Можно ли реализовывать товар через социальные сети? |

Количество просмотров: 138
Автор торговля, торговля, социальная сеть, социальная сеть, интернет-магазин интернет-магазин
Можно ли реализовывать товар через социальные сети?

В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона Республики Беларусь «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» от 8 января 2014 года № 128-З субъект торговли вправе осуществлять розничную торговлю с использованием сети интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре.

Таким образом, прямая реализация товаров через социальные сети не допускается. 

Вместе с тем, в соответствии с п. 4 ст. 19 вышеуказанного закона субъект торговли может использовать социальные сети (Fasebook, Instagram, Одноклассники, ВКонтакте и др.) для размещения там информации о реализуемых товарах – при условии указания ссылки на зарегистрированный в Торговом реестре интернет-магазин. 

От редакции:

В дополнение приведем официальное разъяснение Управления торговли Центрального района города Минска:

ВОПРОС: Интернет-торговля в социальных сетях

ОТВЕТ: В настоящее время электронная торговля, т.е. торговля с использованием ресурсов сети Интернет, активно развивается. Этому способствует экономическая ситуация в стране, стремление собственников бизнеса снизить затраты, рост конкуренции. В результате предприниматели ищут новых потребителей, придумывают маркетинговые мероприятия и PR-акции. Доступ к новым рынкам сбыта и рекламным площадкам предоставляют интернет-ресурсы и социальные сети.

Сегодня субъекты торговли используют социальные сети в двух основных направлениях:

  1. для продажи товаров через собственную страницу или специально созданную группу;
  2. для рекламы товаров с их описанием, размещением отзывов потребителей, проведением розыгрышей призов.

В соответствии с п. 3 ст. 19 Закона Республики Беларусь от 8 января 2014 года N 128-З "О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь" (далее - Закон о торговле) субъекты хозяйствования - резиденты Республики Беларусь вправе осуществлять розничную торговлю на ее территории с использованием сети Интернет только через интернет-магазины, зарегистрированные в Торговом реестре Республики Беларусь, и с использованием доменного имени, полученного в установленном порядке.

Понятие интернет-торговли на территории Республики Беларусь

Прямого ответа на вопрос, что такое интернет-торговля на территории Республики Беларусь, отечественное законодательство не содержит. Какие-либо разъяснения госорганов в связи с этим тоже отсутствуют. Возникает вопрос: когда реализация товаров через сеть Интернет должна соответствовать белорусским нормам права?

По нашему мнению, единственный акт, который позволяет определить место реализации товаров, - Налоговый кодекс Республики Беларусь. Согласно его ст. 32 Республика Беларусь будет местом реализации товаров, если они находятся на ее территории, не отгружаются и не транспортируются покупателю и (или) просто в момент начала отгрузки или транспортировки находятся на территории Республики Беларусь.

Таким образом, иностранное лицо, которое находится за рубежом и реализует товары белорусским потребителям через интернет-магазин, должно соблюдать требования белорусского законодательства о торговле только в том случае, если товары размещаются на складе, базе или ином объекте на территории Республики Беларусь.

Белорусское лицо, осуществляющее продажу товаров через интернет-магазин исключительно иностранным потребителям, должно соблюдать требования белорусского законодательства о торговле, если реализуемые товары находятся на территории Республики Беларусь.

В рамках данной статьи мы рассмотрим ситуации, когда товары реализуются на территории Республики Беларусь.

Интернет-магазин

Под интернет-магазином Закон о торговле понимает информационный ресурс субъекта торговли в сети Интернет, позволяющий выбрать и заказать или приобрести товары без (вне) торгового объекта.

Основные признаки интернет-магазина:

- это информационный ресурс в сети Интернет.

Действующее законодательство информационный ресурс определяет как организованную совокупность документированной и взаимосвязанной информации, включая базы данных, в информационных системах.

Из анализа указанной нормы можно сделать вывод, что информационным ресурсом в сети Интернет может быть не только сайт, но и иной объект, соответствующий определенным признакам (к примеру, мобильное приложение). Ранее интернет-магазином считался именно сайт.

На практике в настоящий момент зарегистрировать интернет-магазин можно только при наличии доменного имени. Это позволяет говорить, что наличие сайта или отдельной страницы на сайте - необходимое условие интернет-торговли;

- через интернет-магазин реализуются товары.

Требования к соблюдению законодательства об интернет-торговле распространяются исключительно на субъектов розничной торговли, реализующих имущество (предметы личного, семейного, домашнего потребления, продукция производственно-технического назначения и иное имущество в силу п. 32 ст. 1 Закона о торговле).

Соответственно, если с помощью сети Интернет реализуются работы или услуги, регистрировать интернет-магазин в Торговом реестре Республики Беларусь не нужно. Не распространяется вышеназванное требование также на субъектов, осуществляющих в сети Интернет исключительно оптовую торговлю;

- интернет-магазин позволяет выбрать, заказать или приобрести товары, не посещая торговый объект.

Такая возможность предоставляется различными способами. К примеру, товар можно:

  1. поместить в "корзину", после чего продавец организует его доставку;
  2. выбрать в представленном каталоге и заказать по телефону;
  3. выбрать в каталоге и заказать через форму обратной связи, размещенную на сайте.

Если белорусский резидент намеревается реализовывать товары на территории Республики Беларусь с использованием страницы в социальной сети, соответствующей признакам интернет-магазина, такая деятельность подпадает под действие белорусского законодательства, регулирующего розничную торговлю в целом и интернет-торговлю в частности.

Реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг на территории Республики Беларуси с использованием информационных сетей, систем и ресурсов, не размещенных на территории страны и (или) незарегистрированных, влечет административную ответственность по части 1 ст. 22.16 КоАП.

На заметку

Правила "ВКонтакте" запрещают пользователям размещать рекламу вне специальных разделов сайта. Пользователи "Фейсбука" соглашаются не размещать несанкционированные коммерческие сообщения, заниматься незаконным сетевым маркетингом и не использовать личную страницу и хронику в коммерческих целях. При этом размещать рекламу с помощью специальных ресурсов сайта можно. В "Инстаграме" запрета на коммерческую деятельность и рекламу нет.

Требования к розничной интернет-торговле

Субъект розничной интернет-торговли должен соблюдать следующие требования.

1. Интернет-магазин необходимо зарегистрировать в Торговом реестре Республики Беларусь.

Помимо этого, интернет-магазин регистрируется в РУП "БелГИЭ". Заявление на регистрацию подает поставщик интернет-услуг, а не владелец сайта.

2. Для интернет-торговли необходимо использовать доменное имя, права на которое получены в предусмотренном белорусским законодательством порядке, а сайт магазина должен размещаться на сервере, находящемся на территории Республики Беларусь.

Данное требование вытекает из п. 3 ст. 19 Закона о торговле. Белорусское законодательство регулирует регистрацию в доменных зонах .бел и .by. Несмотря на это, на практике Торговый реестр Республики Беларусь содержит данные о некоторых зарегистрированных интернет-магазинах в зонах .com, .org и .ru. По понятным причинам социальные сети "ВКонтакте", "Фейсбук", "Инстаграм" не соответствуют указанному требованию.

Если регистрация в Торговом реестре Республики Беларусь прошла с нарушением законодательства (к примеру, в качестве интернет-магазина владелец зарегистрировал сайт социальной сети www.vk.com), местный исполнительный и распорядительный орган может вынести предписание в течение установленного срока (не более 30 дней) изменить недостоверные сведения. В противном случае интернет-магазин исключается из Торгового реестра Республики Беларусь.

Будет ли привлекаться субъект к ответственности за нарушение правил торговли - вопрос дискуссионный. Теоретически такие последствия возможны.

3. Интернет-магазин должен содержать определенную информацию как о товарах, так и о владельце магазина. Это, в частности, УНП продавца, сведения об основных потребительских свойствах товаров, данные о производителе и т.д.

4. Покупатель должен иметь возможность рассчитаться за товар путем дистанционного перечисления денежных средств (банковский перевод, система "Расчет" и т.п.).

5. На странице интернет-магазина должны быть образцы выдаваемых продавцом документов, которые подтверждают факт приобретения товаров.

6. При получении оплаты за товары наличными должен выдаваться кассовый чек.

Это далеко не полный список требований. Кроме того, существует перечень товаров, которые в принципе нельзя реализовывать посредством сети Интернет (ювелирные изделия, пиротехника, лекарственные препараты и БАДы, алкоголь, табак и т.д.). Нарушение правил торговли влечет административную ответственность по ст. 12.17 КоАП.

Законодательство позволяет продавцам использовать иные, помимо зарегистрированного интернет-магазина, информационные ресурсы для размещения информации о товарах. Однако необходима ссылка на зарегистрированный в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин.

Таким образом, если на странице в "ВКонтакте", "Фейсбуке" или "Инстаграме" есть информация о товарах - их описание, цена, отзывы потребителей - и гиперссылка на зарегистрированный в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин, продавец вправе использовать социальную сеть для продвижения товаров. При этом страница в социальной сети не должна давать возможность напрямую сделать заказ, выбрать и приобрести товар.

Законной будет ситуация, когда в социальной сети потребитель лишь получает информацию о товаре, а заказать или приобрести его может, только перейдя по ссылке на сайт интернет-магазина. В случае когда именно на странице в социальной сети делается заказ или приобретается товар, такая страница признается интернет-магазином.

Информация о товарах в социальных сетях

На практике встречаются следующие примеры размещения информации в социальных сетях.

1. В социальной сети создается страница, на которой можно найти информацию о товарах и адресе магазина. При этом контактов и возможности сделать заказ нет, а значит, нет оснований признать страницу интернет-магазином. Она имеет рекламный характер и должна соответствовать требованиям, предъявляемым законодательством к рекламе. В частности, содержать УНП и наименование юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя).

2. На странице в социальной сети размещаются сведения о магазине с описанием его товаров, а также указывается телефон. Позвонив, потенциальный клиент заказать товары не может. Он лишь получит информацию о магазине (режим работы, схема проезда) или товарах (наличие, цена).

Указание номера телефона может вызвать вопросы у контролирующих органов. Но невозможность заказать товар не позволит признать страницу в социальной сети интернет-магазином.

Тем не менее необходимы УНП и наименование юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), поскольку страница имеет рекламный характер.

3. В социальной сети есть страница салона красоты. Здесь содержится информация об адресе салона, телефонах, по которым можно записаться к мастеру, и ценах.

На наш взгляд, необходимо указывать УНП и наименование юридического лица (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя). Такую страницу нельзя признать интернет-магазином, поскольку речь идет не о товарах, а об услугах.

4. В социальной сети создается группа, в которой размещается описание товаров с указанием стоимости, способов доставки заказа, вариантов оплаты, порядка возврата некачественных товаров. Чтобы сделать заказ, потенциальному покупателю необходимо написать сообщение администратору группы.

Перед нами пример незаконной интернет-торговли. Такая группа соответствует всем признакам, предъявляемым Законом о торговле к интернет-магазину. Соответственно, продавец подлежит привлечению к ответственности за нарушение правил торговли и требований к использованию национального сегмента сети Интернет.

5. На странице размещается информация о продаже товаров. Есть гиперссылка на зарегистрированный в Торговом реестре Республики Беларусь интернет-магазин. Заказ товара можно сделать, исключительно перейдя по ссылке.

Такая страница не является интернет-магазином, поскольку не позволяет заказать товары. На ней не нужно указывать УНП и наименование организации (Ф.И.О. индивидуального предпринимателя), поскольку гиперссылка ведет на сайт с данными сведениями.

В заключение отметим: реализовывать товары, выполнять работы и оказывать услуги на территории Республики Беларусь с использованием социальных сетей не допускается. Законный способ использования данных платформ - размещение рекламных материалов, соответствующих предъявляемым требованиям.

Поделиться в соцсетях:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала PROnalogi .by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи на портале

1. Указ № 488 все-таки отменили и определились с вычетами по НДС |

В Беларуси совершенствуются правовые отношения в сфере налогового законодательства. Это предусмотрено указом № 151, который Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал 18 апреля, сообщили БЕЛТА в пресс-службе главы государства.

2. Минфин утвердил порядок перечисления денег за субботник в 2019 году |

Уже стало традицией с наступлением весны проводить республиканский субботник. Все желающие потрудиться на благо общества могут выполнять работы как по месту своей основной деятельности, так и вне ее, а именно: работы по благоустройству дворов, улиц, парков и других территорий, требующих надлежащего состояния. Минфин утвердил порядок перечисления денежных средств заработанных на республикнском субботнике в 2019 году.

4. Что относится к общехозяйственным расходам для целей расходования иностранной помощи? |

При направлении организациями сумм ИБП на оплату общехозяйственных расходов в соответствии с планами целевого использования (распределения) помощи, согласованными с Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, следует исходить из того, что расходы относятся к общехозяйственным, если они связаны с управлением организацией и обеспечением ее деятельности.

5. С 1 июня меняются правила ведения кассовых операций |

Национальным банком Республики Беларусь в целях упрощения работы субъектов хозяйствования с наличными денежными средствами постановлением Правления от 19 марта 2019 г. № 117 утверждена Инструкция о порядках ведения кассовых операций и расчетов наличными денежными средствами (далее - Инструкция). Постановление вступает в силу с 1 июня 2019 года.

6. О допускаемых нарушениях в части неуплаты акцизов при импорте масел моторных |

По результатам анализа и сопоставления сведений из налоговых деклараций по акцизам с иной информацией имеющейся в налоговых органах в отношении плательщиков, осуществляющих ввоз на территорию Республики Беларусь подакцизных товаров, на предмет соответствия объемов ввоза подакцизных товаров и полноты уплаты налогов устанавливаются несоответствия, выражающиеся в непредставлении налоговых деклараций по акцизам, занижении налоговой базы для исчисления акцизов, а также неуплата налога.

7. О налогообложении дополнительных отпусков |

Инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по г. Минску на основании разъяснения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.04.2019 № 2-2-10/00861 «Об учете при налогообложении дополнительных отпусков» разъяснила отдельные моменты.

8. В Минске увеличили налог за владение собаками |

Решением Мингорсовета Совета депутатов от 20 марта 2019 года № 117с 12 апреля увеличены ставки для владельцев собак в Минске.
Ставка за налоговый период устанавливается в размере 1 базовой величины (1 БВ составляет Br25,5) за породы собак, включенные в перечень потенциально опасных, 0,3 БВ — в иных случаях. В предыдущем решении цифры составляли соответственно 0,75 БВ и от 0,2 БВ до 0,6 БВ (в зависимости от высоты в холке).

9. О прочих нормируемых затратах |

Письмом от 09.04.2019 г. № 2-2-10/00858 Министерство по налогам и сборам разъяснило  порядок налогообложения прочих нормируемых затрат.

10. Утвержден образец бланка на экспорт - импорт товаров |

Постановлением Совета министров Республики Беларусь от 8 апреля 2019 г. № 223 (опубликовано на национальном правовом Интернет-портале 10.04.2019, 5/46333 1) утвержден образец бланка разрешения на экспорт и (или) импорт товаров включенных в Единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами и в отношении которых Евразийской экономической комиссией введено автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров.

11. Вниманию ИП - плательщиков налога при УСН |

МНС напоминает, что с 2019 года для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, нормами подпункта 1.2.3 пункта 1 статьи 326 Налогового кодекса Республики Беларусь введена обязанность по представлению в налоговый орган по месту постановки на учет уведомления об использовании капитальных строений.   

12. Минтруд ответил на вопросы плательщиков по командировкам |

Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь проведена онлайн-конференция по реализации постановления Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176 «О порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках».

14. Выделение НДС из контрактной стоимости объекта лизинга |

Организация, применяющая УСН без исчисления и уплаты НДС приобрела в лизинг основное средство. В  первичном учетном документе, подтверждающем передачу предмета лизинга, лизингодателем предъявлена сумма НДС, приходящаяся на контрактную стоимость предмета лизинга. До истечения срока лизинга организация перешла на применение налога при УСН с уплатой НДС.
Имеет ли право организация выделить для вычета из контрактной стоимости основного средства сумму НДС, срок уплаты которой не наступил до момента перехода на уплату НДС?

15. О порядке возврата госпошлины физлицам в 2019 году |

Порядок возврата государственной пошлины регулируется статьей 292 Налогового кодекса Республики Беларусь.
Излишне уплаченная государственная пошлина может быть возвращена полностью или частично, а так же зачтена  в счет предстоящих платежей и (или) исполнения налогового обязательства по уплате других налогов, сборов (пошлин), пеней.

16. С 4 апреля в Минске отменены повышенные налоги на неиспользуемые объекты недвижимости |

В Минске к неиспользуемым или неэффективно используемым объектам больше не применяются повышенные в десятикратном размере коэффициенты к ставкам налогов на землю и недвижимость. Об этом сообщила председатель комитета государственного имущества Мингорисполкома Галина Степуренко, комментируя решение Минского городского Совета депутатов от 20 марта 2019 года № 121

17. До 31 декабря можно не направлять информацию о расхождении между Z-отчетом и СККО |

В целях снятия напряженности в предпринимательской среде мораторий по исполнению субъектами хозяйствования пункта 8 Положения № 924/16 продлевается по 31 декабря 2019 г. Субъекты хозяйствования в период по 31 декабря 2019 г. могут не направлять в РУП ИИЦ информацию о несоответствии информации о сумме денежных средств, отраженных в суточном (сменном) отчете (Z-отчете), с информацией о сумме денежных средств за этот рабочий день (смену), отраженной в СККО.

20. Разъяснения Минтруда по применению новых норм в отношении командировок |

Минтруд в вопросах - ответах разъяснило порядок применения норм Положения о порядке и размерах возмещения расходов, гарантиях и компенсациях при служебных командировках, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2019 г. № 176.

21. Напоминаем о необходимости сдачи форм ДПУ плательщиком страховых взносов |

Напоминаем о необходимости сдачи форм ДПУ плательщиком страховых взносов в органы Фонда согласно постановлению Совмина от 09.08.2018 № 589 по застрахованным лицам, работавшим в первом квартале 2019 года.

22. ИПэшкам вернули право рассчитываться наличной валютой с нерезидентами |

29 марта 2019 г. постановлением Совета министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь № 212/5 «О некоторых вопросах проведения валютных операций» внесены новые изменения в порядок расчетов наличной иностранной валютой с нерезидентами. Согласно постановления белорусским ИП предоставлено право рассчитываться иностранной наличной валютой при импорте товаров.

23. Как подтвердить налоговое резидентство в Республике Беларусь |

Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им налогового законодательства. Если нормами международных договоров Республики Беларусь установлены иные нормы, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь, то применяются нормы международного договора, если иное не установлено частью второй настоящего пункта. Для целей избежания двойного налогообложения как правило требуется подтверждение налогового резидентства. Как подтвердить свое резидентство в Республике Беларусь?