Налогообложение при применении норм Декрета № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи»

Налогообложение при применении норм Декрета № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» |

Автор пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь пресс-служба Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь
Количество просмотров 64
Автор Декрет № 3, Декрет № 3, безвозмездная помощь, безвозмездная помощь, налогообложение налогообложение
Налогообложение при применении норм Декрета № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи»

Декретом Президента Республики Беларусь от 25 мая 2020 г. № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 3)  будет регулироваться порядок получения и использования, а также  налогообложения иностранной безвозмездной помощи (далее – помощь), который до этого регулировался  Декретом Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи» (далее – Декрет № 5).

Справочно: Согласно пункту 28 и абзацу четвертому пункта 32  Декрета № 3 Декрет № 5 признается утратившим силу через три месяца после официального опубликования Декрета № 3, т.е. с 27 августа 2020 г. Вступление в силу положений Декрета № 3, касающихся вопросов налогообложения, также происходит с указанной даты.

Следует отметить, что Декрет № 3 не содержит существенных новаций в части налогообложения помощи. Как и ранее, основополагающим является правило, согласно которому возможно освобождение помощи от налогообложения  в порядке, определенном Декретом № 3.   

Налог на добавленную стоимость 

На сегодняшний день в соответствии с Декретом № 5 от НДС освобождается только получатель помощи при получении такой помощи. Соответственно, получатель помощи не уплачивает налог на добавленную стоимость при ввозе на территорию Республики Беларусь товаров, получаемых (полученных) в качестве помощи.

Указанная налоговая преференция сохранена и в  Декрете № 3.

Помимо этого, согласно Декрету № 3 дополнительно с 27 августа 2020 г. будут освобождаться от НДС операции, совершаемые как получателем помощи, так и вторичным (последующим) получателем:

1) по дальнейшей безвозмездной передаче помощи в виде товаров, ввезенных получателем ИБП на территорию Республики Беларусь с освобождением от НДС;

2) по безвозмездной передаче товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения пункта 15 статьи 133 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее - НК) получателем помощи (вторичным (последующим) получателем) не применяются.

Таким образом, со вступлением в силу Декрета № 3 при совершении операций по безвозмездной передаче указанных выше товаров (имущества), работ, услуг не нужно исчислять НДС на всех этапах такой передачи, вплоть до получения такой помощи конечным ее потребителем.

Установленное Декретом № 3 ограничение на применение нормы пункта 15 статьи 133 НК фактически означает:

- ограничение в осуществлении вычетов для общественных организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, которые в основном и выступают получателями помощи (пункт 12 статьи 132, подпункт 24.3 пункта 24 статьи 133 НК).

При этом, поскольку при безвозмездной передаче согласно Декрету № 3 исчисления НДС не происходит, то у общественной организации не возникает необходимости выделения НДС расчетным путем согласно подпункту 26.4 пункта 26 статьи 133  НК;

- отражение оборота по безвозмездной передаче в строке 8 налоговой декларации (расчета) по НДС как организациями, осуществляющими предпринимательскую деятельность и признаваемыми плательщиками НДС, так и общественными организациями, не осуществляющими предпринимательскую деятельность.

Организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность, вычеты сумм НДС, приходящиеся на такую безвозмездную передачу, производят в общеустановленном порядке без применения особенностей пункта 15 статьи 133 НК, а значит, относят суммы «входного» НДС на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, в соответствии с положениями пункта 3 статьи 133 НК. 

Налог на прибыль 

Как и Декретом № 5, Декретом № 3 предусматривается возможность освобождения  помощи от налогообложения налогом на прибыль.

Так, пунктом 11 Декрета № 3 установлено, что помощь может освобождаться от налога на прибыль, обязанность по уплате которого возникает:

у получателей, - в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, за исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование;

у вторичных (последующих) получателей, - в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей.

Справочно: Решение об освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин) принимается:

Управлением делами Президента Республики Беларусь  - при направлении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями помощи на цели, предусмотренные в абзацах втором – тринадцатом части первой пункта 1 Декрета № 3;

Межведомственной комиссией по вопросам иностранной безвозмездной помощи – в иных случаях.

Помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов, не освобождается от налогов, сборов (пошлин) (пункт 8 Декрета № 3).

При этом, перечень общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, индивидуального предпринимателя и обеспечением их деятельности, определяется Управлением делами Президента Республики Беларусь (абзац четырнадцатый пункта 1 Декрета № 3).

Следовательно, суммы помощи, подлежащие направлению на оплату общехозяйственных расходов, наравне с другими суммами помощи, не освобожденными от налогообложения, будут формировать состав внереализационных доходов на даты, определенные пунктом 12 Декрета № 3.

Так, указанным пунктом в отношении помощи, подлежащей регистрации, но не освобожденной от налогообложения, определено, что для целей исчисления налога на прибыль такая помощь, признаваемая внереализационными доходами в соответствии с налоговым законодательством, включается в состав внереализационных доходов:

получателями в причитающемся им размере – на дату выдачи удостоверения;

вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере  - на дату фактического получения таких доходов.

Справочно: В настоящее время, на основании части третьей подпункта 3.7 пункта 3 статьи 174 НК доходы в виде стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, денежных средств, полученных в качестве иностранной безвозмездной помощи и не освобожденных от налогообложения Президентом Республики Беларусь, отражаются на дату выдачи удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи.

Кроме того, внереализационный доход будет возникать в случаях, когда на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, будет направлена помощь,  освобожденная  от налогообложения при ее регистрации.

Налогообложение помощи, не подлежащей регистрации, как и ранее, будет производиться в общеустановленном порядке, т.е. в соответствии с  правилами главы 16 НК. Данное правило закреплено пунктом 8 Декрета № 3.

 Справочно: Согласно подпункту 3.7 пункта 3 статьи 174 НК при исчислении налога на прибыль в состав внереализационных доходов включаются стоимость безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), имущественных прав, иных активов, суммы безвозмездно полученных денежных средств. При этом к безвозмездно полученным товарам (работам, услугам), имущественным правам, иным активам, безвозмездно полученным денежным средствам относятся, в том числе, полученные товары (работы, услуги), имущественные права, иные активы в случае освобождения от обязанности их оплаты, полученные денежные средства в случае освобождения от обязанности их возврата (за исключением случаев, установленных подпунктом 3.12 настоящего пункта), а также суммы иностранной безвозмездной или международной технической помощи, не освобожденные от налогообложения в порядке и на условиях, установленных Президентом Республики Беларусь.

Новшеством, введенным Декретом № 3, является взимание платы в размере 0,5 процента от суммы (стоимости) полученной помощи, не освобожденной от налогов, сборов (пошлин).

Денежные средства, поступающие в качестве платы за регистрацию помощи на текущий (расчетный) банковский счет Департамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь,  налогами, сборами (пошлинами)   не   облагаются (пункт 6 Декрета № 3).

У получателей помощи суммы уплачиваемой ими платы, осуществляемые за счет включаемых в состав внереализационных доходов сумм помощи,  будут формировать состав внереализационных расходов на основании абзаца третьего части второй пункта 2 статьи 178 НК.

Пунктом 14 Декрета № 3  предусмотрена возможность изменения целей использования помощи,  видов и размера расходов, перечня вторичных (последующих) получателей. При этом оговорено, что  при рассмотрении вопроса об изменении целей использования помощи Межведомственная комиссия вправе принять решение об отказе в освобождении помощи от налогов, сборов (пошлин).

В таких случаях, а также при направлении помощи, освобожденной от налогообложения, на оплату общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юридического лица, датой включения получателем суммы указанной помощи в состав внереализационных доходов для целей налогообложения является дата согласования Департаментом изменения плана. 

Налог при упрощенной системе налогообложения,

единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции 

Для плательщиков налога при упрощенной системе налогообложения (далее – УСН) и единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции (далее – единый налог) Декрет №3 предусматривает возможность (в установленном в нем порядке) освобождения от указанных налогов, обязанность по уплате которых возникает:

у получателей, - в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, за исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование;

у вторичных (последующих) получателей, - в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей.

Сведения об освобождении помощи от налога при УСН и единого налога указываются в приложении к налоговой декларации (расчету) по налогу при УСН и единому налогу «Сведения о размере и составе использованных льгот» соответственно.

В случае, если помощь, подлежащая регистрации и признаваемая внереализационными доходами, не освобождена от налогообложения, то для целей исчисления налога при УСН и единого налога такая помощь включается в состав внереализационных доходов и отражается:

получателями в причитающемся им размере - на дату выдачи удостоверения;

вторичными (последующими) получателями в причитающемся им размере - на дату фактического получения таких доходов.»

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку

Свежие статьи на портале

2. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на июнь 2020 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на июнь 2020 года.

3. Календарь налогоплательщика (индивидуального предпринимателя) на май 2020 года |

Календарь уплаты индивидуальными предпринимателями налогов, сборов и неналоговых платежей, представления расчетов по ним в налоговые органы и платежных поручений в обслуживающий банк на май 2020 года.

5. Порядок исчисления земельного налога при изменении целевого назначения участка |

Какой порядок исчисления земельного налога в случае, когда решением исполкома изменяется целевое назначение земельного участка, ранее предоставленного организации во временное пользование?

6. Налог за владение собаками |

В соответствии со статьей 308 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщиками налога за владение собаками признаются физические лица. Объектом налогообложения признается владение собаками в возрасте от 3 месяцев и старше.

7. Какие налоги заплатит физлицо бесплатно обучающее программированию? |

Физ. лицо предполагает разместить на сайте в сети Интернет в свободном доступе информацию, необходимую для самостоятельного обучения программированию: книги, программы, видеоролики. Кроме того, посредством сайта физ. лицо планирует отвечать на вопросы иных физ. лиц по программированию (оказывать консультативные услуги (репетиторство)). Деятельность физ. лицо будет осуществлять исключительно на безвозмездной основе и не в рекламных целях. Следует ли физ. лицу в изложенной ситуации представлять письменное уведомление и уплачивать единый налог с ИП и иных физ. лиц за оказание репетиторских услуг?

8. Уплата задолженности по земельному налогу наследником |

Физическим лицом по наследству получен земельный участок. У предыдущего собственника имелась задолженность по уплате земельного налога в отношении указанного земельного участка, а также пени, исчисленной в связи с неисполнением по уплате земельного налога. Должен ли оплачивать наследник суммы задолженности по налогу и пени за период, когда земельный участок принадлежал предыдущему владельцу?

9. Нужно ли подавать декларацию при возврате паевых взносов |

ЖСПК возвращает собственникам квартир паевые взносы, которые по решению суда в отношении УКСа были ими излишне уплачены. Стоимость квадратного метра при этом не изменилась. Деньги возвращались на погашение кредита, на уплату коммунальных услуг, на банковскую карточку, на расчетный счет до востребования.
Нужно ли собственникам подавать декларацию в налоговую?  

10. Иностранный гражданин продает свою долю в уставном фонде |

ООО создано в 2011 г. Один из учредителей общества – иностранный гражданин, имеющий вид на жительство в Республике Беларусь продает свою долю в уставном фонде другому лицу.  Применяется ли в данной ситуации льгота, предусмотренная пунктом 35 статьи 208 Налогового кодекса Республики Беларусь?