Льготников не будет, ибо они неэффективны |
Помните, как в одном из выступлений на форуме представитель Министерства финансов Беларуси сказал о планируемой отмене льгот?
Вот цитата: «В текущих реалиях назрело расширение налоговой базы за счет отмены налоговых льгот при одновременном совершенствовании способов их оплаты».
Это оказались не просто слова, Министерство финансов уже направило на рассмотрение членам Консультативного совета по налоговой политике свои результаты оценки эффективности налоговых льгот.
По всем видам налоговых льгот, рассмотренных Минфином, дан вердикт — малоэффективны, по некоторым — неэффективны.
Вот часть примеров:
1. Льгота по освобождению от налога на прибыль объектов придорожного сервиса, которую давали на 5 лет с момента открытия объекта, — скорее всего, будет отменена.
Потому что слишком мало организаций воспользовалось этой льготой: "В 2020 году указанной льготой плательщики не воспользовались, в 2019 году объем предоставленных льгот составил 1 339,47 рубля (2 плательщика), в 2018 году — 6 165,31 рубля (4 плательщика), в 2017 году — 162,92 рубля (1 плательщик).
Оценить эффективность указанной льготы не представляется возможным ввиду отсутствия показателей, необходимых для расчета коэффициента бюджетной, социальной и экономической эффективности. Учитывая изложенное, а также то, что льгота является невостребованной (количество пользователей за рассмотренный период не больше 4), предлагается данную льготу отменить".
2. Освобождение от НДС для организаций культуры, а также Национальной государственной телерадиокомпанией Республики Беларусь, закрытыми акционерными обществами "Второй национальный телеканал", "Столичное телевидение" работ по производству фильмов путем воплощения творческого замысла их авторов на технологической основе кинематографии. (НДС, абз. 4
подп. 1.8 п. 1 ст. 118 Налогового кодекса Республики Беларусь) (далее — НК).
Тут есть информация по организациям, применившим данную льготу и анализ эффективности:
Скорее всего, ее отменят.
3. Освобождение от налога на добавленную стоимость сырья и материалов для изготовления на территории Республики Беларусь ручным способом художественных изделий, сортовой посуды из хрусталя и стекла обычных и сложных конфигураций при ввозе производителями таких изделий и посуды на территорию Республики Беларусь (НДС,
п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 24.12.2015 № 521).
Видно, что в 2019 году сумма налоговых поступлений увеличилась почти в два раза — до 1 820 000 рублей, а объем предоставленных льгот наоборот уменьшился с 210 тыс. до 180 тыс. рублей. Но, судя по выводу о малоэффективности, эту льготу, вероятно, тоже отменят.
4. Освобождение от налогообложения прибыли от приносящей доходы деятельности, включая сдачу имущества в аренду, полученной организациями физической культуры и спорта в форме учреждений, в т.ч. специализированными учебно-спортивными учреждениями (прибыль, абз. 2
п. 1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.12.2017 № 443).
Здесь налоговые поступления меньше, чем объем предоставленных льгот. Поэтому нет сомнений в том, что и эту льготу отменят.
5. Земельный налог для организаций, осуществляющих сбор, сортировку (разделение по видам), подготовку к использованию отходов, уменьшается на сумму земельного налога, исчисленную пропорционально удельному весу выручки (земельный налог,
п. 6 ст. 239 НК).
Здесь виден рост налоговых поступлений в два раза за один год, и это при уменьшении объема предоставленных льгот, но вывод тот же — малоэффективно.
6. Освобождение от налога на добавленную стоимость (НДС) в части выручки от информационных технологий, льгота была введена в далеком 2001 году для "стимулирование развития организаций, осуществляющих реализацию информационных технологий и услуг по их разработке" (НДС,
подп. 2.2 п. 2 Указа Президента Республики Беларусь от 03.05.2001 № 234).
Тут интересные цифры по налоговым поступлениям: обратите внимание, они снизились практически в 3 раза (!) и это при том, что данный рынок активно развивается. Скорее всего, дело в том, что компании другим образом оптимизировали свое налогообложение.
Объем предоставленных льгот тоже уменьшился, но менее чем в 2 раза. Как рассчитываются различные коэффициенты, мы не знаем, но достаточно просто сравнить суммы прихода от льготируемых компаний и то, что они не доплачивают при использовании льгот, чтобы составить мнение о выгодности данных преференций.
7. Льгота по налогу НДС по оборотам по реализации товаров собственного производства продавцом — налоговым резидентом Республики Беларусь согласно договору купли-продажи с лизингодателем — налоговым резидентом Республики Беларусь, приобретающим данные товары в собственность для их последующей передачи по договору международного лизинга за пределы Республики Беларусь с правом выкупа (НДС,
подп. 1.44 п. 1 ст. 118 НК).
Здесь видно, что количество компаний, использующих данную льготу, не более 3. Налоговые поступления в 2018 году составили 56 540 000 рублей, а в 2019 году — уже 101 110 000 рублей. Но в то же время обратите внимание на огромную сумму льгот — 85 060 000 рублей в 2018 году (больше, чем заплаченные налоги) и 61 630 000 в 2019 году. 2020 год был провальным как по налогам, так и по льготам для этих предприятий.
8. Льгота по НДС на ввоз на территорию Республики Беларусь организациями, осуществляющими производство лазерно-оптической техники, товаров, применяемых такими организациями в составе лазерно-оптической техники и не производимых на территории Республики Беларусь, а также оборудования и оснастки, используемых ими для производства лазерно-оптической техники (НДС,
подп. 1.15 п. 1 ст. 119 НК).
Здесь видно, что эта льгота явно не увеличивает объем налоговых поступлений: обратите внимание, что в 2018 году сумма льгот была в 2 раза выше, чем сумма налоговых поступлений.
9. Льгота по НДС для оборотов по реализации изделий народных художественных ремесел признанного художественного достоинства по перечню таких изделий, утверждаемому Президентом Республики Беларусь (НДС,
подп. 1.15 п. 1 ст. 118 НК).
Обратите внимание на суммы налоговых поступлений от этого вида деятельности: в 2019 году дошли до 755 820 000 рублей, это не какой-то мизер от лазеров. В то же время не видно никакой корреляции между объемом налогов и суммами льгот.
10. Льгота по НДС для оборотов по реализации организациями и индивидуальными предпринимателями, состоящими на учете в налоговых органах Республики Беларусь, организациям культуры, телерадиовещательным организациям работ по изготовлению компьютерной графики (НДС, абз. 4
подп. 1.9 п. 1 ст. 118 НК).
Здесь виден рост количества компаний, использующих льготу, также виден рост налоговых поступлений в 2020 году по сравнению с 2019 годом рост почти в 10 раз. И это при том, что объем предоставления льгот снизился. Но вывод тот же — малоэффективна.
Больше мы не будем приводить примеры, там остались еще льготы по производству фильмов, телепередач и имущественных прав.
Исходя из статистики предоставления льгот и полученного результата, скорее всего, эти льготы будут отменены.
Исходя из мирового опыта, лучшая помощь для развития бизнеса от государства в области налогов — это три составляющие:
— невысокая ставка налога;
— простой и понятный процесс расчета налогов;
— простая система налоговой отчетности и администрирования.
Что касается достоверности исследования эффективности предоставления льгот, то есть такое мнение:
... достоверность оценки влияния льготы на динамику целевого показателя (индикатора) зависит от соблюдения ряда требований:
— доступность полной информации о льготе;
— отсутствие в течение анализируемого периода существенных изменений в законодательстве по порядку применения льготы и расчету налогооблагаемой базы;
— отсутствие исключительно отрицательной динамики показателя (индикатора) и соответствующих налоговых расходов;
— отсутствие определяющего влияния иных факторов (помимо налоговой льготы) на динамику значений рассматриваемого показателя (индикатора).
Формирование механизма оценки эффективности налоговых льгот предполагает ряд мер, в частности:
— введение в бюджетный процесс процедур регулярного мониторинга и оценки налоговых расходов бюджета;
— формализацию перечня налоговых расходов, подлежащего ежегодному пересмотру с целью учета изменений нормативных правовых актов, списка государственных программ/проектов и их структуры, а также иных обстоятельств;
— регламентацию процедуры отмены неэффективных и не соответствующих современным целям государства налоговых льгот;
— закрепление требований к установлению новых налоговых льгот, в том числе предусматривающих повышение адресности их применения и строгой координации с целями и задачами соответствующих инструментов государственного программно-целевого и проектного управления.
Получение адекватных результатов применения предлагаемого механизма оценки эффективности налоговых льгот напрямую зависит от остроты таких общесистемных проблем, как высокий уровень коррупции, избыточно волатильный обменный курс, инфляция, неудовлетворительная прозрачность и ритмичность бюджетных расходов, непоследовательность и непредсказуемость государственного управления и других важных институциональных условий..."
Источник: www.infobank.by