они используются для проживания физических лиц.
Пунктом 4 статьи 186 НК определено, что при возникновении у организаций в течение года права на освобождение от налога на недвижимость льгота предоставляется с квартала, следующего за кварталом, в котором возникло право на льготу, а при утрате в течение года права на льготу исчисление и уплата налога на недвижимость производятся, начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором такое право утрачено.
Учитывая вышеизложенное, лизингополучатель при заключении договора найма (аренды) пользования жилым помещением с физическим лицом может воспользоваться льготой согласно подпункта 1.1 пункта 1 статьи 186 НК.
Порядок взимания арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, регламентируется Указом Президента Республики Беларусь от 01.03.2010 № 101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности» (в ред. от 25.08.2016, далее - Указ).
Согласно подпункту 1.8 пункта 1 Указа основанием для исчисления арендной платы за земельные участки являются:
- - решение местного исполнительного комитета, администрации свободной экономической зоны о предоставлении земельного участка в аренду;
- - свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, подтверждающее переход права аренды на земельный участок в результате государственной регистрации перехода права на расположенное на нем капитальное строение (здание, сооружение), незавершенное законсервированное капитальное строение или доли в праве на данные объекты к другому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю или гражданину на основании совершенной сделки либо иного юридически значимого действия.
В соответствии с пунктом 1 статьи 192 НК плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, у которых земельные участки на территории Республики Беларусь находятся на праве постоянного или временного пользования, пожизненного наследуемого владения или частной собственности.
Пунктом 3 статьи 202 НК предусмотрено, что основаниями для исчисления земельного налога являются:
- государственный акт на земельный участок, удостоверение на право временного пользования земельным участком, свидетельство (удостоверение) о государственной регистрации, решение уполномоченного государственного органа, являющееся основанием для возникновения или перехода права на земельный участок;
- сведения о наличии земель (в том числе сведения, содержащиеся в регистре стоимости земельных участков государственного земельного кадастра, сведения (площадь, функциональное использование, целевое назначение и кадастровая стоимость земельного участка на 1 января налогового периода), представляемые землеустроительными службами местных исполнительных комитетов, сведения, содержащиеся в едином государственном регистре недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним и представляемые территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним).
Таким образом, только при наличии оснований для исчисления арендной платы за земельный участок или земельного налога, организация будет являться их плательщиком.
<...>
Войдите в систему или
зарегистрируйтесь
Уже зарегистрированы? Тогда
авторизируйтесь!
Поделиться в соцсетях:
Читайте нас в Телеграм